Напоминание

Экологическое образование младших школьников на уроках - экскурсиях


Автор: Орлова Анастасия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия № 1"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование младших школьников на уроках - экскурсиях
Раздел: начальное образование





Назад




Экологическое образование младших школьников на уроках - экскурсиях

«Окружающий мир»

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным

направлением

в

педагогической

теории

и

практике.

Это

связано

с

тяжелой

экологической ситуацией на нашей планете.

По мнению ученых, «экологический кризис на планете, в конце концов «победит» не

деятельность

специалистов

по

охране

окружающей

среды,

а

специальная система

экологического

образования» Важным

принципом

этой

с и с т е м ы является

непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс

обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: дет ский сад

— школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послевузовское образование. В

системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе

звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети

младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко

откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопережи вают. В этом

возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств,

оценок,

эмоций,

развитие

способностей

и

интересов.

Современные

психолого-

педагогические

исследования

убедительно

доказали,

что

возрастные

особенности

младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что

и является целью экологического образования.

П о д экологическим

образованием

понимают

непрерывный

процесс

обучения,

воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и

практических

знаний,

ценностных

ориентации,

поведения

и

деятельности,

обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в

основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.

Классическая форма изучения окружающей среды – экскурсия в природу.

Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая

собой

групповое

посещение

природных

комплексов

или

учреждений

культуры

в

образовательных целях.

Экскурсия, обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Во-

первых, они вносят большой вклад в экологическое воспитание, во- вторых очень важен

психологический аспект выходов на природу, запечатление ее школьниками.

Для

проверки

эффективности

уроков

экскурсий

по

«Окружающему

миру»

направленных

на

экологическое

образование

младших

школьников

нами

была

проведена опытно – экспериментальная работа, которая проходила

на базе МАОУ

СОШ № 15. Исследованием были охвачены учащиеся 2 класса в составе 25 человек (8-

9

лет).

Для

анализа

уровня

экологической

образованности

учащихся

были

использованы следующие методики:

-

Методика

неоконченных

предложений,

с

целью

выявления

понимания

смысла

понятия «Охрана природы»

- Беседа(состоящая из 9 вопросов), которая дает представление учащихся о природе,

и её роли в жизни человека.

- Методика «Письмо зеленому другу», выявляющая готовность учащихся помогать

природе и заботится о ней.

- Методика «Лес благодарит и сердится», целью которой является изучение характера

представления детей о правилах, нормах взаимодействия с природой.

С

целью

формирования

экологической

культуры

младших

школьников

была

разработана и апробирована сеть уроков - экскурсий по Окружающему миру: урок –

экскурсия « В гости к осени», урок – экскурсия «В гости к весне», урок – экскурсия

«Откуда берется и куда девается мусор», урок – экскурсия «Воздух. Охрана воздуха,

урок

экскурсия

«

Все

профессии

важны»

Цели

уроков:

формирование

ответственности за свои действия и поступки, изучение правил поведения в природе,

воспитание у учащихся любви ко всему живому на Земле, формирование бережного

отношения к природе.

Результаты проведенной работы показали:

Количество учащихся с высоким уровнем экологической образованности повысился с

16% до 20%, средней уровень остался без изменений ( 68 %) при этом процент

младших

школьников

имеющих

низкий

уровень

экологической

образованности

снизился на 4 % ( 16% при констатирующем срезе до 12 % при контрольном срезе)

Таким образом, мы подтвердили, что уроки – экскурсии являются эффективным

средством экологического образования младших школьников.

Список литературы:

1.

Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в

начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учрежд. средн. проф.

Образования пед. профиля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 240с.

2.

Мулдуянова, Н.А. Экскурсия в лето [Текст]: Начальная школа, 2004. № 5. – 135 с.

3.

Некрасов, И.В. Ещё раз об экологическом воспитании школьников [Текст]:

Физическая культура в школе, 2004. №5.- 135 с.



В раздел образования