Напоминание

Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников


Автор: Арапова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: НОЯБРЬСК
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»

Экологию принято рассматривать как интегрированную науку, которая

включает в себя гуманитарные, технические и естественные направления

(слайд 2).

Формирование

экологической

культуры

у

детей

с

раннего

возраста

возможно

только

в

том

случае,

если

в

процесс

образования

будут

интегрированы экологические знания.

Такие ученые, как Э.И. Зелкинд, В.Г. Нечаева и другие доказывают, что

если приучать дошкольников взаимодействовать с природой, трудится на

природе, то это раскрывает большой потенциал для развития личности детей

дошкольного возраста и поможет им сформировать знания об экологии.

Перед педагогом стоит непростая задача – нужно заложить базовые

основы

восприятия

мира

природы (слайд

3).

Также

нужно

дать

детям

представления

о

том,

как

взаимодействуют

между

собой

различные

животные и растения, и как на их жизнь влияют окружающие их условия.

Педагог ставит перед собой цель вырастить не только образованного ребенка,

но и человека, хорошо знающего природу и способного ее защищать (слайд

4).

В этом возрасте ведущим способом приобретения знаний для ребенка

является изучение конкретного предмета с помощью образа, действия с этим

образом, которые сопровождаются словами. Поэтому правильным подходом

будет,

если

образовательный

процесс

будет

сосредоточен

на

сенсорном

развитии дошкольников.

Поэтому ведущим методом деятельности в процессе экологического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

является

сенсорная

работа

с

предметами, природными материалами и манипулирование ими на практике

(слайд 5). Причем важно помнить о принципе повторения. Все, что только

можно

подержать

в

руках,

дается

детям

для

исследования,

при

этом

воспитатель организует его так, чтобы задействовать все органы чувств.

Главная

цель

экологического

формирования

дошкольников

это

развитие

у

них

базовых

представлений

об

экологической

культуре

и

формирование их экологического сознания (слайд 6).

Для достижения обозначенной цели нужно решить следующие задачи:

(слайд 7).

1.

Нужно предоставлять детям множество знаний о природе, о том как она

разнообразна, о целостности организмов, о том какие потребности у

животных и растений, какие существуют особенности приспособления

к окружающим условиям.

2.

Развивать осознанное понимание того, что все компоненты природы

зависимы друг от друга, а также человек зависим от природы.

3.

Обучить детей правильно ухаживать за растениями и животными.

4.

Формировать чувства эстетического восприятия мира; дети должны

уметь восторгаться природой, замечать в ней что-то прекрасное, это

должно побудить их оберегать и умножать красоту окружающего мира.

Для того чтобы решить эти задачи, нужно придерживаться главных

принципов, (слайд 8) связанных с обучением дошкольников экологической

культуре:

-

Научный

подход.

Этот

принцип

показывает,

что

содержание

воспитательного

процесса

должно

содержать

в

себе

информацию

об

экосистемном устройстве среды, в которой обитает человек и животные.

Также

должен

понимать,

какие

существуют

взаимосвязи

между

живыми

организмами в этой среде.

- Гуманизм. Этот принцип учитывать особенности детей дошкольного

возраста, а также индивидуальные особенности каждого, чтобы определить,

какое должно быть содержание и объем экологического воспитания.

-

Регионализация.

Он

предполагает

использование

в

качестве

содержательных элементов образовательного процесса местных природных

объектов и учитывание местных социокультурных особенностей. Поэтому в

каждом

регионе

воспитатели

должны

самостоятельно

отбирать

наиболее

подходящие

к

местным

условиям

элементы

содержания

экологического

воспитания.

-

Знакомство

с

определенными

растениями

и

животными.

Нужно

познакомить дошкольников с конкретными животными или растениями и

показать

конкретно,

как

они

связаны

со

средой

обитания.

Это

позволит

заложить первые представления о структуре экологии.

-

Интеграция. Этот

принцип

подразумевает

то,

что

в

содержание

экологического воспитательного процесса нужно интегрировать содержание

различных областей науки, а также внедрять различные формы и методы

обучения для достижения положительного эффекта.

Сегодня именно последний принцип обращает на себя все больше

внимания

в

экологическом

образовании

дошкольников.

Благодаря

интегрированным

занятиям,

у

детей

появляется

больше

времени

для

прогулок и общения, для самостоятельных игр и творческих занятий.

Интеграция

подразумевает

отказ

от

дифференцированного

образа

реальности

и

переход

к

целостному

образу.

Этого

можно

добиться

с

помощью

деятельного

подхода,

развития

связей

между

предметами,

внедрение в процесс образования проблемных ситуаций.

Этот подход очень актуален сегодня, и на это есть ряд причин:

1.

Дети естественным образом познают окружающий мир сразу во

всем его многообразии. Образовательный же процесс в своем классическом

варианте направлен на то, чтобы давать детям представления об отдельных

элементах экосистемы, не предоставляя понимания их взаимосвязи между

собой.

2.

С помощью применения принципа интеграции развивается весь

потенциал дошкольников, они активно начинают самостоятельно узнавать

окружающий мир, пытаются осмыслить имеющиеся причинно-следственные

связи в природе, формируется их логическое мышление и способность к

коммуникации.

3.

Занятия проводятся очень интересно и нестандартно. Так как в

течении занятия дети пробуют разные типы деятельности, то их внимание

сохраняется высоким на протяжении всего занятия, чем достигается большой

эффект.

Интегрированный

подход

позволяет

значительно

расширить

педагогический

эффект,

так

как

он

повышает

интерес

детей

к

процессу

познания, позволяет формировать детское воображение и другие психические

процессы.

4.

Современное общество также переживает процесс интеграции,

что является еще одной причины внедрять его и в образовательную систему.

5.

Так

как

занятия

интегрированы,

то

на

весь

образовательный

процесс

требуется

меньше

времени,

что

освобождает

это

время

для

самостоятельной деятельности дошкольников и для занятий физкультурой.

Интегрированный

подход

подразумевает

объединение

знаний

из

разных

областей и единое их представление, раскрывающее их взаимосвязи.

6.

С

помощью

интеграции

педагог

способен

раскрыть

и

свои

собственные творческие способности и самореализоваться.

Естественно, что формы работы с дошкольниками нужно подбирать те,

что соответствуют их возрасту. Поэтому нужно опираться на то, что главная

форма деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Очень

важно

заботиться

о

том,

чтобы

правильно

организовать

самостоятельную деятельность детей, основываясь на их интересах и выборе.

Для

этого

уделяется

внимание

грамотной

организации

предметно-

пространственной среды.

Подготавливая

детей

к

занятию,

нужно

прове сти

т а к же

предварительную работу, которая позволит детям накопить сенсорный опыт:

для

этого

проводятся

беседы,

совместные

прогулки

по

природе,

чтение

литературных

произведений,

развивающие

память

и

внимание

игры,

упражнения

по

манипулированию

разными

объектами

природного

мира.

Важно добиться взаимодействия всех систем восприятия детей. Для этого и

нужно сочетать разные виды деятельности.

Структура

интегрированных

занятий

имеет

с о б с т ве н н ы е

отличительные особенности: (слайд 9)

-

она

должна

быть

максимально

четкой

и

компактной.

Материал

преподносится сжато, но при этом образовательный материал должен быть

емким с информативной точки зрения. Это позволяет добиться реализации

одного из главных принципов дошкольного обучения. Само занятие также

должно

иметь

небольшой

объем,

но

при

этом

вмещать

в

себя

много

информации.

Только

интегрированный

подход

позволяет

в

совершенстве

следовать этому правилу, ведь в таком случае изучаемое явление или объект

исследуется с разных сторон и в нескольких аспектах;

- изучаемый материал должен быть хорошо продуман и логически

взаимосвязан с материалом других занятий.

Для интегрированного подхода нужно тщательно отбирать содержание

образовательного процесса. Это позволит сохранить целостность детского

восприятия

мира

природы,

поможет

детям

осознать

существующие

взаимосвязи

между

явлениями

и

различными

объектами.

Эти

занятия

позволяют

обеспечить

взаимопроникновение

содержания

различных

областей

образования.

Например,

при

прослушивании

определенного

музыкального

произведения

дети

могут

рассматривать

художественные

картины и затем рисовать.

Важно при этом, чтобы используемые области действительно могли

сочетаться друг с другом и имели общий для всех связующий элемент.

Процесс обучения строится на применении различных методов:

(слайд 10)

- аналитическая деятельность, направленная на поиск и сопоставление,

а также на эвристический анализ;

- использование проблемных вопросов, которые стимулируют детей

находить ответы и совершать свои «открытия»;

- использование

речевых дидактических игры, которые позволяют

знакомиться

с

речевыми

эталонами,

пополняют

лексический

словарь,

расширяют

представления

не

только

об

экологии,

но

и

о

родном

языке

ребенка;

Какие возможности раскрывает интегрированный подход к проведению

занятий? (слайд 11, 12).

- ребенок получает возможность реализовать свой творческий

потенциал, потому что ему приходится фантазировать, обдумывать,

сочинять, узнавать о хитростях и законах русского языка;

- увлекательная форма занятий способствует легкому усвоению новых

терминов, формирует коммуникативные способности ребенка;

- активизируется познавательная активность детей.

Благодаря интегрированному подходу педагог постоянно находится в

пространстве возможностей. Формируется его собственное мировоззрение,

он сам ежедневно растет и развивается.

Для того, чтобы экологическое воспитание дошкольников становилось

все

более

качественным,

нужно

использовать

практическое

внедрение

комплексного использования разных методов (слайд 13).

Это могут быть наглядные методы, такие как например просмотр фильмов,

картин, проведение наблюдений за объектами природы.

Это могут быть также практические методы, такие как игры, опыты или

совместное

моделирование.

Эти

методы

дают

возможность

педагогам

улучшать

представления

детей

о

природе

благодаря

установлению

в

их

сознании

связей

между

отдельными

объектами

природы.

Практическая

деятельность

делает

знания

системными

и

позволяет

приобрести

практические навыки.

Словесные методы, такие как рассказы, чтение, беседы. Они позволяют

расширять знания детей о природе, обобщать и систематизировать их. Это

дает возможность развивать положительное эмоциональное восприятие мира

природы.



В раздел образования