Напоминание

"Музейная кукла как инструмент адаптации ребенка в социуме"


Автор: Семянникова Анастасия Владимировна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБУ детский сад № 126 "Солнечный зайчик"
Населённый пункт: город Тольятти,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная кукла как инструмент адаптации ребенка в социуме"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музейная кукла как инструмент адаптации ребенка в социуме»

Автор статьи: Семянникова А.В.-заместитель заведующего по ВМР, МБУ

детский сад №126 «Солнечный зайчик»

«В процессе обучения должны быть задействованы

ум, сердце и руки ребенка». Песталоцци И.

Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в

системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент

развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в

многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать,

откуда он сам. Отношение к своему «я» играет важную роль в формировании

целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из

праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в

полиэтническую, поликультурную среду.

Распространение телевидения и повсеместная компьютеризация не

обошли стороной и детей. Быстро формирующаяся у ребенка

психологическая зависимость от компьютерных игр сужает сферу общения

ребенка и взрослого в семье.

Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную, со

сверстниками, очень необходимую для нормального психического развития и

социализации ребенка

Куклы существуют столько, сколько само человечество. В разное время

они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и

т.д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться

ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть

изображениями различных божеств.

Кукла – обобщённое подобие человека, выполненное из различных

материалов. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с ней, возится как с

младенцем, или замещать ею товарища для игр. Кукла – образ человека,

неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ее можно

назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по

Эльконину) — это отражение и накопление социального опыта

Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка.

кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

Одна из таких

функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности.: Кукла –

образ человека в игре ребёнка.

Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он обращается к кукле. Она –

идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней

он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и

осуждать. В игре с куклой происходит отработка простейших жизненных

навыков В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию

устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается

мелкая моторика ребёнка.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей

для воспитания ребенка социально-культурной информации.

Кукла не просто

является средством усвоения ребенком социальных ролей, норм поведения,

она также позволяет ребенку больше узнать об истории и культуре своего

народа, его традициях. Более того, традиционная кукла как продукт

человеческой культуры, не утрачивает своей актуальности

: ребенок,

принимая участие в создании куклы приобретает определенные трудовые

навыки. Народная кукла, также, как и национальная кукла несет огромный

образовательно-воспитательный потенциал.

Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной

принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они

переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к

национальному фактору» - именно этим положением известного

исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.

К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики

межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

Современный ребёнок – это ребёнок, у которого наряду с чувством

патриотизма формируется глобальное мышление. Сегодня дети и взрослые

путешествуют по всему свету. Вернувшись из поездок, дети приносят в

детский сад фотографии, домашние видеофильмы, сувениры, связанные с

путешествиями в другие страны. Чаще всего такими сувенирами и были

национальные куклы. Каждая кукла нашей коллекции содержит в себе

дидактическую изюминку и при этом удивляет, и забавляет детей, открывает

новые горизонты познаний и игровых действий. С куклой можно

путешествовать по странам, рассматривать фотографии

достопримечательности этих стран, национальную кухню, обычаи и

традиции.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на

духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала

потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо

сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что

предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.

В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях,

стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное

овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек,

глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа сможет

понять и принять специфику культурных ценностей других этнических

коллективов.

В целях повышения качества работы и создания системного подхода к

решению задач социально-личностного развития детей, в нашем детском

учреждении была изучена методическая литература по социально-

личностному развитию детей, отражающая особенности построения

совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей, отобраны

методы и приемы организации совместной деятельности.

Мы получили возможность «погружения» детей в информативную и

социальную среду: создали условия для взаимодействия с другими детьми и

взрослыми, предоставили возможность продуктивного отражения

полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с

родителями, воспитателями творческой деятельности.

Музейная педагогика создает условия, в которых ребенок может

максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения

с обществом, историей, культурой человечества.



В раздел образования