Автор: Ильина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 16
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: урок литературного чтения в 3 классе
Тема: К.Паустовский "Барсучий нос"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: К. Паустовский «Барсучий нос»
Цель: развивать речь и воображение учащихся, познакомить с содержанием
рассказа, работать над правильным осознанным чтением; совершенствовать
навыки
чтения;
расширять
кругозор
учащихся;
воспитывать
любовь
к
природе, животным.
Задачи:
-
умение работать с текстом, находить главное;
- умение определять жанры произведений, позицию автора и свою позицию,
задачу чтения;
- умение определять главную мысль произведения;
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь распознавать лексическое значение слов;
- различать жанры литературных произведений;
- работать по содержанию текста.
Личностные:
-проявлять интерес к изучению темы.
Метапредметные:
Познавательные:
-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-проверять правильность выполненного задания при работе над текстом в
паре и группе;
-соотносить учебные действия с известным правилом;
-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.
Коммуникативные:
-комментировать собственные действия при выполнении задания;
-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
-согласовывать
позиции
и
находить
общее
решение
в
коллективном
творчестве;
-адекватно
использовать
речевые
средства
для
представления
результата
работы;
-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.
Методы
и
приемы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся: объяснение нового материала с опорой
на ранее изученный, работу по учебнику, опорные слова.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся:
индивидуальная, фронтальная, работа в
парах.
Пособия для урока: Учебник «Литературное чтение»,
иллюстрация с изображением барсука,
фамилия автора произведения,
словарные слова,
сообщение о барсуке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Работа по теме урока
1. Целевая установка
-
Прежде
чем
объявить
тему
сегодняшнего
урока,
мы
повторим,
какие
животные обитают в лесу? (ответы детей)
-
Сегодня
мы
познакомимся
с
лесным
жителем
из
произведения
К.
Паустовского. А называется это произведение «Барсучий нос».
(сообщение детей о барсуке, иллюстрация)
- Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и
длинной шерстью. По спине у барсука идут продольные полосы. Живет он в
подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, балок,
берегов рек и озер. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест
мышей, лягушек, насекомых.
2. Словарная работа (разминка для глаз и языка)
на доске слова:
задание: читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами
раз-брыз-ги-ва-я – разбрызгивая
не-го-до-ва-ни-е – негодование
вспо-ло-ши-лись – всполошились
задание: читай внимательно
пуТает – пуГает
выСКАкивали – выТАСкивали
озаДАченно – озаБОченно
сковорода – сковородКа
блЕстЕвшая – блИстАвшая
- Каково лексическое значение слов:
негодование – возмущение, недовольство
всполошиться – волноваться, вызывать переполох
ворох – куча
деготь – темная смолистая жидкость с резким запахом
челн – выдолбленная из дерева лодка
паром – судно или плот для переправы через реку
- Перед тем как мы начнем читать произведение, будет следующая установка:
после прочтения определить, к какому жанру относится данное произведение
и почему?
3. Чтение рассказа: учитель + ученик
- К какому жанру относится данное произведение и почему?
4. Работа по содержанию
Вопросы:
* Какое настроение создалось у вас после прочтения рассказа?
* О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?
* Кто является главным героем рассказа?
* Чем закончилась попытка барсука отведать жареной картошки с салом?
* Что толкнуло лесного зверька на столь опрометчивый шаг?
(Любопытство, желание отведать неведомого блюда)
* Извлек ли барсук для себя какой-либо урок на будущее?
*
Как
вы
думаете,
что
понял
барсучонок,
который
был
рядом
с
пострадавшим, когда тот лечил свой нос?
* О чем интереснее было читать: как барсук обжег нос или как он его лечил?
* Какими словами автор характеризует мальчика? Человек-выдумщик – это
хорошо или плохо? Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?
* Кто из охотников первым обнаружил у стоянки присутствие какого-то
зверя?
* А кто первым увидел, что барсук лечил свой нос? Как все это характеризует
мальчика?
5. Литературные приемы в произведении
- Какие литературные приемы вы помните? (ответы детей)
* сравнение
* эпитеты
* олицетворение
* образные выражения
* метафоры
* сопоставления
- Что значит: «вокруг нас шевелились, дрожали низкие звезды», «без времени
заорали испуганные лягушки...»
- Почему плотва названа «оловянною»?
(Плотва и олово серебристого, холодного цвета)
- Как в литературе назван этот прием? (Эпитет)
- Как понимаете слово «ляскали» в выражении «...щуки ляскали...зубами»?
(Стучали зубами)
- Как называется этот прием? ( Олицетворение: иглы как зубы)
- Какой прием использовал автор в следующих строках: «окуни как японские
петухи»,
«с
глазами,
похожими
на
две
маленькие
луны»,
«голубая
вода
казалась черной, как деготь» (Сравнение)
-
Почему
вода
черная,
как
деготь? (Озеро
глубокое.
Черный
цвет
воды
создает ощущение глубокого (черного) водоема)
-
Зачем
Паустовский
прибегает
к
использованию
такого
количества
литературных
приемов?
(Чтобы
создать
необыкновенно
достоверную
картину неповторимой русской природы)
5. Определение частей в рассказе
- Сколько частей в этом рассказе?(пять)
- О чем говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле на лесном озере)
- О чем говорится во второй части рассказа? (описывается стоянка у костра)
- О чем рассказывается в следующей части рассказа? (как барсук обжег нос)
- А дальше? (как он лечил свой нос)
- О чем узнали из заключительной части? (о встрече с барсуком через год )
6. Физминутка. Словесное рисование.
- Перечитайте первую часть произведения про себя. Положите головы на
парты, закройте глаза. Представьте себе ночевку рыбаков в осеннем лесу.
Нарисуйте словесную картину того места, где остановились рыбаки.
(тихо играет лесная музыка)
Дети рисуют словесную картину.
7. Чтение по частям
1 часть – « Цепочка» Чтение «цепочкой» по одному слову.
2 часть – «Прыжки» Чтение «цепочкой» через слово
3 часть – Бинарное чтение. Работа в парах. Одновременно 2 ученика читают
одно и то же предложение.
4 часть – «Голова и хвост» Учитель читает начало любого предложения,
дети находят его конец.
5 часть – «От конца к началу» Дети читают предложения от конца к началу
по одному слову «цепочкой»
3. Итог урока.
-
Известно,
что
автор,
изображая
своих
героев,
никогда
не
остается
равнодушным к ним.
* Какова позиция автора к герою
данного рассказа? (Автор сочувствует
барсуку, сожалеет, что не успел предупредить об опасности.)
* А какова наша позиция по отношению к герою? (Нам жаль любопытного
барсучка. Мы переживаем за него и понимаем, как ему больно и тяжело.)
* Какова
задача
нашего
чтения? (Пробудить
сочувствие
к
несчастному
животному)
*
Какая
главная
мысль
рассказа? (Красота
природы
завораживает
и
остается в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, понимать
ее красоту)
( если останется время )
- Найдите тот отрывок, которым бы вы хотели
пробудить сочувствие к
барсучку и прочитайте его нужной интонацией.
Рефлексия. Оценки за урок.
4. Дом. задание. Подготовить пересказ рассказа от лица барсука.
Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с
короткими
ногами
и
длинной
шерстью.
По
спине
у
барсука
идут
продольные
полосы.
Живет
он
в
подземных норах, которые роет по склонам песчаных
холмов, оврагов, балок, берегов рек и озер. Питается
барсук
ягодами,
корневищами,
грибами,
ест
мышей,
лягушек, насекомых.
Негодование – возмущение, недовольство
Всполошиться – волноваться, вызывать переполох
Ворох – куча
Дёготь – тёмная смолистая жидкость с резким запахом
Чёлн – выдолбленная из дерева лодка
Паром – судно или плот для переправы через реку