Автор: Семянникова Анастасия Владимировна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБУ детский сад № 126 "Солнечный зайчик"
Населённый пункт: город Тольятти,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная кукла как инструмент адаптации ребенка в социуме"
Раздел: дошкольное образование
«Музейная кукла как инструмент адаптации ребенка в социуме»
Автор статьи: Семянникова А.В.-заместитель заведующего по ВМР, МБУ
детский сад №126 «Солнечный зайчик»
«В процессе обучения должны быть задействованы
ум, сердце и руки ребенка». Песталоцци И.
Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в
системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент
развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в
многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать,
откуда он сам. Отношение к своему «я» играет важную роль в формировании
целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из
праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в
полиэтническую, поликультурную среду.
Распространение телевидения и повсеместная компьютеризация не
обошли стороной и детей. Быстро формирующаяся у ребенка
психологическая зависимость от компьютерных игр сужает сферу общения
ребенка и взрослого в семье.
Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную, со
сверстниками, очень необходимую для нормального психического развития и
социализации ребенка
Куклы существуют столько, сколько само человечество. В разное время
они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и
т.д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться
ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть
изображениями различных божеств.
Кукла – обобщённое подобие человека, выполненное из различных
материалов. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с ней, возится как с
младенцем, или замещать ею товарища для игр. Кукла – образ человека,
неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ее можно
назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по
Эльконину) — это отражение и накопление социального опыта
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка.
кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Одна из таких
функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности.: Кукла –
образ человека в игре ребёнка.
Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он обращается к кукле. Она –
идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней
он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и
осуждать. В игре с куклой происходит отработка простейших жизненных
навыков В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию
устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается
мелкая моторика ребёнка.
Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей
для воспитания ребенка социально-культурной информации.
Кукла не просто
является средством усвоения ребенком социальных ролей, норм поведения,
она также позволяет ребенку больше узнать об истории и культуре своего
народа, его традициях. Более того, традиционная кукла как продукт
человеческой культуры, не утрачивает своей актуальности
: ребенок,
принимая участие в создании куклы приобретает определенные трудовые
навыки. Народная кукла, также, как и национальная кукла несет огромный
образовательно-воспитательный потенциал.
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной
принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они
переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к
национальному фактору» - именно этим положением известного
исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.
К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики
межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Современный ребёнок – это ребёнок, у которого наряду с чувством
патриотизма формируется глобальное мышление. Сегодня дети и взрослые
путешествуют по всему свету. Вернувшись из поездок, дети приносят в
детский сад фотографии, домашние видеофильмы, сувениры, связанные с
путешествиями в другие страны. Чаще всего такими сувенирами и были
национальные куклы. Каждая кукла нашей коллекции содержит в себе
дидактическую изюминку и при этом удивляет, и забавляет детей, открывает
новые горизонты познаний и игровых действий. С куклой можно
путешествовать по странам, рассматривать фотографии
достопримечательности этих стран, национальную кухню, обычаи и
традиции.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на
духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала
потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо
сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что
предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.
В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях,
стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное
овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек,
глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа сможет
понять и принять специфику культурных ценностей других этнических
коллективов.
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к
решению задач социально-личностного развития детей, в нашем детском
учреждении была изучена методическая литература по социально-
личностному развитию детей, отражающая особенности построения
совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей, отобраны
методы и приемы организации совместной деятельности.
Мы получили возможность «погружения» детей в информативную и
социальную среду: создали условия для взаимодействия с другими детьми и
взрослыми, предоставили возможность продуктивного отражения
полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с
родителями, воспитателями творческой деятельности.
Музейная педагогика создает условия, в которых ребенок может
максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения
с обществом, историей, культурой человечества.