Автор: Петриченко Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 14
Населённый пункт: г. Темрюк, Краснодарский край
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: кружок "Словарик"
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых
правилами не проверяется.
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без
ошибок.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя
большой творческой работы. Недостаточно, что бы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно
добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их переносить на другие встречающиеся ему явления языка.
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания
их графического облика. В результате дети ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается
достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими
школьниками, как в словарных словах, так и в родственных с ними.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
- понимания учеником значения изучаемого слова;
- сущности и характера содержащейся в нем трудности;
- установления связи данного слова с ранее изученными словами;
- сообщения и использования специальных приемов запоминания;
- активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Цель данной программы – развитие у учащихся осознанного навыка написания и правильного употребления
непроверяемых слов в устной и письменной речи.
Задачи курса:
– обучение безошибочному письму;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие умений анализировать языковые факты и явления.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным
требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.
Объем нагрузки:
Программа рассчитана на 33 часа. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся
накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап
посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на
изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.
Содержание программы.
Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
1)
фонетические упражнения;
2)
словообразовательные упражнения;
3)
морфологические упражнения;
4)
синтаксические упражнения:
5)
упражнения лексического характера;
6)
упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
7)
упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.
Виды диктантов:
- выборочный (с предварительным разбором);
- комбинированный;
- картинный
- зрительный;
- цифровой;
- с использованием загадок;
- по памяти;
- с комментированием;
- этимологический;
-синонимический, антонимический, и фразеологический;
- свободный;
- творческий.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы:
- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;
- проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше слов на букву»а» («м» и т. д.)
Текущий контроль и анализ результатов:
1.
Диагностика уровня развития навыка правильного написания словарных слов.
2.
Анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.
3.
Анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты реализации программы
-
обучиться безошибочному письму словарных слов;
- развить умение анализировать языковые факты и явления;
- сформировать орфографическую зоркость;
- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;
- расширить активный словарь.
В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык
написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень
орфографической грамотности.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются
следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).
2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
3.Необходимы
тренировочные
упражнения,
опирающиеся
на
зрительные,
двигательные,
слухоартикуляционные
восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.
4.Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются
навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике
Тематическое планирование
№
Тема
Час
Основное содержание и
формы проведения занятия
1
Тематическая группа «Животные»
3
Упражнения лексического характера. Словообразовательные
упражнения.
Задания на замену развернутого определения одним словом.
2
Тематическая группа
«Школа»
3
Ассоциативные образы. Орфографические упражнения .
Стихи-опоры и рифмы- подсказки. Кроссворды, ребусы.
3
Подготовка к презентации проекта
«Похвальное слово»
3
Упражнения фонетического характера. Словообразовательные
упражнения. Морфологические упражнения со словарными
словами.
4
Презентация проекта «Похвальное
слово»
3
Упражнения лексического характера. Задания на замену
развернутого определения одним словом. Игра «Спрятанные
слова».
5
Тематическая группа
«Растения»
3
Синтаксические упражнения со словарными словами.
Упражнения фонетического характера. Шарады.
6
Тематическая группа
«Месяцы, дни недели»
4
Упражнения лексического характера. Упражнения-наблюдения
над фразеологизмами. Пословицы и поговорки со словарными
словами.
7
Тематическая группа «Прилагательные»
4
Упражнения-наблюдения за многозначностью и
омонимичностью словарных слов. Морфологические
упражнения со словарными словами. Лото «Словарные слова».
8
Подготовка к презентации проекта
«Говорите правильно»
3
Ассоциативные образы. Словообразовательные упражнения.
Игра «Четвертый лишний».
9
Презентация проекта «Говорите
правильно»
3
Задания на замену развернутого определения одним словом.
Стихи-опоры и рифмы- подсказки. Игра «Доскажи словечко».
10
Экскурсия в историко-археологический
музей. «История письменности»
2
Ассоциативные образы. Упражнения-наблюдения над
фразеологизмами. Составление рассказов по теме «Вежливые
слова»
11
Сочинители.
2
Написание мини-сочинений, стихотворений из слов с
непроверяемыми написаниями.
Список литературы
1.
Введенский Л. А., Саакьян Р. Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
2.
Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
3.
Волина В. Откуда пришли слова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.
4.
Волина В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
5.
Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
6.
Канакина В. П. Учусь работать самостоятельно. – М.: Новая школа, 1996.
7.
Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
8.
Начальная школа: науч.- попул. журн. – Вып. 1988 – 2004 гг.
9.
Русский язык. 1 -4 классы: словарно-орфографическая работа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
10.Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.