Напоминание

Здоровьесберегающие технологии


Автор: Карпухина Елена Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №63 с УИП"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: полное образование





Назад




“Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они

создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть

человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал:

“Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но

один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И,

решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать,

решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее

море, другие - за высокие горы.

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт

с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может

найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во

мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.

Здоровьесберегающие технологии

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике

любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения

здоровья учителя и учеников.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно

рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её

«сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов

педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания,

наделяют их признаком здоровьесбережения.

В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все

направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и

укреплению здоровья учащихся.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он

выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а

соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции

медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но именно в

образовательных учреждениях использование профилактических программ является

обязательным. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в

обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями

СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание

консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит

мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического

коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия

в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции

медицинской службы. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других

медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам,

проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже

элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы,

выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного

человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе

спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо

задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически

оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах,

рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях,

архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб,

гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение

здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни –

требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в

общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам

обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а

за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3

подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного

процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению

состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой

учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же

относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного

процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению

грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их

к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие

также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков,

просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне

школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)

включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья

учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся

разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной

педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их

родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-

педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие

которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два

важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение

и укрепление здоровья учащихся.

На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются

следующие задачи:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного

процесса;

- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у

учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим

нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными

медико-гигиеническими требованиями;

- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно

подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья,

сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа

жизни:

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического

коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в

работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно

укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их

семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных

привычек.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как

системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики

сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства,

направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к

образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры

здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу,

формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные,

партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных

(дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности

учащихся для повышения результативности их обучения.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие

образовательные технологии,

на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной

деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого

надо начинать!);

- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих

образовательных технологий;

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте

их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной

работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов

оценки;

- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей

образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического

коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ,

направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая

организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное

обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их

здоровью.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется

по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой

педагогической системы решается задача

сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Литература:

1.

Басов, А. В., Тихомирова, Л. Ф. Требования к программам «Здоровье»

образовательных учреждений

2.

Кулева, С. В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного

учебного заведения

3.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы

4.

Тихомирова, Л. Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления

идей здоровьесберегающей педагогики



В раздел образования