Напоминание

Воспитание сознательной дисциплины у нахимовцев на уроках и во внеурочное деятельности.


Автор: Пожарский Сергей Владимирович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал Нахимовского военно-морского училища г. Владивосток
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание сознательной дисциплины у нахимовцев на уроках и во внеурочное деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Филиал Нахимовского военно-морского училища г. Владивосток»

Самообразование

Тема: «Воспитание сознательной дисциплины нахимовцев на занятиях»

Разработчик: Пожарский С.В.

2018г.

Тема: Воспитание сознательной дисциплины нахимовцев на занятиях.

Дисциплина - (лат. disciplina) общественная, определенный порядок

поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и

морали или требованиям к. л. организации. Д. является необходимым

условием нормального существования общества;

Сознательный - прил., употр. сравн. часто Морфология: сознателен,

сознательна, сознательно, сознательны; сознательнее; нар. сознательно 1.

Сознательным называют то, что происходит, имеет место при участии

сознания.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА гражданское качество и результат учебно-

воспитательного процесса; характеризуется проявлением активности и

инициативы, органическим сочетанием интересов личности и общества,

ответственным отношением к труду и общественному достоянию;

предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех

интеллектуальных и творческих способностей и физических сил на решении

реальных насущных задач жизни.

Поведение людей в обществе регламентируется определенными правилами.

Подчинение членов общества установленному порядку называется

дисциплиной.

Дисциплина в училище отражает отношения между людьми данного

общества. Дисциплина в условиях нашего общества не является чем-то

обособленным от складывающихся в обществе отношений. Основные черты

сознательной дисциплины: нравственность и сознательность — определяют

направление, содержание и методику воспитательной работы учебного

заведения. С учетом этих черт педагог стремится не к выработке простого

послушания, а к развитию активности и самостоятельности обучающихся. Он

добивается также, чтобы дисциплинированность учащихся была составной

частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению

некоторых правил.

Училище стремится к тому, чтобы учащиеся глубоко осознали суть

дисциплинарных требований современного общества, и поэтому ведет

систематическую работу по разъяснению сущности дисциплины.

Для ориентировки в воспитательной работе педагогу полезно не только знать

особенности дисциплины в училище, но и иметь определенное

представление о том, какого человека в нашем обществе мы можем назвать в

полном смысле слова дисциплинированным. Такое представление было

сформулировано А. С. Макаренко. Он писал, что в советском обществе

дисциплинированным человеком называют такого, который всегда сумеет

выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества.

Жизнь оказывается самым строгим и беспристрастным судьей в оценке

результатов системы воспитания. Например: Советские люди, оказавшись

лицом к лицу с огромной, хорошо подготовленной и вооруженной

фашистской армией в годы Великой Отечественной войны, показали

высокую дисциплинированность и организованность. Они в самых, казалось

бы, невероятных условиях (в глубоком тылу противника, в мрачных

гитлеровских концентрационных лагерях) умели выбирать правильную

линию поведения, наиболее полезную для общества.

Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее

формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и

настойчивости со стороны педагогов (воспитателей), определенных усилий

со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может

иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до

устойчивого качества личности. Обучающийся может проявлять

дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к

деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и

аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор,

пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное

поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование

дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие

волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность,

сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость,

нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития

препятствуют формированию дисциплинированности. Современная

педагогика рассматривает воспитание дисциплинированности и волевое

развитие в качестве единого процесса становления дисциплинированного

человека.

1. ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Перед началом своей самостоятельной работы молодой педагог испытывает

немало волнений. Больше всего его беспокоит, сможет ли он добиться

хорошей дисциплины учащихся, так необходимой для успешного обучения.

Как же добиться того, чтобы с первых шагов обучения в классе была

необходимая дисциплина?

В процессе длительной повседневном работы с детьми каждый педагог

вырабатывает и постепенно совершенствует свою систему воспитания

сознательной дисциплины. Но при всем своеобразии система воспитания

дисциплины основывается на некоторых общих положениях, вытекающих из

сущности социалистической дисциплины. Эти основы должны быть хорошо

усвоены и осмыслены начинающим педагогом, прежде чем он войдет в класс

на свой первый самостоятельный урок или проведение внеурочного

мероприятия.

Прежде всего необходимо понять, что российская педагогика рассматривает

дисциплину как результат всей воспитательном работы учебного заведения, а

не только каких-то специально дисциплинарных мер.

«Дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всей суммой

правильных влияний, среди которых самое видное место должны занимать:

широкое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная

работа и даже такие как будто второстепенные вещи, как игра, развлечение,

отдых. Только в совместном действии всех этих влияний может быть

проведено правильное воспитание, и только в результате его может

получиться настоящий дисциплинированный гражданин».

Воспитатель ( педагог) сможет добиться успеха в воспитании сознательной

дисциплины у обучающихся, если он до деталей продумает всю организацию

жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с

воспитанниками.

Поэтому все воспитание, в том числе и воспитание дисциплинированности,

должно осуществляться в ходе активной и разносторонней деятельности

коллектива, в борьбе за реализацию его целей.

Дисциплинированные, активные, высоко сознательные люди могут быть

воспитаны в тех образовательных учреждениях, где коллектив детей

напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и

нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких заведениях

сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных

недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает

принятый ритм жизни коллектива. Каждый обучающийся это хорошо

понимает и подчиняется требованиям коллектива.

Педагогические коллективы таких учебных учреждений стремятся

превратить каждый класс в ячейку общего коллектива, используя шефство

старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел,

совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.

Педагогу важно также понять свою роль и уровень собственной активности в

воспитании сознательной дисциплины.

Необходимо иметь в виду, что если система работы педагога рассчитана на

активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой

системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником

дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность

коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию

дисциплины.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины педагогу важно видеть и

учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать

показатели дисциплины в коллективе обучающихся. Такими показателями

педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в

необходимости дисциплины, выполнение воспитанниками требований

дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с

фактами недисциплинированного поведения.

Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение

в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной

деятельности обучающихся. Учебная работа на уроке (занятии) протекает в

значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке

могут быть воспитаны сознательность, организованность и

дисциплинированность.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает

участие воспитанников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков,

секций, воспитанник берет на себя определенные обязательства, приучается

планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и

развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий

любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность

воспитанника.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно

полезный труд обучающихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех

воспитанников цель, требует слаженности, точного выполнения своих

обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой

деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества,

формируемые в учебной и трудовой деятельности, в месте дополняют друг

друга, углубляются, совершенствуются.

В российской школе с успехом используется система привлечения коллектива

к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является

организация дежурства детей в классе и учебном учреждении. Опыт А. С.

Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство

окажет большое влияние на обучающихся, если дежурные будут выступать

как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых

требований в учебном учреждении, если они будут наделены необходимыми

правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная

самостоятельность при выполнении их обязанностей.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не

только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов,

которые побуждают воспитанника нести себя в соответствии с требованиями

дисциплины.

Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей

должна быть определенным образом организована. Большое значение в

организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный

метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его

значение в воспитании сознательной дисциплины у воспитанников. Многие

педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм

определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного

мозга устойчивую систему условно рефлекторных связей, названную И. П.

Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы

устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в

выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В

педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических

требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований,

которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы.

Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время

выполнять задания на самостоятельную подготовку — все это важные

привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том,

чтобы выработать целую систему привычек, например правильного

поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для

этого необходимо соблюдать в учебном учреждении единые педагогические

требования.

Особенно велико значение точного режима в воспитании младших учащихся.

Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют

стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного

совместного контроля со стороны педагога и родителей режим может прочно

утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания

дисциплинированности.

Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит

внимательнее присмотреться к работе педагога на уроке, на внеклассном

занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое

значение в воспитании занимает педагогическое требование. В первые годы

жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с

началом систематического обучения роль разнообразных требований еще

больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований

педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и

общественно полезной деятельности детей.

Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским

коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на

формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и

последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом

зависит все последующее поведение обучающихся. Педагог в дальнейшей

работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение

обучающихся.

Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны

быть едиными, и каждый педагог руководствуется ими в работе с классом.

Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования

определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных

учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и

согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в

течение первой четверти соблюдения обучающимися единых требований. Но

эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном

коллективе лучше вводить требования постепенно.

Определенное значение имеет и правильный выбор момента для

предъявления требований. Если воспитатель не уверен в том, что можно

предъявить определенные требования к воспитаннику, лучше подождать. Как

только воспитатель убедился, что его требования разумны, он предъявляет их

в самой категорической форме, добиваясь поддержки со стороны актива, а

затем и коллектива в целом.

Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ

дисциплины обучающимися, убеждение их в необходимости установленных

норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в

правилах для обучающихся. Правила концентрируют внимание на

ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в

общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п.

Разъяснение смысла правил — важнейшая область работы педагога. Лучшие

педагоги при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а

концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в

том или ином случае.

В ходе разъяснения педагогу важно направлять свои усилия на формирование

у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и

создавать условия для разносторонней деятельности обучающихся.

Воспитательное значение оценки поведения обучающихся. Сравнительно

давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки

поведения обучающихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав

учебного учреждения подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки

поведения является выполнение воспитанником своих основных

обязанностей, сформулированных в «Правилах для обучающихся».

Поведение обучающихся оценивается педагогом (воспитателем, классным

руководителем IV X (XI)) классов, при этом учитывается мнение остальных

педагогов и общественных организации учебного учреждения. Выставление

оценок поведения обучающихся требует от педагога правильного

методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть

объективной и отражать действительную картину поведения обучающегося,

выполнения им норм и правил общества.

Уставом учебного учреждения введены три оценки поведения обучающихся:

«примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Две из них

являются положительными. Оценка «удовлетворительное» выставляется

обучающимся, которые выполняют основные требования учебного

учреждения, предусмотренные в Правилах, принимают участие в

общественной жизни учебного учреждения и общественно полезном труде.

Оценка «примерное» выставляется обучающимся, которые наиболее

старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни

класса и учебного учреждения и в общественно полезном труде, образцово

ведут себя в учебном учреждении, дома и на улице, неуклонно выполняют

Правила для обучающихся, служат примером для других воспитанников.

Оценка «неудовлетворительное» выставляется обучающимся, которые

систематически не выполняют своих основных обязанностей,

предусмотренных Правилами, не подчиняются требованиям учебного

учреждения, педагогов, проявляют недисциплинированность в учебном

учреждении, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка

«неудовлетворительное» может быть выставлена обучающимся за

совершение единичных антиобщественных поступков.

Оценка поведения производится по итогам учебных четвертей и учебного

года. Она выставляется в дневник обучающегося и доводится до сведения

родителей.

При получении воспитанником в 10 классе неудовлетворительной оценки

по поведению и систематическое нарушение дисциплины педагогический

совет рассматривает вопрос об исключении ученика из учебного учреждения.

Такой порядок оценки поведения учащихся дает в руки учителей важное

средство укрепления дисциплины учащихся.

2. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИ ВОСПИТАНИИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Какие возрастные особенности педагогу приходится иметь в виду при

воспитании сознательной дисциплины младших учащихся? В нервной

деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над

процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять указания

воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям. Период

обучения детей в начальных классах является наиболее благоприятным для

привития детям положительных навыков и привычек поведения. Педагог до

деталей продумывает характер и объем навыков поведения, чтобы четко

определить систему методов их формирования и закрепления.

Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших учащихся, их

импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были

немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно

подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или

осуждением.

Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от

однообразных занятий. Эта их особенность требует от педагога смены видов

и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и

воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не

привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения.

Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия

некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при

обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность

мышления других обучающихся, приходится широко пользоваться в

воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами,

наглядностью и другими средствами.

При наблюдении за детьми педагог очень скоро обнаруживает, что одни

капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти

недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно

направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не

удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает

исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что

недостатки характера складывались постепенно и являются относительно

устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной

системой мер.

В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но

настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к

такому отношению педагога, понимают, что капризничать и упрямиться

бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива.

Приучение, тренировка — наиболее рациональные приемы работы с

медлительными, рассеянными учащимися.

Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со

всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет

воспитание выдержки у детей.

Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов

обучающихся, их использование для вовлечения в полезную и интересную

работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы.

Воспитательная работа требует от педагога большого внимания к детям,

учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда

педагог безошибочно наметит план действий по отношению к своим

воспитанникам.

3. ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК КУЛЬТУРНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием

культуры поведения у детей. Культура поведения — понятие очень емкое.

М. И. Калинин отмечал, что в понятие культура входит все — от умывания

лица до последних высот человеческой мысли.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых

норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда,

норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической

культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь,

жесты, мимика, внешний вид и др.).

Культура поведения не может воспитываться обособленно при помощи

каких-то специальных средств, ее воспитание является частью всей

деятельности школы. Проводя работу по воспитанию дисциплинированности

учащихся, педагогу необходимо направлять свои усилия на развитие у детей

стремления вести себя культурно, прививать им навыки и привычки

культурного поведения.

Обучающимся нужны и устойчивые убеждения, и хорошие манеры

поведения. Поэтому современная педагогика рекомендует вести

целенаправленную работу по формированию убеждений в единстве с

навыками и привычками культурного поведения. Важнейшее значение в этом

имеет организация всей жизни учебного заведения: четкость учебного

распорядка, чистота и порядок помещений, культура поведения и внешнего

вида детей и школьного персонала, культура взаимоотношений. Все это

дополняется систематической разъяснительной работой, привлечением семьи

к воспитанию культуры поведения у детей.

Как же проводить эту большую работу?

Прежде всего необходимо разъяснить родителям, что воспитание культуры

поведения начинается до прихода ребенка в учебное учереждение и целиком

зависит от обстановки в семье. Только в совместной работе школы и семьи

можно достичь определенных результатов в воспитании культуры поведения.

Важная роль в этом принадлежит разъяснению норм и правил поведения.

Разъяснение проводится по-разному, в зависимости от возраста. Если в

старшем школьном возрасте будут полезны беседы, лекции, доклады о

культуре поведения и хорошем тоне, то ребенку- младшему школьнику лучше

всего кратко сказать и показать на примере, как нужно вести себя. Большую

роль играет контроль за поведением обучающихся.

В формировании навыков и привычек поведения крайне необходимы

разнообразные упражнения. Установление твердого режима поведения

воспитанников, единство режимных требований семьи и училища, также

обеспечивают воспитание навыков и привычек культурного поведения. Перед

училищем и семьей возникает задача не только привить детям

положительные навыки, но и преодолеть дурные привычки. Среди некоторой

части воспитанников бытуют такие дурные привычки, как грубость,

неряшливость, сквернословие. Искоренение их — дело сложное. Издавна

известно, что проще правильно воспитывать, чем перевоспитывать. Для

преодоления дурных привычек должны применяться те же средства —

разъяснение, требование, режим и т. д. Однако искоренение каждой привычки

требует от педагога и родителей правильного сочетания всей системы

средств.

Формирование дисциплины у воспитанников начинается задолго до

поступления их в училище.

В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах

поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и

трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни.

Содержание новой для него деятельности требует организованности,

самодисциплины, усидчивости и послушания. Используя метод разъяснения

педагог терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их

неукоснительного выполнения. Работа, начатая учителем начальных классов

формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее

продолжение в 5-х - 9-х классах с учетом возрастных особенностей

подробностей.

Процесс воспитания обучающихся в этом возрасте является наиболее

сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями

в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка,

которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается

быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к

самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости

поведения.

Ребенок, особенно среднего подросткового возраста, нередко не может

осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием,

становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых

к нему требований.

Учебный процесс в 5-х - 9-х классах обладает большими возможностями

для формирования у учащихся понимания сущности дисциплины

коллективного труда, роли дисциплинированности человека в достижении

поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся.

Многие обучающиеся учатся не в полную меру своих возможностей, из-за

чего “недобирают” знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в

школе.

Важными причинами этого явления являются – недостаточное осознание

обучающимися жизненной значимости знаний, а также

недисциплинированность в учении.

Не используя в полную меру данные природой и социальной средой

возможности в приобретении знаний, умений и навыков, воспитанник не

может осуществить и развить все свои возможности. От этого страдает

личность(недобрала, не смогла, не сформировала в себе все необходимое для

подлинного развития), но многое теряет и все окружение в целом.

Дисциплина обучающихся на занятии – это высокий деловой настрой при

выполнении учебных заданий педагога. Подлинная дисциплина учащихся на

уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней

сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого

порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование

сознательной дисциплины обучающихся, является РАЗУМНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ( ЗАНЯТИЯ) КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ.

Многое зависит от умения педагога организовать себя и свой труд,

направленный на руководство познавательной деятельностью воспитанников.

К.Д. Ушинский в работе “Избранные педагогические сочинения” писал:

“Если мы ввели порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну

минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия

занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих

обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец,

нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас,- то

классная дисциплина в наших руках.”

Вывод:

Хорошая

дисциплина

учащихся

на

уроке

(во

внеурочной

деятельности)

бывает

тогда,

когда

педагог

обладает

способностью

организовать

целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью

приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко

определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь

каждого ученика в работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ю.К. Бабанский “Оптимизация учебно-воспитательного процесса”

2. Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”

3. А.К. Маркова, А.Б. Орлов “Мотивация учения и ее воспитания у

школьников”

4. В.А. Онищук “Урок в современной школе”



В раздел образования