Автор: Иванова Анастасия Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Мичээр" МБНОУ "Октемский НОЦ"
Населённый пункт: село Чапаево Хангаласский улус РСЯ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста через участие в НПК "Я – исследователь"
Раздел: дошкольное образование
Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного
возраста через участие в НПК «Я – исследователь»
Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, что бы ребенок вырос
здоровым,
крепким,
творческим,
думающим,
инициативным,
с
активной
жизненной
позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в
отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что перед нами (педагогами и
родителями) стоит важная задача повысить качество воспитания и образования
подрастающего поколения. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное
содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах
деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование
объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов Н. Н. Подьяковой, А. П.
Усовой, Е. Л. Панько, Г. М. Ляминой, можно говорить, что «детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», говорить о
необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе
которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их
сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания
самостоятельно.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает
объект,
раскрывает
его
содержание
в
ходе
практической
деятельности
с
ним.
Эксперименты
и
опыты
развивают
наблюдательность,
самостоятельность,
стремление
познать
мир,
желание
поставить
задачу
и
получить
результат,
здесь
проявляются
творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Исходя
из
этого,
мы
поставили цель:
способствовать
развитию
у
детей
познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию
окружающего мира и размышлению.
Задачи:
Расширение
представлений
детей
об
окружающем
мире
через
знакомство
с
элементарными знаниями из различных областей наук:
Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах
и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.);
Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение
экспериментов (увеличительные
стёкла,
микроскоп,
чашечные
весы,
песочные
часы,
линейка, сантиметровая лента, бинокли);
Развитие
мыслительных
способностей:
анализ,
классификация,
сравнение,
обобщение.
В
нашем
детском
саду
работают
центры
активности
(центр
литературы,
центр
искусства, центр строительства, центр сюжетно-ролевой игры, центр кулинарии и т.д.).
Этот центр своего рода мини- лаборатория детских исследований. Центр предназначен,
как
для
организованной,
так
и
для
самостоятельной
исследовательской
деятельности
детей. В центре экспериментирования ребенок обучается через собственные опыты, пробы
и открытия.
Центр
оснащен:
природными
материалами
(песок,
глина,
вода,
семена),
медицинским материалом (пипетка, колбы, груши, шприцы), крупами, энциклопедии и
т.д. Также
мы приобрели
3 мини
- лаборатории
«Вода и воздух», «Магнит» и
«Природа».
По средам у нас проводится детско-взрослое сообщество (ДВС). У нас всего
работает 10 сообществ. ДВС дети выбирают сами, проводится в послеобеденное время.
Сегодня мне хотелось бы подробней остановиться на
работе детско-взрослого
сообщества «Моя первая научная лаборатория», которое проводится 1 раз в неделю.
Именно здесь исследование окружающего мира проходит в увлекательной игровой форме
посредством
современных
перспективных
методик,
направленных
на
активизацию
познавательной
деятельности
ребёнка (естественно-научные
опыты,
наблюдения,
наглядное
моделирование).
Эти
методики
развивают
интеллектуальные
способности
ребёнка
в
познании
окружающего
мира,
его
исследовательскую
и
изобретательскую
деятельность.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются
различные формы работы:
беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные
презентации,
дидактические
и
развивающие
игры,
эксперименты
и
опыты
в
центре
активности.
«Моя первая научная лаборатория» выявляет исследовательские способности
дошкольников
через
экспериментирование
и
опыты.
Итогом
работы
должен
быть
исследовательский проект, с которым дети выступают на конкурсе «Я – исследователь».
В нашем улусе
2 год проводится конкурс «Я-исследователь» по 4 секциям:
«Математика и техника», «Гуманитарная», «Неживая природа», «Живая природа». Но для
того, чтобы пройти в улусный уровень наши дети сначала защищают свои проекты в саду,
потом победителей готовим на КМО. В комиссию мы приглашаем из лицея педагогов с
учеными степенями. В этом конкурсе принимают участие все дети подготовительной
группы. Темы исследовательских работ родители выбирают сами или же руководитель
предлагает сам. Начинают работу с осени или даже некоторые начинают наблюдать летом.
Все
педагоги
детского
сада
готовят
по
2-3
ребенка.
Тесно
работают
с
родителями.
Победители КМО участвуют на улусном конкурсе.
Второй год наши дети занимают
призовые места. И очень отрадно что, в этом году наша воспитанница Федорова Аэлита
стала лауреатом 1 степени в республиканском этапе «Я-исследователь» с темой «Кѳҕγѳр» -
узор заклинания».
В прошлом году мы выпустили сборник «Я - исследователь», куда включили все
исследовательские проекты детей. Нынче напечатали второй сборник. А также каждый
руководитель делает альбом проекта исследовательской работы своего участника. Наши
выпускники
также
в
школе
продолжают
участвовать
в
разных
конкурсах
по
исследовательской работе.
Достижения наших выпускников:
Гурьев Дима
- диплом 2 степени в Республиканской НПК «Космоска Аартык», посвященной 55-
летию первого полета человека в космос, 2016г.;
Мостахова Юля
- грамота на Республиканском конкурсе «Барашковские чтения», 2016г.;
Рожина Динара
- диплом 1 степени в улусном конкурсе «Я-исследователь», 2017г.;
Лиханов Марк
- лауреат 1 степени в улусном этапе «Я-исследователь», 2018г;
- дипломант 3 степени в республиканском этапе «Я - исследователь»;
- дипломант 1 степени в республиканском конкурсе чтецов «Барашковские чтения».
Романова Саргылана
- дипломант 1 степени в улусном этапе «Я-исследователь», 2018г.
Заключение
Такого рода познавательная деятельность всесторонне развивает любознательность
детей, мотивирует
различного рода исследованиям, воспитывает трудолюбие ребёнка,
даёт возможность самореализоваться, научиться излагать и отстаивать свою точку зрения.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе
развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников
уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны
педагога
к
данной
проблеме.
Таким
образом,
используя
экспериментирование,
познавательные
задачи
и
проектную
деятельность
при
решении
проблемы
познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный
переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Иванова Анастасия Егоровна – воспитатель
детского сада «Мичээр» МБНОУ
«Октемский научно-образовательный центр»
Хангаласский улус РС (Я)