Автор: Эккардт Галина Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Тюменская область, г.Заводоуковск
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания".
Раздел: среднее образование
Эккардт Г.А., учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №1 г.Заводоуковск
«Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания».
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями,
адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-
ориентированного образования.
Под
компетенцией
понимается
готовность
субъекта
эффективно
сорганизовывать
внутренние
и
внешние
ресурсы
для
достижения
поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности,
выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений,
навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор
осваиваемых
способов
деятельности
должен
быть
социально
востребованным
и
позволять
учащемуся
оказываться
адекватным
типичным
ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением
социально-экономической ситуации.
Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией,
поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической
сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям,
ориентироваться
в
разнообразных
ситуациях,
работать
в
различных
коллективах,
потому
что
«проектная
деятельность
является
культурной
формой
деятельности,
в
которой
возможно
формирование
способности
к
осуществлению
ответственного выбора».
Цель: Применение метода проекта на уроках истории и обществознания для формирования метапредметных результатов.
Для достижения поставленной цели обозначила задачи:
1.Проанализировать сущность метода проекта для формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.
2.Использовать метод проекта на уроках истории и обществознания для достижения метапредметных результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,
использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из
различных предметных областей.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является
педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая
проблема
-
то
конкретное
ее
решение,
оформленное
в
информационном
продукте,
если
практическая
-
конкретный
продукт,
готовый
к
1
потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует
учащийся в ходе проектной деятельности.
Таким
образом,
под проектом
мы
подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися
комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта ; под методом проектов – технологию
организации
образовательных
ситуаций,
в
которых
учащийся
ставит
и
решает
собственные
проблемы,
и
технологию
сопровождения
самостоятельной деятельности учащегося.
Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приёмов, технологий,
форм), обеспечивающих высокий уровень мотивации детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей
к её реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.
В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
проблемного обучения и других технологий.
Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности
детей.
Педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную
деятельность.
Это
может
быть
создание
проблемной
ситуации,
обсуждение
практических
задач,
жизненно
важной
для
детей,
рассказ
о
привлекательной перспективе.
На уроке обществознания в 10 классе при изучении темы «Семья как главный институт общества» ученикам предлагается высказывание В.
Гюго «Семья это кристалл общества». В ходе изучения данного вопроса были определены проблемы и способы их решения. Ученики выступили в
качестве депутатов Государственной думы и предложили новые законопроекты для решения выдвинутых проблем. В рамках изучения истории по
теме «Реформы Ивана Грозного» ученики сумели найти аргументы и доказать, почему Иван получил прозвище Грозный.
Важнейший приём в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс
проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.
Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, он мотивирует детей к познавательной
деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта. На уроке обществознания в 7 классе ученикам предложен вопрос
«Защита Отечества – долг или обязанность?». В результате работы с документами, материалами параграфами, ресурсами Интернет ученики
написали сочинение «Профессия Родину защищать».
Другим важным приёмом является «Звёздочка обдумывания». Его суть заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который, в
свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическая и практическая работа над этими вопросами
позволяет
приблизиться
к
решению
главной
проблемы.
По
существу,
проектная
деятельность
–
это
система
«звёздочек
обдумывания»,
определяющих последующие практические и познавательные действия учащихся.
Так на уроках истории в 5 классе при изучении истории Древней Греции ученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на
вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Древнегреческая
школа» (создание рекламы, составление словарей новых слов, взять интервью у учителя и ученика Древнегреческой школы). На уроках
обществознания в 9 классе при изучении темы «Правовое государство»
ученикам предлагается прочитать статью 1 Конституции РФ, где
говорится о том, что РФ есть правовое государство. И снова появляется возможность организовать проект по теме «РФ – правовое государство».
2
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск
проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
В 11 классе на уроках права ученики постоянно выступают в качестве юристов при решении правовых задач. На уроках истории в 7 классе
после изучения темы «Смутное время» ученикам предложены выступить в роли Михаила Романова и предложить свои варианты решения
сложившихся проблем.
В поиске ответов на проблемные вопросы, сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические
способы: кластер, сравнительная карта, таблицы, причинная карта, список положительных и отрицательных аргументов.
В 6 классе на уроке обществознания после изучения темы «Человек в группе» ученикам предложено составить карту «Группы моего
класса».
В рамках изучения темы «Первая мировая война» в 11 классе ученики так же составили схему, которая позволяет изучить данный вопрос.
Интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности
вполне понятен. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:
-распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;
- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
- найти и привлечь нужные ресурсы;
- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;
- осуществить презентацию результата своей работы и самореализацию своей компетентности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе проектной технологии лежит формирование метапредметных
результатов.
Метапредметные результаты изучения истории включают:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;
-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Существует множество классификаций типов проектов учащихся. Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно
классифицировать по нескольким основаниям. По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на
технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные. Проекты также разделяют в зависимости от количества
учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.
На мой взгляд, невозможно связать формирование определенной компетентности с каким-то конкретным типом проекта, так как каждый
проект
подразумевает
решение
проблемы,
работу
с
информацией,
коммуникацию.
Одним
из
существенным
фактором,
влияющим
на
возможности,
которые
предоставляет
тот
или
иной
проект
для
формирования
коммуникативной
компетентности
в
части
продуктивной
коммуникации (работа в группе), является количество участников проекта.
3
В своей работе я предлагаю ученикам различные проекты:
- индивидуальные (Составить словарь новых слов, создать презентацию);
- групповые (Взять интервью, создать газету);
- исследовательские («Демографические проблемы: Как победить смертность?», «Антиалкогольная политика и молодёжь», «Правовая
культура: состояние и перспективы»);
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых
компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при
работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и
компетентности решения проблем.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой
мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить
лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать
новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:
- Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в
практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее
всего осуществляется в процессе проектной деятельности;
- Проектная технология одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников;
- Проектная деятельность обеспечивает высокую активную позицию школьников. Это содействует формированию гражданственности и
социальной ответственности учащихся.
4