Напоминание

праздник в 1 классе "Прощай, Азбука!"


Автор: Чунихина Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Старская СОШ
Населённый пункт: п. Старь, Брянская обл.. Дятьковский р-он.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: праздник в 1 классе "Прощай, Азбука!"
Раздел: начальное образование





Назад




Праздник «Прощай, Азбука!» для 1 класса

Цель: подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за

период обучения грамоте.

Задачи:

Способствовать формированию у учащихся стремления к активной

интеллектуальной деятельности

Развивать инициативы учащихся и родителей, направленные на анализ

собственного поведения и поступков, умение самостоятельно выполнять задание

Воспитывать умение общаться, совместно трудиться на общее благо

Ход праздника:

Дети входят в класс под музыку

«Чему учат в школе»

и выстраиваются у доски

Учитель: - Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у нас большой праздник. Мы

закончили первую школьную книгу – Азбуку. Совсем недавно, 1 сентября, вы

переступили порог школы и стали учениками. За это время вы, ребята, научились

читать, писать, считать. Хоть вы ещё и маленькие, но вы уже грамотные граждане

нашей страны России. А помогла вам научиться читать и писать наша умная,

интересная и занимательная Азбука..

- И сегодня мы собрались, чтобы сказать «Спасибо, Азбука!» и вспомнить какими

мы были и рассказать какими мы стали.

Праздник начинается, гости улыбаются.

А дети постараются сегодня показать,

Всё к чему учились, всё к чему стремились,

Потому что надо много рассказать.

1.

Мы сегодня очень рады

Всем ребятам, папам, мамам!

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

2.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых!

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник нас.

3.

Мы помним тот звонок весёлый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший, в первый класс.

4.

Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять.

Мы Азбуки свои раскрыли,

Раскрыли первую тетрадь.

5.

Азбука- первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

6.

Книги нам тайны свои посвящают

Вижу, что мама и папа читают.

Бабушка мне написала письмо,

Знает, что я прочитаю его.

-

Дорогие

ребята!

Поздравляю

вас

с

первой

школьной

победой,

которую

вы

одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться. Вы выучили все

буквы русского алфавита, научились читать по вашей первой книге «Азбуке».

Сегодня мы проведём необычный урок. Необычный он потому, что к нам пришло

много гостей, и все они рады за вашу первую школьную победу! Всем добрый

день!

(В класс входит Азбука)

Азбука.

Я – Азбука. Учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А в книгах есть про все, про все:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля,

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз.

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

- Сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли

нового узнали.

Учитель. – Присаживайся, дорогая Азбука, будешь самым желанным гостем на

нашем празднике. Сегодня мы с детьми вспомним, как они учились читать.

7.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

8.

Мне учиться очень нравится.

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

9. Стихотворение «Первоклассница»

Мне теперь не до игрушек –

Я Азбуку учу.

Соберу свои игрушки

И серёжке подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой.

А медведь поломан слишком.

Куклу жалко отдавать,

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже7

Он плохой, без колеса.

А потом - мне надо тоже

Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –

Я Азбуку учу…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

(А. Барто)

10.

Сегодня, друзья, мы сюда собрались

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

11.

Вначале она буквы свои показала,

Теперь мы читаем страницы.

12.

Мы Азбуке доброе слово сказать,

Сегодня должны все, ребята!

13.

Давайте – ка песню подарим мы ей,

Споём её вместе с друзьями.

(Песня «Учиться надо весело»)

14.

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные

Гласные, согласные.

15.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать, и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

16.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Но не хочется им петь.

Учитель. – Уважаемая Азбука, принимай парад войска от А до Я.

Азбука. – Есть принимать парад! Войско моё, стройся! Шагом марш!

(Под музыку дети маршируют)

- Гласные, шаг вперёд!

- Согласные, шаг вперёд!

- Буквы, внимание! Начинается серьёзное испытание – сложить слова. Я буду

называть, а нужные буквы выстраиваются.

(Дети в шапочках с буквами строятся в центре в класса)

ШКОЛА ДЕТИ РОДИНА

Учитель.

– Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё…

Все. - АЛФАВИТ.

(Дети в шапочках с буквами читают стихи о буквах)

(Песня «33 родных сестрицы»)

Азбука. – Благодарю вас, мои друзья, буквы алфавита.

Ребята,

а

вы

любите

сказки?

Я

привела

вас

в

книжное

царство,

мудрое

государство. А там живут мои друзья – книжные герои. Проверим, как вы их

знаете?

(читает загадки см. Приложение)

(Под музыку песни «Про Буратино» вбегает мальчик – Буратино)

Азбука. – Здравствуй, Буратино!

Буратино. – Здравствуйте, здравствуйте!

Азбука. – Буратино, а ты научился читать?

Буратино. – Ах, ребята, я так хотел научиться читать, но по дороге в школу мне

встретился Лентяйки…

(Вбегает, одетый небрежноЛентяйкин)

Лентяйкин. - Лентяйкин – это я! Кто меня тут вспоминал?

Учитель. – Так это ты, Лентяйкин? Ну и вид у тебя!

Лентяйкин. – И зачем вы тут собрались? Вам не лень? Лучше бы валялись на

диване. Какие буковки? Да что в них толку? Одни большие, другие маленькие – да

какая разница? А то ещё придумали «гласные – согласные»!

(Подходит к согласным)

- Ну, эти ещё ничего, симпатичные! А эти…

(Подходит к гласным)

_ Ну, что в них такого? Подумаешь кружок!

(Показывает на букву О)

- Или эти две палки?

(Берёт за руку букву У)

- Калитка какая – то?

(Показывает на И)

- И без них вполне можно обойтись!

Учитель. – Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься! Попробуй – ка прочитать хоть одно

слово без гласных!

Лентяйкин. – И попробую!

(Лентяйкин подходит к учителю. Тот показывает ему карточку, на которой

написано слово М.Р. Лентяйкин пытается прочитать, заходит с разных сторон)

Учитель. – Эх, ты! Посмотри, как ребята быстро справятся с этим. Какую гласную

надо поставить, ребята? (И)

- И какое слово получится?

(МИР)

(Учитель обращается к Лентяйкинуи показывает карточку со словом .ЗБ.К.)

- А теперь?

(Лентяйкин пытается прочитать, но не может)

- Ребята! Назовите вторую пропущенную гласную. (У)

Буратино. – Подождите, пожалуйста. А можно я назову первую букву? Эту букву я

успел выучить. Это А. И ещё одна А. Получилось АЗБУКА. Вот!

Азбука. – Да, ребята, на моих страницах живут в мире и гласные, и согласные, а

иначе нельзя. Только в дружбе сила.

17.Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША

К нам явилась на урок.

18.Если слоги встанут рядом –

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе… ТЫКВА,

СО и ВА, всего СОВА.

19.МИ – ла мы – лом ру – ки мы – лом,

Ма – ша ка – шу ва – рит нам,

Чтоб скорей и легче было

Мы читали по слогам.

Буратино. – Дружба…. Какое хорошее слово! Давайте споём песню о дружбе.

(Песня «О дружбе»)

Лентяйкин. – Подумаешь, одно слово прочитали и рады!

Азбука. – Нет, я убедилась, что эти ребята хорошо знают буквы и научились все

читать. Хочешь убедиться?

Лентяйкин. – Хочу.

(Учитель предлагает детям ромашку, на лепестках которой написаны пословицы,

загадки и поговорки. Дети отрывают лепесток и читают)

20.Мы знаем буквы, знаем слоги

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу.

Все. - Мы научились все читать.

21.Если знать мы будем слоги,

Не запутаемся в слове.

Мы его перенесём,

По строке опять пойдём.

22.В сочетаниях ЧА – ЩА

Пишем только букву А.

23.Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

24.В сочетаниях ЖИ – ШИ

Только И всегда пиши.

25.Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Мила, Нина, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Серёжа, и Андрей!

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте.

26.Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать

(Дети поют частушки).

Учитель. - На страницах Азбуки ребята учились быть дружными, воспитанными

учениками, умеющими выполнять школьные правила.

1.

Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс.

2.

Парт – это не кровать и на ней нельзя лежать.

3.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

4.

Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит – сядь.

(Инсценировка сказки Б. Заходера «Буква Я»)

Буратино. - А вот хорошо ли вы научились отгадывать загадки, мы сейчас

проверим.

(загадывает загадки см. Приложение)

Лентяйкин. – Всё равно не верю, что все научились читать. Может эти и

научились читать, а остальные – как я!

Учитель. – Нет, Лентяйкин, у нас все дети любознательные, а из книг можно

многое узнать.

- Ребята, книги, как мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и

прекрасный мир. Вы закончили читать свою первую серьезную книгу. Она многому

вас научила.

Букв сначала вы не знали,

Мамы сказки вам читали,

А теперь читаете сами,

Подружились сказки с вами.

Учитель. - А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. Вредная Баба

Яга, как всегда, напакостила, изменила названия сказок и думает, что мы их не

угадаем. Как думаете, ребята, справимся с колдовством Бабы Яги? Расколдуйте

сказки.

1.

Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2.

Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3.

Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4.

Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

5.

Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

6.

Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

7.

Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8.

Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9.

Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10.

Луковый мальчик. (Чипполино.)

11.

Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

Буратино. – Вы, ребята, молодцы! Спасибо, что расколдовали моих сказочных

друзей! Спасибо, мне очень понравился ваш праздник!

Лентяйкин. – Подождите, подождите!

(Подбегает к учителю и что – то шепчет на ухо)

Учитель. – Ребята, Лентяйкин просит у на Азбуку.

Дети. – Зачем?

Лентяйкин. – Я больше не хочу лениться, хочу писать, читать, узнавать новое из

книг. Не хочу быть Лентяйкиным, хочу стать Знайкиным. Пожалуйста, дайте мне

Азбуку.

Учитель. – Ну, хорошо. Иди и приведи себя в порядок, а Азбуку мы тебе

подготовим. Торопись.

27.Ученик: (Держит в руках Азбуку)

Беру я Азбуку в последний раз,

Несу я Азбуку в просторный класс.

И дорогой Азбуке

Я говорю: «Благодарю!

Ты – книга первая моя!

Теперь читать умею я!

Азбука. – Дорогие, ребята! Вы так хорошо читали, пели, отгадывали загадки и

героев книг, что даже Лентяйкину захотелось прочитать Азбуку.

(Учитель даёт Азбуку Лентяйкину)

- А вам я хочу вручить Дипломы об окончании первой книги Азбуки. А Буратино

мне поможет. А Лентяйкин будет вручать медали, потому что вы их заслужили.

28.Азбуку прочли до корки,

Нам по чтению – пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения.

Нам сегодня выдают УДОСТОВЕРЕНИЯ!

В том, что Азбуку прочли

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

(Вручают детям дипломы и медали)

Азбука. – Порадуйте меня и моих друзей весёлой песней.

(Песня «Из чего же»)

Азбука. – Спасибо, ребята, но делу – время, а потехе – час. Пора нам расставаться.

А впереди простирается море,

Там на широком и вольном просторе,

Там в море Знаний, где волны и ветер,

Милую Азбуку помните, дети!

- Не грустите! Встречайте вашу гостью.

(Уходит Азбука)

Чтение. – Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой! А вы

знаете кто я такая? Я – литературное чтение. Мне давно хотелось с вами

познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем друзьями.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться до Луны,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых?

Все края тебе открыты

На страницах книг.

Учитель. – Вы закончили ребята, читать свой первый учебник – Азбуку, и

начинаете свой путь в большой мир знанья и труда. Чтобы стать добрыми,

внимательными к людям, к своим одноклассникам, дома к родителям и родным. На

этом пути вашими верными друзьями и товарищами будут книги разных писателей.

- Скоро мы станем и читателями школьной библиотеки, но надо знать «Правила

обращения с книгой».

- Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу встать

1 а класс.

Обещайте бережно относиться к каждому учебнику, к каждой книге.

- Обещаем.

- Обещайте подружиться с книгой.

- Обещаем.

- Обещайте стать активными читателями библиотеки.

- Обещаем.

Учитель. - Дети, кто у нас сегодня не читал стихи, только смотрит и улыбается,

нам удивляется?

Дети. – Наши родители!

- В этот день и родители хотят поздравить вас с окончанием первой книги Азбуки.

- Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор…(Айболит)

- Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите как звали её… (Красная шапочка)

- Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известен всем давно

Это милая мордашка

Он зовётся… (Чебурашка)

- Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

Но в театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал.

ЧАСТУШКИ

Ученик 1.

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Ученик 2.

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Ученик 3.

Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Ученик 4.

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу»!

Ученик 5.

Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем

Инсценировка сказки Б. Заходера.

Учитель.

Всем известно:

Буква Я в Азбуке последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

Дети. Неизвестно!

Автор.

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас буквы.

Жили, не тужили,

Потому, что все дружили.

Только раз все дело встало

Из-за странного скандала:

Буква Я в строку не встала,

Взбунтовалась буква Я!

Буква Я.

Я, - сказала буква Я, -

Главная заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Автор.

Говорят ей:

Буквы.

Встань на место!

Автор.

Отвечает буква Я.

Буква Я.

Не пойду!

Я ведь вам не просто буква,

Я – местоимение.

Вы в сравнении со мною –

Недоразумение! Недоразумение –

Не более, не менее!

Автор.

Тут вся Азбука пришла

В страшное волнение.

Буква Ф.

Фу – ты, ну – ты!

Автор.

Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.

Все кричат:

Буквы (хором):

Воображала!

Автор.

Я затопала ногами.

Буква Я.

Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама!

Хватит у меня ума!

Автор.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы.

Хорошо, идем на спор!

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку, -

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Чтобы Я да не сумела,

Я ж не кто – нибудь, а Я!

Автор.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела и потела…

Написать она сумела только

Я Я Я Я Я Я!

Как зальется буква ХА:

Буква Х.

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Автор.

О от смеха покатилась!

А за голову схватилась!

Б схватилась за живот…

Буква Я сперва крепилась,

А потом – как заревет!

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже после буквы Ю!

Автор.

«Что ж», - решил весь алфавит. –

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Буквы (хором).

Чтобы все от А до Я –

Жили как одна семья!

ЗАГАДКИ

1.Чёрные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает. БУКВЫ

2. Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней — станешь вчетверо умней. КНИГА

3. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны. ГЛОБУС

4.В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (ДНЕВНИК)

5.Если ты меня отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Это просто … КАРАНДАШ.

6.Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой, носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. КРАСКИ и КИСТИ

7.В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Этот заяц белый … МЕЛ.

8.Разноцветный ящик мой

В ранец я кладу с собой.

Ящик этот очень мал. Называется … ПЕНАЛ.

9.Хоть не прачка я, друзья,

Стираю я старательно.

Если мне работу дашь –

Зря трудился карандаш. РЕЗИНКА

10. Я люблю прямоту, я сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю. ЛИНЕЙКА

11.В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет синий след. РУЧКА

12. Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамотно учиться. КНИГА

Текст песни "Учиться надо весело"

1

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний

Шагайте смелей!

Чудесные встречи

И добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

Припев:

И песенка, и песенка

В дороге пригодится.

Учиться надо весело,

Учиться надо весело!

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

2

По лесенке знаний

Вы сможете скоро

Достичь недоступной

Морской глубины,

Спуститься под землю,

Взобраться на горы

И даже дойти до Луны.

Припев.

3

Крутые ступеньки

На лесенке будут,

Но выверен точно

Заветный маршрут,

Чтоб вас подружить

С удивительным чудом,

Которое знаньем зовут.

Припев.



В раздел образования