Напоминание

"Метод проектов в образовательном пространстве детского сада"


Автор: Гаврикова Лариса Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Центр развития ребёнка №13 Советского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод проектов в образовательном пространстве детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод проектов в образовательном пространстве детского сада

Гаврикова Лариса Евгеньевна,

воспитатель МОУ

«Центр развития ребёнка №13 Советского района Волгограда»

На сегодняшний день система развития дошкольного образования

находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит

развитие интегративных качеств личности ребёнка. Поэтому обязательным

условием

успешной

работы

воспитателя

становится

использование

современных образовательных технологий, таких, как метод проектов. Метод

проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию

фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель

обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него

проблем,

при

этом

он

находится

в

активной

позиции.

Метод

проектов

направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих

способностей. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем,

исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно ребёнок

не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают

взрослые.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают

знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся

практических

заданий

проектов.

Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

воспитанниками

какой-то

проблемы.

Решение

проблемы

предусматривает,

с

одной

стороны,

использование

совокупности

разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость

интегрирования знаний и умений из различных образовательных областей.

Современный педагог должен знать, что проекты отличаются большим

разнообразием. Для дошкольного образования актуален следующий вариант

типологии проектов.

Типология проектов в системе дошкольного образования

п/п

Классификатор

Типы проектов

1

По методу, доминирующему в

проекте

Исследовательский, информационный, творческий,

игровой, практико-ориентированный

2

По характеру содержания проекта

Ребёнок и рукотворный мир; ребёнок и природа:

ребёнок и культурные ценности.

3

По характеру участия ребёнка в

проекте

Как «заказчик» проекта; как субъект создания

проекта от зарождения до получения результатов;

как «эксперт»

4

По количеству контактов

Внутри одной возрастной группы; контакты с

другой возрастной группой; внутри ДОУ.

5

По количеству участников

Индивидуальный; в паре; в группе; фронтальный.

6

По продолжительности

реализации проекта

Краткосрочный, средней продолжительности,

долгосрочный.

Учебное

исследование

дошкольника,

так

же,

как

исследование,

проводимое взрослым учёным, включает следующие основные этапы:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов решения.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (сообщение, макет).

Защита проекта.

В

ходе

проведения

исследований

важно,

чтобы

педагог

выполнял

следующие правила:

Не сдерживать инициативы детей;

Учить

детей

действовать

самостоятельно,

независимо,

избегать

прямых инструкций;

Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться

сделать) самостоятельно;

Не спешить с вынесением оценочных суждений;

Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Технология проектирования включает в себя следующие этапы:

Разработка проектов

Реализация данной технологии в ДОУ начинается с определения

актуальной

для

дошкольников

проблемы

и

разработки

проекта.

Педагог

готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации

проекта

или

в

процессе

планирования

вносят

свои

предложения.

Индивидуально, в парах, подгруппе или коллективно при участии взрослого

они определяют продукт своей деятельности, становясь тем самым субъектом

образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие.

Организация предметно – развивающего пространства группы

Успешность реализации детьми проектов определяется возможностью

обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты педагог

располагает

материалы

на

различных

носителях

информации:

книги

для

чтения, видеофильмы, аудиокассеты, компьютер с определённым набором

развивающих игр, которые позволяют детям активно познавать окружающий

мир.

Предусматривается

также

выход

за

пределы

образовательного

учреждения:

совместная

деятельность

взрослых

и

детей

в

детской

библиотеке, музеях, парках.

Роль педагога

Технология

даёт

возможность

реализовать

функции

педагога

как

организатора детской продуктивной деятельности, авторитетного источника

информации, консультанта, эксперта. Он – основной руководитель проекта,

координатор

индивидуальных

и

групповых

усилий

детей

в

решении

проблемы.

Педагог

партнёр

и

помощник

ребёнка

в

его

культурном

саморазвитии.

Совместная деятельность

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность

участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- Совместная деятельность воспитателя и ребёнка над проектом:

- Совместная деятельность детей:

- Совместная деятельность детей с родителями.

Постепенное

усложнение

форм

организации

коллективной

деятельности

развивает

умение

согласовывать

совместные

действия

детей

(обсуждать

содержание, распределять обязанности, помогать друг другу)

Контроль и оценка деятельности дошкольников

Внешний контроль уступает место оцениванию результатов работы над

проблемой. Оценивается продукция, соответствие проекту, своевременность

выполнения, её качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить

детей

с

промежуточными

результатами

для

коррекции

и

регулирования

выполняемой работы.

Результат проектирования

1. Полученный продукт.

Результатом работы для дошкольников могут быть спортивный праздник,

сочинённая физкультурная сказка, драматизация, оформление интерьера.

2. Культурное развитие ребёнка.

Дошкольник

приобретает

способность

самостоятельно

выдвигать

темы

проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию,

понимание того, что явление необходимо исследовать с разных сторон. У

ребёнка развивается активность и самостоятельность.

3.

Развитие

взаимоотношений

ребёнка

с

воспитывающими

его

взрослыми.

В ходе совместной с детьми работы над проектом улучшается микроклимат в

группе. Внимательное и доброжелательное отношение к ребёнку успешно

формирует у него чувство доверия к миру взрослых и безопасности.



В раздел образования