Напоминание

Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"


Автор: Сабитова Танзиля Габдулахатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №26"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Раздел: среднее образование





Назад




А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Тема. Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели: 1. Выявить жизненные идеалы и нравственный облик фамусовского общества.

2. Формировать навыки анализа драматического произведения.

3. Воспитывать внимание к слову, любовь к русской литературе.

Оборудование: презентация.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Фамусовская Москва… Как давно это было. Кроме нескольких старых особняков и

когда-то пышных дворцов, все уже ушло, позабылось. Нас волнуют иные мысли, иные

страсти. Многое из того, что волновало красноречивого и запальчивого Чацкого, нас уже

не волнует. С крепостничеством давно покончено. Но молчалины и скалозубы еще живут,

они переоделись в наши современные костюмы или в нынешние военные мундиры, живет

и плутоватый Загорецкий, и шумный Репетилов.

Комедия «Горе от ума» бессмертна.

- В чем же секрет ее вечного обаяния?

В правде ее сценических героев: Фамусова, бесподобной Хлестовой, несравненного

Репетилова.

Язык персонажей комедии – яркий, колоритный. Многие фразы стали крылатыми.

- Найдите в комедии выражения, которые стали крылатыми.

«Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь».

«Счастливые часов не наблюдают».

«Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?»

«Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

«Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!»

«Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой».

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

«А судьи кто?»

«Ах! злые языки страшнее пистолета».

«В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь».

2. Характеристика фамусовского общества

Итак, фамусовская Москва.

- Как вы понимаете это словосочетание? Что входит в это понятие?

Быт и нравы Москвы 1 четверти 19 века, в частности, московского барства.

- Почему общество, представленное в комедии, мы называем фамусовским?

Фамусов – типичный представитель этого общества. Богатый барин, крупный и

влиятельный чиновник, мечтающий о завидном женихе для дочери. В его образе наиболее

ярко воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих

поступков. Зависит от общественного мнения.

- Назовите представителей фамусовского общества. Что их всех объединяет?

Скалозуб, старуха Хлестова, князья Тугоуховские, графини Хрюмины, Молчалин…

Объединяют их общие жизненные идеалы, нравственные принципы.

Все начинается с воспитания. Причины нравственного оскудения нужно искать и в

воспитании, в образовании, которое давали молодым дворянам.

Сообщение учащегося

В 1 четверти 19 века богатые дворяне давали своим детям преимущественно

домашнее образование. Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-

гувернер. Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и

фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали «по билетам». (В

комедии «Горе от ума» Фамусов говорит: «Берем же побродяг, и в дом и по билетам».)

Француз-гувернер и француз-учитель редко серьезно относились к своим

педагогическим обязанностям. Образованные, талантливые учителя были редкостью. Не

только русская сатирическая литература, но и свидетельства самих французов,

посещавших Россию в конце 18 – начале 19 века, изобилуют анекдотическими

сообщениями. Тут рассказы и о французе, который преподавал французскую грамматику,

но сам ее не знал, и о том, как французский посол в 1770 году узнал в Петербурге в одном

учителе своего бывшего кучера, а начальник кадетского корпуса Ангальт – бывшего

барабанщика своего полка, которого он лично приговорил к телесному наказанию.

Если в 18 веке (до французской революции 1789 г.) претендентами на учительские

места в России были, главным образом, мелкие жулики и авантюристы, актеры,

парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий, то после

революции за границами Франции оказались тысячи аристократов-эмигрантов и в России

возник новый тип учителя-француза. Характерный его портрет рисует в своих мемуарах

один из современников: «…наш гувернер, шевалье де-Ролен-де-Бельвиль, французский

подполковник, человек лет сорока. Не слишком молодой, умный и весьма осторожный, сей

повеса старался со всеми быть любезен и умел всем нравиться, старым и молодым,

господам и даже слугам. … Об отечестве своем говорил как все французы, без чувства, но

с хвастовством, и с состраданием, более чем с презрением, о нашем варварстве. Мало-

помалу приучил он меня видеть во Франции прекраснейшую из земель, вечно озаренную

блеском солнца и ума, а в ее жителях избранный народ, над всеми другими поставленный.

… Посреди сих разговоров вдруг начал он заводить со мною нескромные речи и

рассказывать самые непристойные, даже отвратительные анекдоты… Он был чрезвычайно

опрятен и никогда не покидал крестика святого Лазаря, который доставляли не заслуги, а

доказательства старинного дворянства». Картина достаточно выразительная. Известен

случай, когда появившийся в России беглый каторжник-француз, демонстрируя

бурбонский герб на своем плече (уголовным преступникам в дореволюционной Франции

палач выжигал на плече клеймо – королевскую лилию), уверял русских помещиков, что

этим знаком отметили себя принцы крови, чтобы узнавать друг друга в эмиграции.

Мнимому принцу воздавались доверчивыми провинциалами королевские почести, и он

чуть было не женился на дочери своего гостеприимного хозяина.

Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и

значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком

бытового разговора на одном-двух иностранных языках (чаще всего это были французский

и немецкий), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками

рисования, пения и игры на каком- либо музыкальном инструменте и самыми начатками

истории, географии и словесности.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки

привлекательную невесту. Характерны слова Фамусова, откровенно связывающего

обучение дочери с будущим ее браком:

Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам. (Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина

«Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1980. – с. 42-

61)

- Сделаем вывод, каким же было воспитание дворян?

Поверхностным, учителя-французы не воспитывали в своих подопечных чувства

патриотизма, а учили преклоняться перед западноевропейской культурой.

В тетрадях записываем «Жизненные идеалы и нравственный облик фамусовского

общества».

- Какова идеология этих людей?

Фамусовское общество надежно охраняет крепостнические идеалы. Они владеют

поместьями и крепостными крестьянами. Это мерило богатства, общественного

положения и престижа. Жестокость по отношению к крепостным. (В тетради: 1.

Паразитическое существование за счет крестьян).

- Каково отношение к службе?

Чтение наизусть монолога Фамусова.

Служба органически входила в дворянское понятие чести. Представление о службе

как высоком служении общественному благу. Чацкий на предложение Фамусова служить

отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Почему? – Фамусовское общество

относится к службе как средству чины добыть, «награжденья брать и весело пожить». (В

тетради: 2. Служба – средство чины добыть, «награжденья брать»).

- Что для фамусовского общества является главной человеческой ценностью?

Богатство, не ум, не высокие душевные качества человека. (В тетради: 3. Главная

человеческая ценность – не ум, не высокие душевные качества человека, а «золотой

мешок»).

- Как относятся к просвещению, к передовым людям?

С ненавистью, со страхом, видят в просвещении опасность для собственного

благополучия. Фамусов:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

(В тетради: Ненависть к просвещению, к передовым людям:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь»).

- Как относятся к русской национальной культуре, к народу?

(В тетради: Презрение к русской национальной культуре, к народу; преклонение

перед западноевропейской культурой.)

- Как проводит время фамусовское общество? Чем занимается?

Балы, обеды, крестины… (вспомним монолог Фамусова перед Петрушкой).

(В тетради: Пустое времяпрепровождение, праздность, ограниченность интересов).

- Какие сделаем выводы?

Фамусовское общество дорожит своим дворянством, надежно охраняет

крепостнические идеалы. Однажды усвоенные «предрассудки» устраивают Фамусова и

людей его круга, потому они ничего не хотят менять. Боятся всего нового, передового.

- Запишите вывод самостоятельно. Прочитайте.

Домашнее задание: Чацкий и Молчалин (сравнительная характеристика).



В раздел образования