Автор: Лепихова Нелинна Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ " Тучковская средняя школа "3
Населённый пункт: п.Тучково Рузский городской округ Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать обучение английскому языку в начальной школе интересным."
Раздел: начальное образование
Как сделать процесс обучения английскому языку в
начальной школе разнообразным и интересным.
Лепихова Н.Н., учитель английского
языка, высшей категории.
МБОУ «Тучковская средняя школа №3
г.п.Тучково Рузского городского округа Московской области.
2018 г.
Учебный предмет «Английский язык» наряду с русским языком
входит в число предметов филологического цикла и формирует
коммуникативную культуру ученика, способствует его общему
речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию чувств и
эмоций, формирует интерес к культурному многообразию мира.
Современная система обучения английскому языку
характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом
/функциональной грамотностью младшего школьника - умением
писать и читать/в содержании обучения представлен
деятельностный компонент: виды деятельности, которые
включают конкретные универсальные учебные действия,
обеспечивающие творческое применение знаний для решения
жизненных задач, начальные умения самообразования.
В связи с этим все более актуальным становится использование в
образовательном процессе приемов и методов, которые
формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, умение делать выводы и
умозаключения. Овладение умениями учиться и познавать
являются приоритетной целью на начальном этапе обучения.
Считается , что выучить «живой язык»- это значит усвоить его
путем активной практики, а цель такого обучения- общение на
данном языке. Однако существует другое мнение, которое часто
высказывают учителя и родители. Они не понимают, как можно
говорить на иностранном языке, если ребенок не обладает
достаточным словарным запасом слов и не владеет
грамматическими структурами. С этим мнением можно не
согласиться. Ведь новорожденный не ждет, когда он накопит
достаточный словарный запас и выучит грамматические правила
родного языка, чтобы общаться.
И потом, опытный учитель знает, что выучить наизусть диалог и
продекламировать его- не значит общаться. Выполнять задания,
записанные на диске или сидеть перед компьютером – не значит
практиковать язык. Разумеется, воспроизведение диалога, песенки
или считалочки поможет ученику усвоить речевые структуры, а
аудиозаписи, без сомнения способствуют развитию фонетических
навыков ученика. Каждый должен знать, что активное обучение
языку не может основываться только на показе картинок,
прослушивании текстов и выучивании наизусть диалогов и новых
слов. Этот способ лишает ученика всякой самостоятельности,
творческой свободы.
Умение изъясняться на языке- значит владеть разными
ситуациями: представляться, благодарить, выражать свои
пожелания, возражать, наводить справки, давать разрешения. Это
фукционально- прагматическая сторона, которая позволяет нам
говорить о функциях общения.
Общаться- это не значит задавать вопрос, ответ на который уже
известен, а напротив, спрашивать, потому что не хватает сведений.
Зачем задавать вопрос What’s your name? ученику, чье имя все
знают? Систематическое использование так называемой
«псевдокоммуникации» вызывает у учеников скуку и снижение
мотивации. Общаться – это применять стратегии общения,
позволяющие выразить максимум желаемого, обладая
минимальным словарным запасом и грамматическими
познаниями. Это значит преодолеть страх ошибиться. Надо учить
детей общаться, сопровождая свои слова жестами, мимикой,
интонацией, чтобы донести смысл или уточнить значение.
Общение есть нечто, строящееся во взаимодействии с другими.
Взаимообмен между учениками во время парной или группой
работы позволяет расширить речевую практику и творческую
свободу каждого. Кроме того, метод обучения в группах и парах
способствует всестороннему развитию личности ребенка, его
умению ладить с коллективом.
Научиться слышать, понимать и общаться на иностранном
языке- это значит не только освоить необходимые средства и
приемы общения, но и ВЖИТЬСЯ в этот язык. Для это надо
позволить ребенку быть главным действующим лицом своего
обучения, например, вы хотите научить ребенка узнавать время.
Представьте, в каких ситуациях ребенок восьми лет будет
вынужден спросить или ответить, который сейчас час. Чтобы
узнать расписание поездов? Чтобы назвать время, указанное на
часах в учебнике? Скорее для того, что бы узнать, когда начинается
мультик. Старайтесь придумывать задания, отталкиваясь от
ситуаций, наиболее близких его интересам.
У ребенка младшего возраста физические ощущения и осязание
играют главную роль при изучении языка. Необходимо учить
ребенка пользоваться различными каналами восприятия
информации: зрительным, слуховым, ассоциативным,
эстетическим, осязательным, вкусовым. Например, когда
знакомите со словом soft, произнесите вполголоса и показывая на
мягкость жестами.
Теперь я расскажу о некоторых видах работы, которые
использую сама и советую коллегам попробовать их.
СЛОВАРЬ В КАРТОЧКАХ.
. Его могут сделать дети сами. Они записывают на карточках слова
и выражения по мере изучения ( желательно, с переводом) и
сопровождают их иллюстрациями.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОСТЕР. После знакомства с
грамматической структурой прошу детей придумать плакат,
иллюстрирующий ее. Например, изучая глаголыTOBE или СAN ,
дети делают интересные постеры в виде рекламы.
ИЗВЕСТНЫЕ ПАРЫ. Этот прием очень полезен, когда надо
научить детей назвать свое имя, возраст, задавать вопросы.
Обычно прошу детей назвать «известные пары», например, Том и
Джерри. Записываю пары, названные детьми на листочках. Затем
делю класс на две группы. Каждый участник группы вытягивает
листок с именем и хранит его в тайне. Затем предлагаю ученикам
повернуться друг к другу лицом и представиться. Если пары
угадали друг друга, то команда получает очко.
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ. Раздаю портреты каждому ученику и
говорю : Your are my grandfather, O.K.?и т. д. Потом задаю вопросы
об имени всем « членам семьи». Затем изображаю, что я забыла,
кто они и спрашиваю каждого:Who are you?
ВЫБИРАЕМ СЕМЬЮ. Ситуация в семье может быть непростой.
Из этого следует, что ребенок должен иметь возможность
придумать себе семью. Дети могут нарисовать портреты
вымышленной семьи или использовать иллюстрации. Каждый
ученик составляет воображаемую семью, давая имена ее членам.
Это задание очень нравится детям и они охотно говорят о своих
«семьях». Для вовлечение в работу застенчивых и робких детей
эффективным приемом является прием масок. Из бумажных
тарелок дети делают отверстия для глаз, носа, рта, рисуют
ресницы, приклеивают из цветной бумаги волосы. Каждый ученик
представляется классу, используя фант азию.
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ. Это интересный прием
запоминания числительных. Движение помогает восприятию
информации. Прошу ученика найти три точки соприкосновения с
полом и считаю One, TWO, THREE. Потом ученики по очереди
выполняют упражнение. Они могут насчитать до семи точек
соприкосновения.
Для тренировки глаголаCAN можно использовать такое
упражнение. Карточки с глаголами движения прикрепите на доску.
Они будут служит визуальной опорой. Потом разделите детей
стать в две шеренги лицом друг к другу. Учитель проходит между
рядов, говоря : I can walk like a lion, а дети должны сказать,
аплодируя : Hurray! You can walk like a lion! Затем дети из разных
шеренг проходят между рядами.
Данная структура легко отрабатывается.
Лексический раздел, относящийся к теме «» Тело» , дает
возможность использовать задания, сочетающие лингвистические
и физические элементы. Связь языковой подготовки с физической
активностью играет неоценимую роль в овладении языком.
ПОРТРЕТ. Дети садятся парами друг напротив друга. Ученик А
должен будет нарисовать портрет ученика Б , выполняя ваши
указания. Потом ученик Б рисует портрет ученика А. Дети рисуют
на листе формата А4. Затем соберите портреты и, демонстрируя
портрет спросите : Who is this ?
Вот еще одно очень продуктивное упражнение. Пусть дети
встанут в круг , учитель дает им указания, показывая часть тела,
которую называет : Move your nose - your mouth- т.д. Постепенно
в процессе аудирования дети запомнят названия частей тела.
В заключении хочу подчеркнуть, что целью упомянутых приемов
является вызвать у ученика удовольствие от общения на
английском языке в игровых или естественных ситуациях.