Напоминание

Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста через участие в НПК "Я – исследователь"


Автор: Иванова Анастасия Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Мичээр" МБНОУ "Октемский НОЦ"
Населённый пункт: село Чапаево Хангаласский улус РСЯ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста через участие в НПК "Я – исследователь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного

возраста через участие в НПК «Я – исследователь»

Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, что бы ребенок вырос

здоровым,

крепким,

творческим,

думающим,

инициативным,

с

активной

жизненной

позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в

отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что перед нами (педагогами и

родителями) стоит важная задача повысить качество воспитания и образования

подрастающего поколения. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное

содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах

деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование

объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов Н. Н. Подьяковой, А. П.

Усовой, Е. Л. Панько, Г. М. Ляминой, можно говорить, что «детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», говорить о

необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе

которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их

сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания

самостоятельно.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает

объект,

раскрывает

его

содержание

в

ходе

практической

деятельности

с

ним.

Эксперименты

и

опыты

развивают

наблюдательность,

самостоятельность,

стремление

познать

мир,

желание

поставить

задачу

и

получить

результат,

здесь

проявляются

творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Исходя

из

этого,

мы

поставили цель:

способствовать

развитию

у

детей

познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию

окружающего мира и размышлению.

Задачи:

Расширение

представлений

детей

об

окружающем

мире

через

знакомство

с

элементарными знаниями из различных областей наук:

Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах

и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.);

Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение

экспериментов (увеличительные

стёкла,

микроскоп,

чашечные

весы,

песочные

часы,

линейка, сантиметровая лента, бинокли);

Развитие

мыслительных

способностей:

анализ,

классификация,

сравнение,

обобщение.

В

нашем

детском

саду

работают

центры

активности

(центр

литературы,

центр

искусства, центр строительства, центр сюжетно-ролевой игры, центр кулинарии и т.д.).

Этот центр своего рода мини- лаборатория детских исследований. Центр предназначен,

как

для

организованной,

так

и

для

самостоятельной

исследовательской

деятельности

детей. В центре экспериментирования ребенок обучается через собственные опыты, пробы

и открытия.

Центр

оснащен:

природными

материалами

(песок,

глина,

вода,

семена),

медицинским материалом (пипетка, колбы, груши, шприцы), крупами, энциклопедии и

т.д. Также

мы приобрели

3 мини

- лаборатории

«Вода и воздух», «Магнит» и

«Природа».

По средам у нас проводится детско-взрослое сообщество (ДВС). У нас всего

работает 10 сообществ. ДВС дети выбирают сами, проводится в послеобеденное время.

Сегодня мне хотелось бы подробней остановиться на

работе детско-взрослого

сообщества «Моя первая научная лаборатория», которое проводится 1 раз в неделю.

Именно здесь исследование окружающего мира проходит в увлекательной игровой форме

посредством

современных

перспективных

методик,

направленных

на

активизацию

познавательной

деятельности

ребёнка (естественно-научные

опыты,

наблюдения,

наглядное

моделирование).

Эти

методики

развивают

интеллектуальные

способности

ребёнка

в

познании

окружающего

мира,

его

исследовательскую

и

изобретательскую

деятельность.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются

различные формы работы:

беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные

презентации,

дидактические

и

развивающие

игры,

эксперименты

и

опыты

в

центре

активности.

«Моя первая научная лаборатория» выявляет исследовательские способности

дошкольников

через

экспериментирование

и

опыты.

Итогом

работы

должен

быть

исследовательский проект, с которым дети выступают на конкурсе «Я – исследователь».

В нашем улусе

2 год проводится конкурс «Я-исследователь» по 4 секциям:

«Математика и техника», «Гуманитарная», «Неживая природа», «Живая природа». Но для

того, чтобы пройти в улусный уровень наши дети сначала защищают свои проекты в саду,

потом победителей готовим на КМО. В комиссию мы приглашаем из лицея педагогов с

учеными степенями. В этом конкурсе принимают участие все дети подготовительной

группы. Темы исследовательских работ родители выбирают сами или же руководитель

предлагает сам. Начинают работу с осени или даже некоторые начинают наблюдать летом.

Все

педагоги

детского

сада

готовят

по

2-3

ребенка.

Тесно

работают

с

родителями.

Победители КМО участвуют на улусном конкурсе.

Второй год наши дети занимают

призовые места. И очень отрадно что, в этом году наша воспитанница Федорова Аэлита

стала лауреатом 1 степени в республиканском этапе «Я-исследователь» с темой «Кѳҕγѳр» -

узор заклинания».

В прошлом году мы выпустили сборник «Я - исследователь», куда включили все

исследовательские проекты детей. Нынче напечатали второй сборник. А также каждый

руководитель делает альбом проекта исследовательской работы своего участника. Наши

выпускники

также

в

школе

продолжают

участвовать

в

разных

конкурсах

по

исследовательской работе.

Достижения наших выпускников:

Гурьев Дима

- диплом 2 степени в Республиканской НПК «Космоска Аартык», посвященной 55-

летию первого полета человека в космос, 2016г.;

Мостахова Юля

- грамота на Республиканском конкурсе «Барашковские чтения», 2016г.;

Рожина Динара

- диплом 1 степени в улусном конкурсе «Я-исследователь», 2017г.;

Лиханов Марк

- лауреат 1 степени в улусном этапе «Я-исследователь», 2018г;

- дипломант 3 степени в республиканском этапе «Я - исследователь»;

- дипломант 1 степени в республиканском конкурсе чтецов «Барашковские чтения».

Романова Саргылана

- дипломант 1 степени в улусном этапе «Я-исследователь», 2018г.

Заключение

Такого рода познавательная деятельность всесторонне развивает любознательность

детей, мотивирует

различного рода исследованиям, воспитывает трудолюбие ребёнка,

даёт возможность самореализоваться, научиться излагать и отстаивать свою точку зрения.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе

развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников

уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны

педагога

к

данной

проблеме.

Таким

образом,

используя

экспериментирование,

познавательные

задачи

и

проектную

деятельность

при

решении

проблемы

познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный

переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.

Иванова Анастасия Егоровна – воспитатель

детского сада «Мичээр» МБНОУ

«Октемский научно-образовательный центр»

Хангаласский улус РС (Я)



В раздел образования