Автор: Волгина Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мухтоловская средняя школа"
Населённый пункт: р.п.Мухтолово
Наименование материала: статья
Тема: "КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА."
Раздел: начальное образование
Н.А.Волгина (р.п.Мухтолово)
КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.
В
начальной
школе
большое
значение
придаётся
словарно-
орфографической
работе,
в
процессе
которой
дети
усваивают
слова
с
непроверяемыми
и
трудно-проверяемыми
написаниями,
данные
в
специальных списках для каждого класса. Уже в первом классе дети получают
первоначальные сведения о них, работая по «Прописи» и учебнику «Русский
язык».Первоклассники
наблюдают
за
написанием
таких
слов,
как
воробей,ворона,сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов
Москва, учитель, ученик, собака, корова, воробей.В каждом из последующих
классов
количество
таких
слов,
требующих
запоминания
грамотного
употребления
в
устной
и
письменной
речи,
увеличивается.
Обучение
написанию
трудных
слов
требует
многократных
систематических
упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ. Мой
опыт работы показывает, что навык написания этих слов, с одной стороны, во
многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с
другой-
изучение
таких
слов
и
проведение
словарно-
орфографических
упражнений способствует активизации словаря младших школьников.
В данной статье мне хотелось бы обратить внимание на использование
лексико - орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и
систематизации знаний обучающихся о словах с непроверяемыми и трудно-
проверяемыми
написаниями
как
средства
обогащения,
уточнения
и
активизации словаря детей, а также развития культуры речи и воспитание
любви к родному слову.
Изучение каждого слова из « Словаря» связывается с изучаемым на уроке
грамматико-
орфографическим
материалом.
Учитель
всегда
найдёт
возможность
предложить
детям
написать
нужное
слово,
осмыслить
его
значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в
предложении, связном тексте. Материалом для проведения таких упражнений
могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-
отрывки из художественных произведений. Самым распространённым видом
словарно-офографических
упражнений
являются
диктанты.
Словарные
диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид
работы
над
трудными
словами.
Рассмотрим
некоторые
виды
диктантов
и
методики их проведения.
Зрительный
диктант
с
п р ед ва р и т е л ь н ы м
р а з б о р ом .
Д е т и
орфографически
и
орфоэпически
проговаривают
написанное
на
карточке
трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти
(выясняют значение слова).
Картинный
диктант:1)учитель
показывает
карточку-
картинку,
дети
называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в
слове
и
записывают
его;2)учительпоказываеткарточку-картинку,
дети
называют
изображённый
предмет,
записывают
слово,
выделяя
в
нём
безударную гласную и ставя знак ударения;3)учитель показывает карточку-
картинку,
дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием
изображённого на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную,
которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения.
Выборочный
диктант
(картинный,
слуховой,
зрительный).Учитель
предлагает детям либо карточки- картинки, либо карточки- слова, в которых
пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:1)записать в
первый столбик слова- названия животных, во второй – слова – названия
растений; 2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует
запомнить гласную е, во второй – слова, в написании которых надо запомнить
гласную о, в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а
(комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт…); 3)выписать только слова из «
Словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)
Диктант
с
использованием
загадок. Учитель
читает загадку, дети
отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке.
Затем ученики записывают слово- отгадку и выделяют в записанном слове
орфограммы.
Диктант по памяти:1)записать по памяти слова, обозначающие названия
инструментов(молоток,
лопата,
топор);
2)записать
по
памяти
слова,
в
написании которых нужно писать в безударном слоге гласную букву е.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из « Словаря»
или
однокоренные
ему
слова,
один
ученик
комментирует
написание,
остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом.
К примеру:1)четвёртый день недели (четверг); 2)приём пищи в середине дня
(обед);
3)плод
яблони
(яблоко);
4)помещение
для
торговли
чем-нибудь
(магазин).
Проверка заданий может быть с помощью сигнальных карточек, а может
и сопровождаться объяснением правильности написанных слов.
Значительное место в системе словарно- орфографических упражнений
занимают упражнения лексического характера. Вот некоторые примеры таких
упражнений:
1.Прочитайте
и
объясните
значение
изучаемого
слова
в
каждом
предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в
каком – о сирени как цветке этого растения.
1)Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.
(М.Рудерман.) 2) Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень .
(А.Плещеев.)
2 . Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
1).Вот и лето подоспело- земляника покраснела.(М.Ивенсен.)
2).Земляничка, земляничка-красненькая невеличка, беленький цветочек и
тройной листочек.(В Малков.)
3).Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье
вам привычное.(М.Яснов.)
(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным
написанием корня в однокоренных словах.)
3.Запишите только те однокоренные слова (осина ,осинник, осиновый,
осинка,
подосиновик),
к о т о р ы е
с о о т в е т с т в у ю т
с л е д у ю щ и м
значениям:1)молодая осина; 2)осиновый лес; 3)гриб с красной или коричнево-
красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
4. Прочитайте
и объясните различие в значении каждой пары слов.
Составьте
предложение
с
любым
словом:
морковь-
морковка,
жёлтый-
желтоватый,
чёрный-
чёрненький,
ветер-
ветрище,
корова-
коровёнка,
сверкать- сверкнуть.
5.Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, шофёр и тд.
6.Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».
1.)Сапоги, ботинки- это обувь, а … - это одежда.2.)Заяц, …- это звери, а
…, …, это птицы. 3.)Пенал, … - это учебные принадлежности, а …, …, -это
инструменты. 4.)Морковь, …, … - это овощи.
7.Рассмотрите
картинки
и
расскажите
об
этих
птицах.
Составьте
и
напишите небольшой текст о любой птице.
Словарно –орфографическая работа с трудными словами предполагает и
проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых
слов, их прямым и переносным значением, синонимами и
антонимами. В
тексте ребята находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними
словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость того
или иного слова в контексте. Вот некоторые из упражнений подобного типа.
1.Объясните значение выделенных слов.
1.)Весело
сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком.
(И.Никитин.) 2.)Третий месяц у ворот- это к солнцу поворот.(Ю.Коринец.)
2.Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат ,
выпишите эти слова.
1.)Советский
воин
бережёт
родной
страны
покой
и
сл аву.
(Е.Трутнева.)2.)С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два
брата
солдата.(П.Воронько.)3.)Только
взял
боец
трёхрядку,
сразу
видно-
гармонист.(А.Твардовский.)4.)Но служивый знает дело, и за Родину свою он
пойдёт в атаку смело, победит врага в бою.(В.Качурин.)5.)Служил в рядах
Вооружённых сил рядовой Петров.
3.Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево- сказку говорит.
(А.Пушкин.)
4.Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Друг- товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец.
5.Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста.
После
выполнения
данных
заданий
учитель
предлагает
детям
как
грамматико-
орфографические
задания
(подчеркнуть
буквы,
написание
которых надо запомнить, определить часть речи и т. д.),так и задания по
развитию речи (написать по памяти, составить словосочетание, предложение с
любым из слов).
Таким
образом,
в
данной
статье
представлены
лишь
некоторые
из
возможных
упражнений,
которые
можно
рекомендовать
при
работе
над
словами
с
непроверяемыми
и
трудно-проверяемыми
написаниями.Эти
упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых
слов, обогатить словарный запас детей и сформировать осознанный навык
написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной
речи.
Литература
М.Р.Львов «Методика развития речи младших школьников».
В. Д. Купров «Словарная работа на уроке русского языка».
В. В. Ераткина «Приёмы обучения непроверяемым написаниям».
Т. И. Тарабарина, Е.И.Соколова «И учёба и игра:русский язык».