Напоминание

Профессиональные качества медицинского работника


Автор: Каримова Файруза Рашитовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Шенталинский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Тольяттинский медицинский колледж"
Населённый пункт: ст. Шентала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профессиональные качества медицинского работника
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка открытого занятия

Тема:

«Профессиональные качества медицинского работника».

Дисциплина «Психология»

Специальность: 060501 Сестринское дело

Преподаватель: Каримова Ф.Р.

ШЕНТАЛА 2015


Методическая разработка занятия.

Организационная форма
: комбинированный урок – 1 (90 мин).
Цели:

-образовательные:
изучить профессиональные качества медицинского работника; сформировать основное представление о взаимозависимости личностных и профессиональных качеств медицинских сестер;

сформировать основное представление о понятиях «трансфер», «синдром эмоционального выгорания»; подвести к выводам о необходимости применения на практике полученных знаний и в случае необходимости добывать знания самостоятельно. -
развивающие:
создание условий для работы в группах по изучаемому вопросу; содействие развитию коммуникативных умений: развитие монологической и диалогической речи; умение выслушивать чужую точку зрения, аргументировать свою; развивать познавательный интерес. -
воспитательные:
воспитание уважения к индивидуальной точке зрения каждого человека; формирование интереса к будущей профессии; формировать чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайной ситуации.
Форма работы
: групповая.

Тип занятия:
теоретическое,изучение нового материала.
Технология – «
развитие критического мышления через чтение и письмо».
Оснащение

занятия:
раздаточный материал по теме занятия, мультимедийное оборудование.
Технологические

этапы

Задачи этапа

Формируемые

универсальные действия
I фаза. Вызов. - Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; -пробуждение интереса к изучаемой теме; -обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; -постановка студентом собственных целей обучения.
Личностные
: -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные
: -умение определять понятия; -умение работать индивидуально и в группе;
Предметные
: -умение определять смысловое наполнение профессиональных качеств личности; -умение определять зависимость успешности и эффективности профессиональной деятельности от личностных качеств. II стадия. Осмысление содержания. -Активное п ол у ч е н и е новой информации; -осмысление новой информации; -соотнесение новой информации с собственными знаниями; -отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Личностные:

-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
-умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; - умение устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Предметные
: - умение передавать содержание прочитанного в соответствии с целью; - способность рассуждать с высказыванием своего мнения, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно, участвовать в обсуждении прочитанного. III. Рефлексия. - Активное получение новой информации; - осмысление новой информации; - соотнесение новой информации с собственными знаниями; - отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Личностные
: - стремление к лучшему осознанию значимости выбранной профессии
Метапредметные
: - умение создавать обобщения и делать выводы; - умение работать индивидуально и в микрогруппах.
Предметные
: -формирование интереса к будущей профессии; -формировать чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Ход учебного занятия.


Литература.
1. Курс «Основы психологии» для учащихся медучилищ. Выпуск 1, рабочая тетрадь «Введение в психологию», М., 1999 2. Курс «Основы психологии» для учащихся медучилищ. Выпуск 2, рабочая тетрадь «Психология развития профессионала», М., 2000 3. Курс «Основы психологии» для учащихся медучилищ. Выпуск 3, рабочая тетрадь «Деловое общение», М., 2001 4. Курс «Основы психологии» для учащихся медучилищ. Выпуск 4, рабочая тетрадь «Медицинская психология», М., 2004 5. А.А. Кирпиченко, Б.Б.Ладик, А.А.Пашков «Основы медицинской психологии и коммуникации» для медицинских училищ и колледжей, Минск, 2004 6. Н.Н.Петрова «Психология для медицинских специальностей», учебник, М., 2006 7. Н.Д. Творогова «Психология», лекции для студентов медицинских вузов, М., 1998 Приложение.
Профессиональные качества медицинского работника.
Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельность требует от медицинского работника не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Воля, энергия, желание, труд — все это необходимо
Этапы

учебного

занятия

Содержание

учебного

материала

Методы

обучения

Средства

обучения

Время
Организа ционный момент
.
Отметка присутствующих, наличие формы, определение темы и цели занятия. Слайд 1. 3 мин. Вызов Составление рассказа или нескольких распространенных предложений по ключевым словам: медицинский работник, пациент, трансфер, чувство, профессионализм, помощь, этика, ответственность, деонтология, страх, отношение, эмоции. Индивиду- альная работа. Слайд 2. Рабочая тетрадь 12 мин. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, обсуждается. Осмысле- ние
1.Прочитайте информацию о

профессиональных качествах

медицинского работника,

понятии «трансфер»
и промаркируйте информацию. Метод активного чтения: маркировка с использован ием значков “V”, “+”, “—”, “?” (по мере чтения их ставят на полях справа); Раздаточ- ный материал (текст) Слайд 3. 20 мин. Непосредственный контакт с новой информацией (материал данной темы). Работа ведется индивидуально.
Обсуждение:
2. А теперь самостоятельно заполните колонки таблицы. Студенты самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. Слайд 4. 3. Давайте обсудим, что вы записали во вторую колонку (новая информация). Обсуждение. 4.Давайте обсудим, что вы записали в четвертую колонку таблицы “Хочу узнать”. Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? Обсуждение. 5. Посмотрите на ваши пометки и скажите: “ Какая информация противоречила вашим первоначальным знаниям? Что нового вы хотите узнать?” Установка на домашнее задание: “К следующему занятию необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”. Студенты высказывают свои мнения. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание. Рефлек- Целостное обобщение Синквейн. Рабочая 10 мин.
каждому медицинскому работнику, но только этих качеств, для медицинского работника недостаточно . Болезнь – большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и счастье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать страдания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Хотя условия работы сестер весьма трудны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются облегчить страдания. Нередко приходится слышать от среднего медицинского персонала, работающего в больнице или поликлинике, жалобы на физическую усталость, плохое настроение, неудовлетворенность работой. При этом усталость и раздражительность чаще всего бывают вызваны не объемом выполненной работы, а эмоциональной нагрузкой, которой она сопровождается. Особенно это касается работы медсестры и фельдшера, зачастую играющих роль промежуточного звена между врачом и пациентом. Если фельдшер, акушерка или сестра выполняют свои обязанности автоматически, ограничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерением температуры и прочими манипуляциями, то при всей их важности и необходимости на первый план выступает лишь технический подход. К сожалению, в такой ситуации отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается в неменьшей степени. О психологической работе с больным можно говорить лишь тогда, когда медработник обладает навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является основой контакта между ним и медсестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа фельдшера, акушерки, медсестры по уходу за больным придает ему уверенность в выздоровлении, формирует благоприятное психологическое взаимодействие между ними и таким образом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте, так как эти две сферы невозможно разделить. Больной человек стремится освободиться от болезни, выздороветь ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, само болезненное состояние вызывают повышенную обидчивость, раздражительность, избыточную чувствительность. То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия при этом имеют не только конкретное значение, но и эмоциональный контекст и воздействие. Мягкость, ласковость, терпеливость и нежность - и есть те
основные элементы хорошего стиля работы, в которых выражаются внимание и человеческая любовь к больным. В работе медсестры или фельдшера для больного часто важнее не то, «что» она делает, а то «как» она это делает. Методы, формы проявления заботы и внимания зависят от конкретного пациента и ситуации, в которой осуществляется уход. Забота и любовь будут проявляться по-разному, если больной – ребенок, взрослый или пожилой человек. Отношение со стороны медицинского работника никогда не должно носить интимного характера, побуждать больных к панибратству. Если медсестра хорошо контролирует ситуацию, предупреждает недвусмысленные отношения, устраняет возможные недоразумения, то ей не грозит опасность быть неправильно понятой. Определенное постоянство в поведении, общении; ровное, хорошее настроение располагают к ним пациентов. Умение хранить тайны больных также повышает доверие к медработникам. Медицинская сестра, не владеющая служебной этикой, может рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице. Может распространять ненужные сведения, тем самым вызывая страх и беспокойство у пациентов и их родственников. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает медсестре (фельдшеру) психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять веру в выздоровление. Поэтому для медсестры очень важны умение и желание понять больного. Очень полезно познакомиться с особенностями личности больного; знать, чем он занимается, каковы его интеллектуальный уровень, образование. Чуткость в работе медсестры или фельдшера тесно сочетается с профессиональной наблюдательностью. Внимательный медработник заметит малейшие изменения в самочувствии, настроении, поведении больного и сможет предпринять необходимые действия. Грубая, небрежная, вспыльчивая и раздражительная медсестра производит тяжелое впечатление на пациентов. В каждом направлении медицины (хирургия, терапия, педиатрия и др.) существуют свои специфические особенности работы, свои особенности больных, зависящие от формы заболеваний. Все это требует специальных знаний. Современное развитие здравоохранения предъявляет к среднему медработнику высокие требования, особенно касающиеся его психологических качеств. Поэтому медсестра, занимаясь самовоспитанием, должна ориентироваться на модель личности современного специалиста-медика (так называемую профессиограмму), в которой обобщены не только необходимые знания, умения и навыки, но и профессионально
важные личностные свойства. Личность любой медсестры индивидуальна, и все-таки можно отметить черты, характерные для всех наиболее успешных медицинских сестер. К необходимым
личным качествам
медицинского работника стоит отнести: - энтузиазм и гордость своей профессией; - уверенность в себе – веру в себя, в свое умение лечить пациента; - сильный характер – умение проявлять упорство и выполнять намеченные планы; - порядочность, от которой иногда может зависеть жизнь пациента; - искренность, которая проявляется в честности с самим собой и пациентами; - доброжелательность – умение видеть положительное во всех людях и во всех ситуациях; - инициатива заключается в принятии на себя персональной ответственности за свои действия и настроение; - оптимизм – понимание важности позитивного мышления и позитивных убеждений; - аффилиация – потребность в установлении и сохранении добрых отношений с пациентами. К числу
профессиональных психологических качеств
медицинских работников стоит отнести следующие способности: - психологической поддержки пациента; - индивидуального общения медработника с пациентом; - общения с пациентами различных возрастных групп; - общения с пациентом, длительно находящимся в стационаре; - поддерживать общий доброжелательный настрой медперсонала, его терпимость и готовность помочь пациентам; - осуществлять психологический уход за умирающим; - оказывать помощь в преодолении страха смерти; - оказывать самопомощь регулировать свое эмоциональное состояние. Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Однако может также вызывать и негативные изменения личности, его характера. Работа с больными связана с опасностью профессиональной психологической деформации, которая проявляется в синдроме профессионального выгорания и синдроме хронической усталости. Избыточная эмоциональная включенность медсестры в переживания больного, повышенный уровень тревоги, неуверенность и опасения в отношении возможных последствий приводит к хроническим эмоциональным перегрузкам. В этом случае развивается СЭВ.
Термин

«синдром

эмоционального

выгорания»
введен был психологом Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психического состояния
здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Основными симптомами СЭВ являются: - усталость; - психосоматические проблемы; - бессонница; - отрицательное отношение к выполняемой деятельности; - агрессивные тенденции; - негативное отношение к себе; -пессимизм; - тревожные состояния; - чувство вины. По мере накопления опыта работы, медсестра получает возможность контролировать степень эмоциональной вовлеченности. Однако, значительное напряжение эмоций, волнение за пациента сохраняется в течение всей профессиональной деятельности медсестры, (а значит, велика вероятность развития СЭВ). Длительное воздействие стресса на иммунную систему медсестры может привести к возникновению
синдрома хронической усталости
(СХУ). При этом медсестра ощущает постоянную усталость, чувствует изнуренность и опустошенность, испытывает дискомфорт и депрессию. Быстрому утомлению способствует и отрицательная настроенность к труду, внешне выражающаяся в состоянии раздражения. Профессиональная усталость медсестры включает, прежде всего, усталость от пациентов, обусловленная постоянным эмоциональным контактом с большим количеством больных людей. Появлению усталости может способствовать также большая ответственность за жизнь и здоровье пациентов, а также организация работы в системе здравоохранения (большой объем работы, дежурства, ночные смены). Немаловажную роль играет общее отношение к жизни, наличие или отсутствие жизнеутверждающей позиции, отношения с коллегами, стиль жизни, проблемы, не связанные с работой. Для предупреждения профессиональной деформации медсестры важно, чтобы она имела удовлетворяющую ее личную жизнь. Желательно, чтобы специфика профессиональной деятельности как можно меньше сказывалась на ее социальном окружении вне стен медицинского учреждения, на ее взаимоотношениях в семье и с друзьями. Трансфер - это перенос на медицинского работника эмоционального отношения па- циента к значимым для него людям (отцу, матери, пр.).
Термин впервые стал применяться в психоанализе. Фрейд рассматривал трансфер как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям в обыденной жизни. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций переноса. Первоначальные источники реакций переноса - значимые люди ранних лет жизни ребенка. Реакции переноса в позднейшей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально принадлежавшие родителям. По Фрейду, трансфер происходит из эротических источников и, как правило, сексуально окрашен. Различается трансфер: а) позитивный - перенос чувства любви, уважения, доверия, привязанности и пр.; б) негативный - перенос чувства страха, ненависти, отвращения и пр. В процессе сестринского ухода эти чувства могут спонтанно возникать у пациента при отсутствии в ее поведении объективных причин для этого. Трансфер действует тем сильней, чем меньше о нем догадываются. Например, 3.Фрейд описывал случаи, когда пациент переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств. Медсестра чувствует перенос по эмоциональным, поведенческим реакциям пациента, как оказываемое на нее давление вести себя по отношению к пациенту так, чтобы это напоминало ему о прежних отношениях. Пациент сам не понимает, почему он «влюбляется» в медсестру или начинает ее ненавидеть безо всяких на то внешних оснований. Так, человек, всю жизнь страдавший от недостатка любви и заботы, возможно, ждет от медсестры именно этих чувств. Он может начать восторгаться ею, но если его ожидания не оправдаются, то может вдруг и возненавидеть ее. Начинающие медсестры, как правило, теряются, когда сталкиваются с сильными проявлениями со стороны пациентов таких эмоций, как любовь, сексуальное влечение, или ненависть, ненасытная требовательность, агрессия. Например, «непослушный» больной может вести себя по отношению к медсестре как упрямый, непослушный ребенок по отношению к матери. Известна и такая форма отношения пациента: его чрезмерная, необъяснимая привязанность к одной медсестре. Усилению трансферных реакций способствуют: а) сохранение медсестрой внешней пассивности и нейтральности; б) проявление ею заинтересованности личной жизнью пациента; в) ее активное слушание пациента. Именно так обычно ведет себя медсестра, поэтому в своей профессиональной жизни большая вероятность, что она столкнется с трансферными реакциями пациентов. Контртрансфер - перенос медработником своих эмоций на пациента, ответ на трансфер пациента. Так же, как и трансфер, контртрансфер, часто являющийся бессознательным, может приобретать в сфере восприятия-сознания положительную
аффективную тональность (любовь) или отрицательную (ненависть). Контртрансфер разрушает обычно доброжелательно-нейтральную позицию медсестры, вызывая в ней внутреннюю дисбалансировку, проявляющуюся в виде гнева к пациенту, раздражения, боязни пациента или особой любви к нему, пр. Контртрансфер усиливается в период переживания медсестрой стрессовых событий и неразрешенных конфликтов.


В раздел образования