Напоминание

кружок "Словарик"


Автор: Петриченко Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 14
Населённый пункт: г. Темрюк, Краснодарский край
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: кружок "Словарик"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых

правилами не проверяется.

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без

ошибок.

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя

большой творческой работы. Недостаточно, что бы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно

добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их переносить на другие встречающиеся ему явления языка.

Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания

их графического облика. В результате дети ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается

достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими

школьниками, как в словарных словах, так и в родственных с ними.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:

- понимания учеником значения изучаемого слова;

- сущности и характера содержащейся в нем трудности;

- установления связи данного слова с ранее изученными словами;

- сообщения и использования специальных приемов запоминания;

- активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

Цель данной программы – развитие у учащихся осознанного навыка написания и правильного употребления

непроверяемых слов в устной и письменной речи.

Задачи курса:

– обучение безошибочному письму;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие умений анализировать языковые факты и явления.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным

требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.

Объем нагрузки:

Программа рассчитана на 33 часа. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся

накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап

посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на

изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.

Содержание программы.

Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:

1)

фонетические упражнения;

2)

словообразовательные упражнения;

3)

морфологические упражнения;

4)

синтаксические упражнения:

5)

упражнения лексического характера;

6)

упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

7)

упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.

Виды диктантов:

- выборочный (с предварительным разбором);

- комбинированный;

- картинный

- зрительный;

- цифровой;

- с использованием загадок;

- по памяти;

- с комментированием;

- этимологический;

-синонимический, антонимический, и фразеологический;

- свободный;

- творческий.

В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы:

- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;

- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;

- проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше слов на букву»а» («м» и т. д.)

Текущий контроль и анализ результатов:

1.

Диагностика уровня развития навыка правильного написания словарных слов.

2.

Анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.

3.

Анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты реализации программы

-

обучиться безошибочному письму словарных слов;

- развить умение анализировать языковые факты и явления;

- сформировать орфографическую зоркость;

- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;

- расширить активный словарь.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык

написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень

орфографической грамотности.

Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются

следующие:

1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).

2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.

3.Необходимы

тренировочные

упражнения,

опирающиеся

на

зрительные,

двигательные,

слухоартикуляционные

восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.

4.Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.

5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.

В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются

навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике

Тематическое планирование

Тема

Час

Основное содержание и

формы проведения занятия

1

Тематическая группа «Животные»

3

Упражнения лексического характера. Словообразовательные

упражнения.

Задания на замену развернутого определения одним словом.

2

Тематическая группа

«Школа»

3

Ассоциативные образы. Орфографические упражнения .

Стихи-опоры и рифмы- подсказки. Кроссворды, ребусы.

3

Подготовка к презентации проекта

«Похвальное слово»

3

Упражнения фонетического характера. Словообразовательные

упражнения. Морфологические упражнения со словарными

словами.

4

Презентация проекта «Похвальное

слово»

3

Упражнения лексического характера. Задания на замену

развернутого определения одним словом. Игра «Спрятанные

слова».

5

Тематическая группа

«Растения»

3

Синтаксические упражнения со словарными словами.

Упражнения фонетического характера. Шарады.

6

Тематическая группа

«Месяцы, дни недели»

4

Упражнения лексического характера. Упражнения-наблюдения

над фразеологизмами. Пословицы и поговорки со словарными

словами.

7

Тематическая группа «Прилагательные»

4

Упражнения-наблюдения за многозначностью и

омонимичностью словарных слов. Морфологические

упражнения со словарными словами. Лото «Словарные слова».

8

Подготовка к презентации проекта

«Говорите правильно»

3

Ассоциативные образы. Словообразовательные упражнения.

Игра «Четвертый лишний».

9

Презентация проекта «Говорите

правильно»

3

Задания на замену развернутого определения одним словом.

Стихи-опоры и рифмы- подсказки. Игра «Доскажи словечко».

10

Экскурсия в историко-археологический

музей. «История письменности»

2

Ассоциативные образы. Упражнения-наблюдения над

фразеологизмами. Составление рассказов по теме «Вежливые

слова»

11

Сочинители.

2

Написание мини-сочинений, стихотворений из слов с

непроверяемыми написаниями.

Список литературы

1.

Введенский Л. А., Саакьян Р. Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.

2.

Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

3.

Волина В. Откуда пришли слова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.

4.

Волина В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

5.

Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

6.

Канакина В. П. Учусь работать самостоятельно. – М.: Новая школа, 1996.

7.

Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

8.

Начальная школа: науч.- попул. журн. – Вып. 1988 – 2004 гг.

9.

Русский язык. 1 -4 классы: словарно-орфографическая работа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.

10.Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.



В раздел образования