Напоминание

"Весёлая прогулка" артикуляционная гимнастика в картинках


Автор: Бекешева Минслу Сиюшевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества"
Населённый пункт: р. п. Дергачи, Саратовская область.
Наименование материала: Методическая разработка для родителей.
Тема: "Весёлая прогулка" артикуляционная гимнастика в картинках
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области

Материал для родителей

Артикуляционная гимнастика в картинках

«Весёлая прогулка»

Разработала:

Педагог дополнительного образования

Бекешева Минслу Сиюшевна

2018 г.

Материал для родителей

Артикуляционная гимнастика в картинках

«Весёлая прогулка»

Поначалу

артикуляционную

гимнастику

необходимо

выполнять

перед

зеркалом.

Ребенок

должен

видеть,

что

язык

делает.

Мы,

взрослые,

не

задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или

за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку

необходимо

через

зрительное

восприятие

обрести

этот

автоматизм,

постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого

раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь

ему:

Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем

Чтобы

ребёнок

научился

произносить

сложные

звуки,

его

губы

и

язык

должны

быть

сильными

и

гибкими,

долго

удерживать

необходимое

положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения

к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

1.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и

упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут

научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед:

их мышцы будут уже подготовлены.

3.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с

правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них

«каша во рту».

4.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и

взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить,

что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на

начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала

знакомим

ребёнка

с

основными

положениями

губ

и

языка

с

помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять

упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не

нужно

забывать

выполнять

задания,

направленные

на

развитие

голоса,

дыхания

и

речевого

слуха.

Это

очень

важно

для

правильного

звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так

как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного

освоится,

зеркало

можно

убрать.

Полезно

задавать

ребёнку

наводящие

вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится

(вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но

при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно,

иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили

основные движения.

К

детям

4-5

лет

требования

повышаются:

движения

должны

быть

чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и

умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,

отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже

короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление

мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если

своевременно

выявить

нарушение

и

начать

работу

с

ребёнком,

используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных

результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду

с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой,

связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к

школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с

ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Статические упражнения

1. «Улыбочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком

положении следует 10 - 15 секунд.

2. «Трубочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в

таком положении следует 10 - 15 секунд.

3. «Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше.

Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком

положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и

удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается

поверхности языка.

5. «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время

удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в

таком положении на счет от 1 до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка

языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

7. «Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей

по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно

дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд.

8. «Парус».

Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы

языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние

зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к

верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1

до 10. Выполнять 2—3 раза.

9. «Чашечка».

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к

верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верх-

ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Выполнять 3—4 раза.

10. «Заборчик».

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать

круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 - 6 раз по 10 - 15

секунд.

Динамические упражнения

11. «Утиный клювик».

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по-

зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько

расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки».

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по-

зиции в другую.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя

приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется:

нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается,

закрывая верхние зубы. Выполнять 5—6 раз.

13. «Лошадка».

Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением

темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

14. «Грибок».

Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом

сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз.

15. «Маляр».

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от

верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед-

ленном темпе 5—6 раз.

16. «Дятел».

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами.

При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20

секунд).

17. «Утюжок».

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Язычок у бугорков за верхними зубами: назад - вперед. Выполнять 20—25

раз.

18. «Прогони комарика».

Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под дей-

ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная

воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение —

язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10

раз.

20. «Качели».

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать

координацию движений кончика языка (вверх— вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках,

затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз.

21. «Катание шарика».

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с

внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке

(5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Скорость

движения языка можно менять.

22. «Часики».

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа -

налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому,

стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под

счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время

выполнения — 20 секунд.

Гимнастика для

губных мышц

Упражнения для развития подвижности губ:

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы

зубами.

2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы

в улыбку.

3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать

по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

- Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

- Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу

за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу

и растягивать их вверх-вниз.

- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо

добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный

звук «поцелуя».

5. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были

под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы

вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно

посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий

на фырканье лошади.

7. Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать

нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

8. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь

к зубам.

9. Если губы совсем слабые.

- Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

- Удерживать губами карадаш, пластмассовую трубочку. Карандашом

нарисовать круг (квадрат).

- Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается

ее выдернуть.

Упражнения для

губ

и

щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Гимнастика для

мышц глотки и

мягкого неба

1. — Позевывать с открытым и закрытым ртом.

- Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. — Произвольно покашливать.

- Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

- Покашливать с высунутым языком.

3. — Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

- Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью,

кефиром).

4. — Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

- Глотать капли воды, сока.

5. Надувать шеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать

- стону,

- мычанию,

- свисту.

8. — Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый

держит руку на затылке ребенка.

- Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку

на лбу ребенка.

- Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком

на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением

сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук

и отделяется от звука а паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.

Гимнастика для

мышц языка

1.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости

рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-

10. Следить,чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу

«лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном,

расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-

10. Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик

языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается

сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя,

или нараспев тянуть звук и.

3. Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами

всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом

чесать язык зубами.

4. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой»,

тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить,

чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево.

Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил

по нижней губе.

6. Рот открыт, губы в улыбке.Облизнуть кончиком языка верхнюю губу

от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков

рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.

Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой.

Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями

языка. То же повторять с открытым ртом.

9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам,

прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть

не двигалась. То же движение – по нижним зубам. 10. Рот закрыт.

Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку.

То же, но рот открыт.

11. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком

движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12. При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т.п.

13. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу

и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,

челюсть не двигалась, язык не сужался.

14. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним

и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались

на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить

на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять

на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить,

чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались

неподвижными.

16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком».

Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка

летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна,

а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые

верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком

языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы

нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил

характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя

воздуха.

18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает

только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги.

При правильном выполнении она будет отклоняться.

19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу

и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,

как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук

голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк

разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать

верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу

за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка).

Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя

челюсть не двигалась.

21. То же, но беззвучно.

22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается

в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык

не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался

назвд, челюсть и губы были неподвижны.

23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях,

а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается,

то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается,

прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.

24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу,

удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы

губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково

плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать).

При повторении упражнения открывать рот шире.

25. Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу.

Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную

уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать

рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны,

не провисала одна из сторон языка.

26. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами

сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при зтом чувствуется

напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук,

похожий на детское «поддразнивание».

27. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка

на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук ф, сдуть ватку

на противоположный край стола.

Далее, Вас ждет «Веселая прогулка» артикуляционная гимнастика в

картинках с подробным описанием.

Желаю удачи!

Молодцы!



В раздел образования