Напоминание

"Особенности выявления одаренных детей в начальных классах"


Автор: Мызнова Наталия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис" город Саратов
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности выявления одаренных детей в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности выявления одаренных детей в начальных классах

В

каждом

человеке

заключается

ц е л ы й

р я д

с п о с о б н о с т е й

и

наклонностей,

которые

стоит

лишь

пробудить и развить, чтобы они, при

приложении

к

делу,

произвели

самые

превосходные результаты.

Лишь

тогда

человек

становится

настоящим человеком.

А. Бебель

Проблема

детской

одаренности

всегда

вызывала

интерес,

была

довольно

актуальной

и

открытой

для

изучения.

Сегодня

ни

у

кого

не

вызывает

сомнений,

что

потенциал

одаренности

является

ценнейшим

ресурсом духовного прогресса и материального развития человечества. Эта

проблема ставит задачу теоретического исследования одаренности, а также

обобщения опыта по этому вопросу.

Одаренность это постоянно развивающееся качество психики, за счет

которого перед человеком открываются совершенно реальные возможности

достичь незаурядных результатов в сравнении с результатами других людей в

одной или сразу нескольких видах деятельности.

На фоне сверстников одаренные дети обычно выделяются особыми

достижениями либо имеющимися внутренними для них предпосылками.

Акцент на выявлении таких способностей делают в первую очередь в

общеобразовательном

учебном

заведении

месте,

где

воспитывают

думающих, креативных и самостоятельных личностей.

Одаренный ребенок требует к себе особого внимания и условий для

учебы. Важно не только своевременно выявить определенные способности у

такого ребенка, но и приложить максимум усилий для того, чтобы вырастить

из него личность.

1

Охарактеризовать одаренных детей можно следующим образом:

1.

Отличаются

широким

восприятием,

тонко

чувствуют

все,

ч т о

п р о и с ход и т

в о к р у г

н и х ,

любознательны, пытаются выяснить,

и з

ч е го

с д е л а н ы

п р и б о р ы

и

предметы.

Проявляют

о с о бы й

интерес

к

устройству

мира

и

изменениям

в

нем

в

силу

тех

или

иных

обстоятельств,

могут

держать

под

контролем

сразу

несколько

п р о ц е с с о в ,

с

уд о в о л ь с т в и е м

исследуют все, что их окружает.

2.

Л е г к о

п р о в о д я т

логические связи между предметами

и явлениями, делают умозаключения,

придумывают альтернативные схемы

их развития.

3.

О бл а д а ю т

о т л и ч н о й

памятью,

рано

начинают

говорить,

имеют солидный объем информации,

которой активно пользуются.

4.

И м е ю т

б о г а т ы й

словарный

запас,

четко

и

ясно

в ы р а ж а ю т

м ы с л и ,

п о л у ч а ю т

удовольствие от изобретения новых

авторских слов.

5.

Не

любят,

когда

и м

пытаются навязать готовые решения

или

ответы,

так

как

с

большим

удовольствием самостоятельно ищут

р е ш е н и я

н а

п р о т я ж е н и и

продолжительного времени, не теряя

высокого уровня восприятия.

6.

В

некоторых

случаях

имеют особые способности в области

логики и математики, что позволяет

им

совершенствовать

навыки

в

чтении.

7.

С п о с о б н ы

п о д о л г у

концентрировать внимание, проявляя

упорство в поиске решений задач.

8.

Не осознавая отсутствие

опыта,

могут

пытаться

выполнить

излишне сложное для себя задание, с

которым

не

смогут

справиться

без

помощи и поддержки.

2

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

перед

каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей

каждого

ребенка. Прежде

чем

планировать

схему

работы

с

одаренными

детьми, необходимо выявить их в коллективе. Проще всего это сделать путем

наблюдения. Как только найдутся ученики с неординарными способностями,

можно

перейти

к

следующему

этапу

– предложить

родителям

заполнить

специальные опросники для оценки одаренности ребенка.

Одаренные дети младшей школы по сравнению со сверстниками имеют

высокий уровень интеллектуальных способностей: они легко воспринимают

учебный

материал,

пробуют

проявлять

себя

творчески,

демонстрируют

активное желание узнавать что-то новое, получают радость и удовлетворение

от

собственного

умственного

труда.

Именно

поэтому

так

важно

разрабатывать методы работы с одаренными детьми уже в начальной школе.

Следующие

действия

должны

быть

согласованы

с

родителями

и

администрацией

учебного

заведения.

Для

разработки

плана

по

работе

с

учеником необходимо привлечь психолога, который проведет ряд тестов, а

также детский коллектив, который может воспитать в одаренном ребенке дух

здорового соперничества.

В заключение необходимо отметить, что каждый ребенок талантлив по-

своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,

важное направление педагогической деятельности.

Одаренность не может

проявляться на поверхности. Одаренные дети совсем не обязательно должны

обходить одноклассников по школьным предметам. Выявить способности

помогут

сведения

об

учащихся

и

многократные

наблюдения,

в

процессе

которых можно будет сделать выводы.

Библиографический список

1.

Аксенова, Д. В. Одарённые дети / Д. В. Аксенова // Образование в

современной школе - 2015. - № 3-4. - С. 39-40.

2.

Байгужинова,

Г.

Т. Модель

личности

одарённого

ученика

в

действии / Г. Т. Байгужинова // Одар. ребенок. - 2015. - № 3. - С. 56-60.

3.

З ап ол ь с ка я ,

Е .

Л . Комплекс

диагностических

методик

сопровождения младших школьников / Е. Л. Запольская, М. И. Истомина //

Справ. педагога-психолога. Школа. - 2015. - № 4. - С. 12-22; № 5. - С. 18-31.

4.

Карнизова, Н. В. Талантливые дети - будущее России / Н. В.

Карнизова // Методист. - 2015. - № 2. - С. 48-55.

5.

Коломенкова, Г. А. Направления работы с одаренными детьми:

принципы, цели, содержание и методы обучения / Г. А. Коломенкова, Л. А.

Бояркина, О. А. Зыбина // Одаренный ребенок. - 2015. - № 1. - С. 90-95.

6.

Никитина, О. Ю. Одаренные дети в современной школе / О. Ю.

Никитина // Одар. ребенок. - 2015. - № 6. - С. 90-97.

7.

Подкопаева, С. А. Система работы с одарёнными детьми / С. А.

Подкопаева // Методист. - 2015. - № 2. - С. 56-58.

8.

Савенков,

А.

И. Психология

детской

одаренности

/

А.

И.

Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 440

с.

9.

Савенков, А. И. Психология воспитания / А. И. Савенков. — М. :

Издательство Юрайт, 2018. — 154 с.

10.

Федоровская, Е. О. Одаренному ребенку - одаренный учитель / Е.

О. Федоровская // Одар. ребенок. - 2015. - № 1. - С. 8-12.



В раздел образования