Автор: Орлова Анастасия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия № 1"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование младших школьников на уроках - экскурсиях
Раздел: начальное образование
Экологическое образование младших школьников на уроках - экскурсиях
«Окружающий мир»
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным
направлением
в
педагогической
теории
и
практике.
Это
связано
с
тяжелой
экологической ситуацией на нашей планете.
По мнению ученых, «экологический кризис на планете, в конце концов «победит» не
деятельность
специалистов
по
охране
окружающей
среды,
а
специальная система
экологического
образования» Важным
принципом
этой
с и с т е м ы является
непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс
обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: дет ский сад
— школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послевузовское образование. В
системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе
звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети
младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко
откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопережи вают. В этом
возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств,
оценок,
эмоций,
развитие
способностей
и
интересов.
Современные
психолого-
педагогические
исследования
убедительно
доказали,
что
возрастные
особенности
младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что
и является целью экологического образования.
П о д экологическим
образованием
понимают
непрерывный
процесс
обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и
практических
знаний,
ценностных
ориентации,
поведения
и
деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в
основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.
Классическая форма изучения окружающей среды – экскурсия в природу.
Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая
собой
групповое
посещение
природных
комплексов
или
учреждений
культуры
в
образовательных целях.
Экскурсия, обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Во-
первых, они вносят большой вклад в экологическое воспитание, во- вторых очень важен
психологический аспект выходов на природу, запечатление ее школьниками.
Для
проверки
эффективности
уроков
–
экскурсий
по
«Окружающему
миру»
направленных
на
экологическое
образование
младших
школьников
нами
была
проведена опытно – экспериментальная работа, которая проходила
на базе МАОУ
СОШ № 15. Исследованием были охвачены учащиеся 2 класса в составе 25 человек (8-
9
лет).
Для
анализа
уровня
экологической
образованности
учащихся
были
использованы следующие методики:
-
Методика
неоконченных
предложений,
с
целью
выявления
понимания
смысла
понятия «Охрана природы»
- Беседа(состоящая из 9 вопросов), которая дает представление учащихся о природе,
и её роли в жизни человека.
- Методика «Письмо зеленому другу», выявляющая готовность учащихся помогать
природе и заботится о ней.
- Методика «Лес благодарит и сердится», целью которой является изучение характера
представления детей о правилах, нормах взаимодействия с природой.
С
целью
формирования
экологической
культуры
младших
школьников
была
разработана и апробирована сеть уроков - экскурсий по Окружающему миру: урок –
экскурсия « В гости к осени», урок – экскурсия «В гости к весне», урок – экскурсия
«Откуда берется и куда девается мусор», урок – экскурсия «Воздух. Охрана воздуха,
урок
–
экскурсия
«
Все
профессии
важны»
Цели
уроков:
формирование
ответственности за свои действия и поступки, изучение правил поведения в природе,
воспитание у учащихся любви ко всему живому на Земле, формирование бережного
отношения к природе.
Результаты проведенной работы показали:
Количество учащихся с высоким уровнем экологической образованности повысился с
16% до 20%, средней уровень остался без изменений ( 68 %) при этом процент
младших
школьников
имеющих
низкий
уровень
экологической
образованности
снизился на 4 % ( 16% при констатирующем срезе до 12 % при контрольном срезе)
Таким образом, мы подтвердили, что уроки – экскурсии являются эффективным
средством экологического образования младших школьников.
Список литературы:
1.
Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в
начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учрежд. средн. проф.
Образования пед. профиля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 240с.
2.
Мулдуянова, Н.А. Экскурсия в лето [Текст]: Начальная школа, 2004. № 5. – 135 с.
3.
Некрасов, И.В. Ещё раз об экологическом воспитании школьников [Текст]:
Физическая культура в школе, 2004. №5.- 135 с.