Авторы: Ракова Татьяна Витальевна, Салахова Лариса Борисовна
Должность: заместитель директора, директор
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 16
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в развитии детской одаренности"
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Новосибирска
«Детская школа искусств № 16»
СТАТЬЯ
«Роль семьи в развитии детской
одаренности»
Авторы:
Салахова Л.Б. – директор МБУДО ДШИ № 16
Ракова Т.В. – заместитель директора МБУДО ДШИ № 16
г. Новосибирск
2018 г.
Роль семьи в развитии детской одаренности
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого –
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать…
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу – наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся
из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал
обильный плод. (В. А. Сухомлинский).
Психологические особенности одаренного ребенка
Под
термином
«одаренность»
понимается
высокий
уровень
развития
способностей,
значительно
отличающихся
от
среднего.
Одаренный
ребенок
обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности,
творчества.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а
также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований
взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать
усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же
время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети
отдают
предпочтение
противоречивой
и
неопределенной
информации,
не
принимают
стандартных,
типичных
заданий
и
готовых
ответов.
Признаки
одаренности
связаны
с
высоким
уровнем
выполнения
деятельности.
Такой
ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а
создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего
труда,
стремится
к
совершенству.
Одаренные
дети
опережают
других
в
2
количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше
улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в
тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они
редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации,
жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка
нередко
сравнивают
с
губкой,
впитывающей
самую
разнообразную
информацию.
Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас,
сопровождающийся
сложными
синтаксическими
конструкциями,
умения
ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному
ребенку.
Маленькие
вундеркинды
с
удовольствием
читают
словари,
энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать
их
собственные
понятия
и
воображаемые
события,
предпочитают
игры,
требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных
детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к
чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные
цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время
малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем
усилиям взрослых.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.
При
этом
трудности
не
заставляют
их
отключаться.
Они
с
удовольствием
принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им
навязывают готовый ответ.
По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто
демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение.
Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли
раннее
проявление
одаренности
результатом
его
болезненного
состояния.
Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве
своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам.
Следует
помнить,
что
по
отношению
к
одаренным
детям
являются
неуместными
как
неумеренные
восторги,
так
и
проявления
весьма
3
критического,
недоверчивого
отношения.
Одаренного
ребенка
никогда
не
следует
выставлять
напоказ,
делать
его
предметом
гордости
и
радости.
Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать
окружающий
мир,
стремиться
к
дальнейшему
развитию,
самоопределению,
закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Роль семьи в раскрытии детской одаренности
Огромную
роль
в
раскрытии
детской
одаренности
играет
семья.
Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые
похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка
может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не
заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не
поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии
и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее
к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их
ребенка характерно следующее:
он очень любознателен;
любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
его речь очень развита, большой словарный запас;
во
всех
вопросах
ищет
самостоятельные
решения,
не
всегда
воспринимает уже готовый родительский ответ;
настойчив в достижении поставленной цели;
у
него
повышенные
математические
способности
в
сфере
вычисления и логики;
может концентрировать внимание на интересующем предмете или
задаче,
но
легко
бросает
то,
что
показалось
понятным,
или
наскучило;
обладает богатой фантазией и воображением;
рано
определяет
свое
призвание,
реально
оценивает
свои
возможности, особенности характера;
4
его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру
слов,
шутки,
может
гримасничать,
смешить
других,
подражая
взрослым
и
т.д.,
все
это
подтверждает
наличие
одаренности
у
ребенка.
И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно
реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным,
пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все».
Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они
отвечают,
что
все
было
прекрасно
до
тех
пор,
пока
в
школе
ребенку
не
приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям
Действительно
ли
думающие
родители
всерьез
полагают,
что
быть
одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании
сверстников,
быть
несчастным?
Как
ни
печально,
но
таковы
широко
распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское
открытие
одаренности
собственного
ребенка
должно
рождать
радостное
ожидание
и
готовность
решать
связанные
с
этим
проблемы,
а
не
обезоруживающую
озабоченность,
которая
стреноживает
живость
самой
важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.
Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка,
тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям
как
можно
чаще
высказывать
свои
творческие
идеи,
быть
восприимчивым
слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для
него примером и подражанием во всем.
И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и
манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику
человеческой
речи.
Ласковый
разговор
в
сочетании
с
добрыми
прикосновениями
часто
вызывает
улыбку.
Ласка,
доброжелательно
реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития
заложенных
в
нем
возможно стей,
присущей
ему
от
р ож д е н и я
исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью
5
смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в
это зеркало, то в ответ можно будет увидеть любовь.
Советы родителям одаренных детей:
поймите ребенка и осознайте его уникальность;
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
не
перегружайте
его,
заставляя
чрезмерно
заниматься
любимым
делом;
учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
учитывайте
его
индивидуальность,
чаще
хвалите,
тактично
обращайтесь с ним;
считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего
ребенка.
Список литературы:
1.
Рабочая книга школьного психолога / под ред. Доктора психологических
наук Дубровиной И.В. – М.: Просвещение. – 1991.
2.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1974.
3.
Одаренные дети / Общ. ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. – М., 1991.
4.
Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. – М.,
2000.
5.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для
учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература. 1996. – 136
с.
6