Автор: Меркулова Надежда Витальевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Алексин
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Роль мотивации в обучении детей в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДО-
ПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Алексинская детская школа искусств им. К.М. Щедрина»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Роль мотивации в обучении детей в ДШИ»
Выполнила: преподаватель
по классу домры
Меркулова Н.В.
Алексин
2018
1. Введение.
Мотивация обучающихся к обучению является одной из основных составляю-
щих учебно-воспитательного процесса. В словаре мы находим следующее определе-
ние: Мотивация (от лат. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс
физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека,
определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь кос-
венно влияют на процесс.
Вопросы мотивации - о целях, причинах и формах активной деятельности - за-
нимали ученых в те далекие времена, когда о специализации наук не было и речи.
Ее изучение имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновы-
вался объективно-причинный подход к мотивации. Более широкое изучение пробле-
мы начинается в XV в., в период распространения идей гедонизма, которые провоз-
глашали удовольствие, наслаждение высшим благом и целью жизни. Изложение во-
просов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в. В конце XVII
в. цели мотивации поведения рассматриваются как стремление к балансу, равнове-
сию между удовольствием и неудовольствием. Разработкой вопросов мотивации за-
нимались ученые: интроспективная психология (У. Джеймс), бихевиоризм (Э. Тол-
мен, К. Халл), представитель гештальтпсихологии (К. Левин), психоанализа (3.
Фрейд). Вслед за эволюционной теорией Ч. Дарвина психологи начали широкие ис-
следования инстинкта животных и человека. Они утверждали принципиальную воз-
можность понимания человека по аналогии с поведением животных. Этот биологи-
заторский подход проявился в отождествлении поведения человека с элементарны-
ми поведенческими актами животных.
В основе понимания мотивации в начале XX в. лежит ряд концепций, обу-
словленных нарастанием идеологической реакции в период перехода от капитализ-
ма к империализму. В этих концепциях принижается роль сознания, биологизируют-
ся поведение и общественная жизнь. В разных странах мира почти одновременно
началась
плодотворная
работа
выдающихся
основоположников
современных
направлений в изучении мотивации. В Австрии - 3. Фрейд, в Германии - К. Левин, в
Англии - У. Мак-Дауголл, в Америке - У. Джеймс, Э. Торндайк, Д. Аткинсон, Д.
Маккенлланд.
Среди представителей русских, а позднее советских ученых, занимавшихся
вопросами мотивации, необходимо отметить К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова. И. П.
Павлова, Е.Н. Соколова, В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурского, В.Н. Мясищева, А.А.
Ухтомского,
Л.С.
Выготского.
Одной
из
первых
специальных
работ
по
данной
проблеме можно считать книгу профессора Петербургского университета Л.И. Пет-
ражицкого «О мотивах человеческих поступков». Уже тогда он поставил вопрос о
создании научной теории мотивации, необходимой не только для психологии, но и
для других дисциплин. Для нас важно отметить труды отечественных и зарубежных
музыкантов. Так, например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении
школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль моти-
вации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стиму-
ляции учебной работы говорится в трудах Г.М. Цыпина, В.М. Подуровского, Н.В.
Суслова, Б. Кременштейна. Изучение взаимоотношений учителя и ученика находи-
лась в центре внимания таких ученых, как Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажни-
кова, С.В. Фейнберг, В. Ражников, Ю.Б. Алиев разработал методику проблемно-
творческого приобщения ученика к музыке. О повышении интереса и любви к му-
зыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т. Юдовиной-Гальпериной, Т.
Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской, Н. Ветлугиной, В. Иг-
натьева, Л. Игнатьевой, Н. Кончаловской, П. Синявского, В. Сергеева, Н. Дьяченко,
Л. Хереско и многих других. Они внесли решающий вклад в создании подходов к
исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются
педагогами до настоящего времени.
2.
Основные категории мотивации обучения.
В современных условиях , у детей начал возрастать интерес к домре , можно
отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Домра ста-
новится все более популярной.
Приток учащихся в ДШИ должен был бы вызвать
стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К со-
жалению, уровень игры обучающихся в ДШИ по сравнению с другими странами и
другими инструментами, остается невысоким. Поэтому в данной ситуации стано-
вится необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обуче-
ния в ДШИ, как мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить
на две большие категории. Первая связана с содержанием самой учебной деятельно-
стью и процессом ее выполнения. К ней относятся познавательные интересы детей,
потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навы-
ками и знаниями.
Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ре-
бенка с окружающей средой. Здесь имеются в виду потребности ребенка в общении
с другими людьми, и оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное
место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов
необходимы для успешного обучения игре не только на домре, но и на любом дру-
гом инструменте. Следует отметить, что проблематика мотивации в контексте игры
на домре не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изуче-
ния.
Мотивацией называется совокупность побуждений к деятельности. В данном
случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на домре. Учебная деятель-
ность обучающихся ДШИ побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуаль-
ных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самосто-
ятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим.
В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные
причины интереса к домре. К ним относятся в первую очередь желание детей повы-
сить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к домре возникает
после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это народная
песня или эстрадная композиция. Большое количество детей приходят в ДШИ под
влиянием родителей. Домра привлекает своей мобильностью и певучестью звуча-
ния. Эти и другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.
3.
Причины снижения интереса к обучению.
Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотива-
ции обучающихся, также с проблемой снижения интереса к инструменту в начале
обучения, в частности к домре.
В настоящее время мотивационная сторона обучения школьников, на взгляд
исследователей наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет сти-
хийно.
Подавляющее
большинство
считает домру
устаревшим
инструментом.
Поэтому, большинство детей, приходящих в ДШИ не представляют себе объема тре-
бований предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с
большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинам.
Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют
ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Обучающиеся и их родите-
ли не понимают и не видят конечных результатов. Занятия на любом музыкальном
инструменте, в том числе и на домре, в определенной степени сложнее, чем занятия
в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче про-
явить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей рабо-
ты. Важно помочь обучающимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.
Ведь далеко не всегда масштабы талантливости обнаруживаются в первые годы обу-
чения.
Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют про-
фессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники музы-
кальных
школ
становятся
профессиональными
музыкантами.
Обучение
музыке
сегодня связано с множеством хлопот, и, к сожалению не имеют перспектив. Так как
стать профессиональным музыкантом хотят не многие, других преимуществ музы-
кального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу,
не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обуче-
ние ребенка много времени, сил и средств?
Другая распространенная причина - несоответствие желаний ребенка с про-
граммой ДШИ. Добровольно возникшее желание играть на домре перерастает в об-
ременительную обязанность. Как уже было сказано выше, в современном обществе
сложилось неверное отношение к искусству игры на домре. Дети и родители крайне
мало слышат в исполнении на инструменте классической музыки. Сталкиваясь на
уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, воз-
никают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе
которых и должно происходить овладение навыками игры на музыкальном инстру-
менте, кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком се-
рьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению домрой посте-
пенно пропадает.
Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразова-
тельных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к инстру-
менту, так и к классической музыке в целом.
4.
Повышение мотивации обучения.
Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» началом, то ее
специальное
развитие
рассматривается
как
важнейшая
задача
музыкально-
образовательного процесса. Задача педагога детской школы искусств состоит в том,
чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда
необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.
Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию обу-
чающихся различными способами.
Педагог не должен строить свою работу с учетом только внешней, формаль-
ной характеристики поведения обучающегося, не раскрывая его внутреннего содер-
жания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечаю-
щих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов,
по которым в данной ситуации выполняются учащимся, ничего не знает о самом ре-
бенке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог
не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное
поведение, а, следовательно, и его поведение в музыкальном обучении. Не умея
проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его
действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог
работает в «слепую». Ему не известны ни ученик, на которого он должен воздей-
ствовать, ни результаты его собственного воздействия.
В решении данной проблемы следует точно определить и учитывать психоло-
гические особенности каждого учащегося. Например, если учащийся-домрист име-
ет склонность к точным наукам, то в этом случае следует идти к художественному
содержанию музыки через технологию игры. А если он «гуманитарий», то тогда це-
лесообразно двигаться от прогнозируемого художественного результата к изучению
технологии его достижения.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избе-
гать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуваже-
ние между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его ав-
торитарных действиях.
Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хоро-
шо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом
заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара
с учетом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда
следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у
учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристра-
стий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога заключается
в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удо-
вольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив
у них желание играть на домре.
Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и
ансамблевая практика. Также целесообразно использовать возможности современ-
ных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п.
Кроме того, преподавателям необходимо постоянно проводить работу с роди-
телями своих учеников в области пропаганды народных инструментов: предлагать
им ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать
концерты организованные ДШИ, а также знакомиться с видео- и аудио - записями
выдающихся баянистов. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподава-
телю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать
верное представление о домре, как о русском народном инструменте. Это очень
важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные за -
нятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим
их близким людям.
5.
Заключение.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика
должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный
интерес к домре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует по-
мнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяже-
нии педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно
всех его аспектов. В области обучения игры на народных инструментах в нашей
стране данная проблема усугубляется также отсутствием устойчивых традиций в
этой сфере.
Ощущается дефицит серьезных научно - методических разработок и искус-
ствоведческих работ. В практике обучения учащихся в музыкальной школе по фор-
мированию мотивации имеются существенные противоречия.
Проблематика мотивации применительно к обучению на домре, в ДШИ требу-
ет научного и комплексного подхода. Чем больше будет альтернативных методиче-
ских решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания домры в
целом. Общий подъем интереса к народным инструментам необходимо поддержи-
вать
современными
специально
разработанными
методиками,
которые
будут
направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей. Исследова-
тели данного вопроса считают, что серьезных результатов в повышении уровня ис-
полнительского мастерства на домре, позволят добиться повышение статуса народ-
ных инструментов в системе музыкального образования, реклама и пропаганда на-
родных инструментов в СМИ и интернете.
Список литературы:
1. Андреева Е. Научная статья: «Мотивация к обучению и потребности ребенка».
2. Петрушин В. «Музыкальная психология»; учебное пособие для студентов
средних и высших учебных заведений. Москва, 1993.
3. Цыпин Г. «Психология музыкальной деятельности». Москва: издательский
центр «Академия». 2003.