Напоминание

"Роль семьи в развитии детской одаренности"


Авторы: Ракова Татьяна Витальевна, Салахова Лариса Борисовна
Должность: заместитель директора, директор
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 16
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в развитии детской одаренности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Новосибирска

«Детская школа искусств № 16»

СТАТЬЯ

«Роль семьи в развитии детской

одаренности»

Авторы:

Салахова Л.Б. – директор МБУДО ДШИ № 16

Ракова Т.В. – заместитель директора МБУДО ДШИ № 16

г. Новосибирск

2018 г.

Роль семьи в развитии детской одаренности

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого –

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать…

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу – наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся

из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и

лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал

обильный плод. (В. А. Сухомлинский).

Психологические особенности одаренного ребенка

Под

термином

«одаренность»

понимается

высокий

уровень

развития

способностей,

значительно

отличающихся

от

среднего.

Одаренный

ребенок

обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности,

творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а

также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований

взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать

усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же

время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети

отдают

предпочтение

противоречивой

и

неопределенной

информации,

не

принимают

стандартных,

типичных

заданий

и

готовых

ответов.

Признаки

одаренности

связаны

с

высоким

уровнем

выполнения

деятельности.

Такой

ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а

создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего

труда,

стремится

к

совершенству.

Одаренные

дети

опережают

других

в

2

количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше

улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в

тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они

редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации,

жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка

нередко

сравнивают

с

губкой,

впитывающей

самую

разнообразную

информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас,

сопровождающийся

сложными

синтаксическими

конструкциями,

умения

ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному

ребенку.

Маленькие

вундеркинды

с

удовольствием

читают

словари,

энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать

их

собственные

понятия

и

воображаемые

события,

предпочитают

игры,

требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных

детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к

чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные

цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время

малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем

усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.

При

этом

трудности

не

заставляют

их

отключаться.

Они

с

удовольствием

принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им

навязывают готовый ответ.

По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто

демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение.

Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли

раннее

проявление

одаренности

результатом

его

болезненного

состояния.

Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве

своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам.

Следует

помнить,

что

по

отношению

к

одаренным

детям

являются

неуместными

как

неумеренные

восторги,

так

и

проявления

весьма

3

критического,

недоверчивого

отношения.

Одаренного

ребенка

никогда

не

следует

выставлять

напоказ,

делать

его

предметом

гордости

и

радости.

Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать

окружающий

мир,

стремиться

к

дальнейшему

развитию,

самоопределению,

закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Роль семьи в раскрытии детской одаренности

Огромную

роль

в

раскрытии

детской

одаренности

играет

семья.

Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые

похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка

может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не

заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не

поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии

и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее

к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их

ребенка характерно следующее:

он очень любознателен;

любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

его речь очень развита, большой словарный запас;

во

всех

вопросах

ищет

самостоятельные

решения,

не

всегда

воспринимает уже готовый родительский ответ;

настойчив в достижении поставленной цели;

у

него

повышенные

математические

способности

в

сфере

вычисления и логики;

может концентрировать внимание на интересующем предмете или

задаче,

но

легко

бросает

то,

что

показалось

понятным,

или

наскучило;

обладает богатой фантазией и воображением;

рано

определяет

свое

призвание,

реально

оценивает

свои

возможности, особенности характера;

4

его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру

слов,

шутки,

может

гримасничать,

смешить

других,

подражая

взрослым

и

т.д.,

все

это

подтверждает

наличие

одаренности

у

ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно

реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным,

пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все».

Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они

отвечают,

что

все

было

прекрасно

до

тех

пор,

пока

в

школе

ребенку

не

приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

Действительно

ли

думающие

родители

всерьез

полагают,

что

быть

одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании

сверстников,

быть

несчастным?

Как

ни

печально,

но

таковы

широко

распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское

открытие

одаренности

собственного

ребенка

должно

рождать

радостное

ожидание

и

готовность

решать

связанные

с

этим

проблемы,

а

не

обезоруживающую

озабоченность,

которая

стреноживает

живость

самой

важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка,

тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям

как

можно

чаще

высказывать

свои

творческие

идеи,

быть

восприимчивым

слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для

него примером и подражанием во всем.

И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и

манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику

человеческой

речи.

Ласковый

разговор

в

сочетании

с

добрыми

прикосновениями

часто

вызывает

улыбку.

Ласка,

доброжелательно

реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития

заложенных

в

нем

возможно стей,

присущей

ему

от

р ож д е н и я

исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью

5

смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в

это зеркало, то в ответ можно будет увидеть любовь.

Советы родителям одаренных детей:

поймите ребенка и осознайте его уникальность;

помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

не

перегружайте

его,

заставляя

чрезмерно

заниматься

любимым

делом;

учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

не забывайте уделять внимание физической активности малыша;

создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

учитывайте

его

индивидуальность,

чаще

хвалите,

тактично

обращайтесь с ним;

считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего

ребенка.

Список литературы:

1.

Рабочая книга школьного психолога / под ред. Доктора психологических

наук Дубровиной И.В. – М.: Просвещение. – 1991.

2.

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1974.

3.

Одаренные дети / Общ. ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. – М., 1991.

4.

Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. – М.,

2000.

5.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для

учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература. 1996. – 136

с.

6



В раздел образования