Напоминание

"Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания".


Автор: Эккардт Галина Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Тюменская область, г.Заводоуковск
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания".
Раздел: среднее образование





Назад




Эккардт Г.А., учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №1 г.Заводоуковск

«Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания».

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями,

адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-

ориентированного образования.

Под

компетенцией

понимается

готовность

субъекта

эффективно

сорганизовывать

внутренние

и

внешние

ресурсы

для

достижения

поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности,

выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений,

навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор

осваиваемых

способов

деятельности

должен

быть

социально

востребованным

и

позволять

учащемуся

оказываться

адекватным

типичным

ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением

социально-экономической ситуации.

Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией,

поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической

сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям,

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях,

работать

в

различных

коллективах,

потому

что

«проектная

деятельность

является

культурной

формой

деятельности,

в

которой

возможно

формирование

способности

к

осуществлению

ответственного выбора».

Цель: Применение метода проекта на уроках истории и обществознания для формирования метапредметных результатов.

Для достижения поставленной цели обозначила задачи:

1.Проанализировать сущность метода проекта для формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.

2.Использовать метод проекта на уроках истории и обществознания для достижения метапредметных результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,

использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из

различных предметных областей.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является

педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным,

осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая

проблема

-

то

конкретное

ее

решение,

оформленное

в

информационном

продукте,

если

практическая

-

конкретный

продукт,

готовый

к

1

потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует

учащийся в ходе проектной деятельности.

Таким

образом,

под проектом

мы

подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися

комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта ; под методом проектов – технологию

организации

образовательных

ситуаций,

в

которых

учащийся

ставит

и

решает

собственные

проблемы,

и

технологию

сопровождения

самостоятельной деятельности учащегося.

Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приёмов, технологий,

форм), обеспечивающих высокий уровень мотивации детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей

к её реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

проблемного обучения и других технологий.

Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности

детей.

Педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную

деятельность.

Это

может

быть

создание

проблемной

ситуации,

обсуждение

практических

задач,

жизненно

важной

для

детей,

рассказ

о

привлекательной перспективе.

На уроке обществознания в 10 классе при изучении темы «Семья как главный институт общества» ученикам предлагается высказывание В.

Гюго «Семья это кристалл общества». В ходе изучения данного вопроса были определены проблемы и способы их решения. Ученики выступили в

качестве депутатов Государственной думы и предложили новые законопроекты для решения выдвинутых проблем. В рамках изучения истории по

теме «Реформы Ивана Грозного» ученики сумели найти аргументы и доказать, почему Иван получил прозвище Грозный.

Важнейший приём в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс

проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.

Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, он мотивирует детей к познавательной

деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта. На уроке обществознания в 7 классе ученикам предложен вопрос

«Защита Отечества – долг или обязанность?». В результате работы с документами, материалами параграфами, ресурсами Интернет ученики

написали сочинение «Профессия Родину защищать».

Другим важным приёмом является «Звёздочка обдумывания». Его суть заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который, в

свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическая и практическая работа над этими вопросами

позволяет

приблизиться

к

решению

главной

проблемы.

По

существу,

проектная

деятельность

это

система

«звёздочек

обдумывания»,

определяющих последующие практические и познавательные действия учащихся.

Так на уроках истории в 5 классе при изучении истории Древней Греции ученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на

вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Древнегреческая

школа» (создание рекламы, составление словарей новых слов, взять интервью у учителя и ученика Древнегреческой школы). На уроках

обществознания в 9 классе при изучении темы «Правовое государство»

ученикам предлагается прочитать статью 1 Конституции РФ, где

говорится о том, что РФ есть правовое государство. И снова появляется возможность организовать проект по теме «РФ – правовое государство».

2

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск

проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

В 11 классе на уроках права ученики постоянно выступают в качестве юристов при решении правовых задач. На уроках истории в 7 классе

после изучения темы «Смутное время» ученикам предложены выступить в роли Михаила Романова и предложить свои варианты решения

сложившихся проблем.

В поиске ответов на проблемные вопросы, сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические

способы: кластер, сравнительная карта, таблицы, причинная карта, список положительных и отрицательных аргументов.

В 6 классе на уроке обществознания после изучения темы «Человек в группе» ученикам предложено составить карту «Группы моего

класса».

В рамках изучения темы «Первая мировая война» в 11 классе ученики так же составили схему, которая позволяет изучить данный вопрос.

Интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности

вполне понятен. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:

-распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;

- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

- найти и привлечь нужные ресурсы;

- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;

- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;

- осуществить презентацию результата своей работы и самореализацию своей компетентности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе проектной технологии лежит формирование метапредметных

результатов.

Метапредметные результаты изучения истории включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Существует множество классификаций типов проектов учащихся. Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно

классифицировать по нескольким основаниям. По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на

технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные. Проекты также разделяют в зависимости от количества

учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.

На мой взгляд, невозможно связать формирование определенной компетентности с каким-то конкретным типом проекта, так как каждый

проект

подразумевает

решение

проблемы,

работу

с

информацией,

коммуникацию.

Одним

из

существенным

фактором,

влияющим

на

возможности,

которые

предоставляет

тот

или

иной

проект

для

формирования

коммуникативной

компетентности

в

части

продуктивной

коммуникации (работа в группе), является количество участников проекта.

3

В своей работе я предлагаю ученикам различные проекты:

- индивидуальные (Составить словарь новых слов, создать презентацию);

- групповые (Взять интервью, создать газету);

- исследовательские («Демографические проблемы: Как победить смертность?», «Антиалкогольная политика и молодёжь», «Правовая

культура: состояние и перспективы»);

В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых

компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при

работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и

компетентности решения проблем.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой

мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить

лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать

новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:

- Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в

практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее

всего осуществляется в процессе проектной деятельности;

- Проектная технология одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников;

- Проектная деятельность обеспечивает высокую активную позицию школьников. Это содействует формированию гражданственности и

социальной ответственности учащихся.

4



В раздел образования