Напоминание

Методическая разработка урока-ролевойделовой игры по МДК 02.01."Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей"


Автор: Белянина Ирина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "НАТК"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: учебно методический материал
Тема: Методическая разработка урока-ролевойделовой игры по МДК 02.01."Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей"
Дата публикации: 05.07.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский авиационный технический колледж»

Методика проведения ролевой (деловой) игры

на занятиях по МДК 02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое

обслуживание автомобилей».

Профессия: 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин

Разработала:

Белянина И.Ю.

преподаватель спецдисциплин.

Нижний Новгород

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В основе технологий группового взаимодействия лежат различные способы

организации внутригрупповой деятельности (работа в малых группах). Совместная

учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с

другом в малых группах, играет решающую роль в достижении целей:

- развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого

поиска и решения учебных задач;

-формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к

пониманию других;

-овладение способами организации совместной деятельности и т.д.

Принцип ролевого поведения реализуется в ролевых играх имитационного,

ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности в контексте

деятельности профессиональной, в которой студенты, выступая в определенной

ролевой позиции, воссоздают реальную или воображаемую ситуацию

производственной деятельности и обучаются принятию решений в условиях

заданной ситуации.

Проведение нетрадиционного урока (ролевой (деловой) игры)

определяется его двуплановостью, комплексным характером, обеспечивающим

одновременное решение многих задач:

- создание условий для глубокого и полного усвоения учебного материала на

основе системного применения знаний в процессе одновременного решения

учебных и моделируемых профессиональных проблем; она позволяет синтезировать

интенсифицировать учебную деятельность студентов, создает условия для развития

их творческого мышления в процессе анализа производственной ситуации и поиска

нестандартных способов их решения;

- участие в деловой игре стимулирует развитие личностного потенциала

студента, его самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового

взаимодействия, формирует интерес к учебной и профессиональной деятельности и

т.д.

Задача преподавателя – найти соотношение учебных и игровых действий,

обеспечивающих общее и профессиональное решение личности специалиста,

создать условие не дающие возможности «переигрывания», т.е. несерьезного

отношения студента к игровой деятельности.

1. Деловая (ролевая) игра не должна занимать более 1-го занятия.

2. Деловая игра должна быть интересной не только преподавателю, но и

студентам, тема деловой игры – актуальной на сегодняшний момент. При

разработке урока в шуточной форме разрабатываются сложные вопросы, которые

студенты отвечают после обсуждения командой (самостоятельно находят ответы на

поставленные вопросы). При неправильном ответе преподаватель дает подсказку, но

не ответ на вопрос, можно предоставить дополнительное время для поиска ответа.

3. При проведении нетрадиционных типов уроков, рекомендуется разделить

группу на микрогруппы.

4. Разработка заданий рассчитана на их решение как микрогруппой, так

отдельными ее участниками.

5. В заданиях учитывается время, в течение которого оно будет выполнено,

так и сложность поставленных вопросов.

6.Урок-игра заканчивается решением кроссвордов, креативными методами

решения проблем (кластеры, различные таблицы, графики и т.д) или выполнение

других небольших заданий с целью повторения пройденных тем.

7.Оценивание работы каждой команды (микрогруппы) проводится по

пятибалльной системе, которая позволяет преподавателю поставить общую оценку

за ответы на вопросы конкурсов. (Студенты группы могут принимать участие в

обсуждении результатов конкурсов, что дает более «прозрачную» оценку урока).

План урока.

Тема: «Автомобиль в современном мире»

Девиз мероприятия:

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения." (Остап Бендер).

Мероприятие направлено на совершенствование компетенций по

профессии: слесарь по ремонту строительных машин.

Количество команд -2, число участников в команде – 7 человек.

Цели урока:

1.

Систематизация и закрепление теоретических знаний и практических

умений; углубление и расширение теоретических знаний.

2.

Сформировать умение нахождения способов решения задач

анализировать и применять на практике опыта решения сложных

проблемных ситуаций. Формирование фундамента для творческой

деятельности, мотивация познавательной деятельности.

3.

Воспитание у студентов взаимовыручки, культуре поведения,

взаимоуважения, а также умение работать в команде.

Задачи урока:

1. Способствовать развитию навыков выполнения решения

профессиональных задач, с целесообразным расходованием

предоставленного времени;

2. Развивать у студентов интерес к самостоятельной деятельности,

способствующей к совершенствованию компетенций.

3. Обеспечивать усвоения сущности, правил и основных способов

определения основных неисправностей двигателя при реальных жизненных

ситуациях.

Участники - группа студентов 1 курса.

Тип урока:

Проблемно-деловая игра.

Методическое оснащение урока: детали механизмов и систем двигателя,

стенды, плакаты, рабочие тетради, мультимедийная установка.

Ход (сценарий) урока:

1.

Организационная часть.

1.

Проверить количество студентов по списку в журнале, отметить

отсутствующих.

2.

Создать творческие группы (микрогруппы) по принципу добровольности.

Каждой микрогруппе дано домашнее задание: символика, название команды,

используя техническую литературу изучить технические характеристики

автомобиля (на выбор членов микрогруппы).

3.

Судейская команда, в количестве 5 человек, выбирается из числа студентов

группы и приглашенных преподавателей (2 студента и 3 преподавателя). Итоги

отдельных конкурсов заносятся в таблицу (приложение №1).

Ведущим является преподаватель.

О готовности команды к ответу «говорит» поднятый флажок, который

находится на столе каждой микрогруппы.

4.

На подготовку к ответам отводится 2-3 минуты, ответ 3 – 5 минут.

Ответы оценивает жюри по пятибалльной системе, а также оценку себе дают

сами студенты, участвующие в игре.

5. Проведения открытого учебного занятия по междисциплинарному курсу МДК

02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей» с

применением коммуникативно- диалоговых технологий при обобщении и

повторении тем разделов:

1. Конструкция и устройство автомобилей, назначение и взаимодействие

основных узлов и деталей.

2. Организация технического обслуживания автомобилей. Демонтировать

системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по

устранению неисправностей.

6. Студенты знают терминологию, знают конструкцию автомобилей, основные

неисправности и техническое обслуживание автомобилей.

2. Подготовительный:

1. Преподаватель объявляет тему, цель и задачи урока-КВН, критерии оценок.

«Автослесарь за техникой должен следить,

Наладку, ремонт и уход проводить.

Найдёт неисправность в любом механизме,

Пусть техника служит без риска для жизни».

Преподаватель: «наш урок сегодня необычный и носит проблемно-поисковый

характер. Очень часто, во время работы автомобиля появляются неисправности

систем, механизмов, отдельных узлов и агрегатов, которые создают проблему для

дальнейшей его работы. Эта проблема решается самим водителем, если

неисправность незначительная, но чаще всего водитель обращается в

автомастерскую.

Таким образом, создается проблема: водитель может выполнить небольшой

ремонт автомобиля на дороге, который даст возможность доехать до ближайшего

автосервиса, но если он не обратится к специалистам – поломка автомобиля

может привести к серьезным последствиям».

Наши команды (микрогруппы) являются участниками автопробега Нижний

Новгород- Краснодар - Нижний Новгород. Для участия в автопробеге команды

подобрали для себя автомобили, которые должны пройти путь равный 1300 км.

2.Преподаватель распределяет задание микрогруппам, определены

временные рамки для их выполнения.

3. Критерии оценок:

«5» баллов ставится за правильный, обоснованный ответ

«4» балла ставится за правильный обоснованный ответ, но была одна

подсказка со стороны команды

«3» балла ставится за правильный, но неполный ответ, со стороны

отвечающего, были даны не более трех подсказок со стороны команды и группы

поддержки, или ответ дополняли команда и группа поддержки.

«2» балла - ответ неправильный, на вопрос отвечала группа поддержки.

«1» балл - на заданный вопрос нет ответа, как со стороны команды, так и со

стороны группы поддержки.

Баллы снимаются если на поставленный вопрос отвечает команда-соперница.

4.В микрогруппах выбрать командира, штурмана, остальные участники –

команда автослесарей, «Спикером»- представляющим результаты работы каждого

участника микрогруппы и команды в целом по итогам отдельных конкурсов

выступает каждый участник команды, заполняя оценочную таблицу (приложение

№ 2).

5. Студенты группы, не участвующие в игре, разбиваются на две команды –

болельщиков, которые косвенно участвуют в игре, отвечая на вопросы, если

команда затрудняется с ответом. Во время выполнения задания по решению

кроссвордов болельщики отвечают на вопросы и приносят дополнительные очки

своей команде. Активные студенты-болельщики также получают оценки по

итогам игры.

3. Предоставление результатов работы микрогрупп.

Каждая микрогруппа по очереди представляет подготовленный материал.

Представляет микрогруппу и ее участников командир.

Конкурс 1. «Домашнее задание»

1.Представление команд.

2.Технические характеристики автомобилей.

Конкурс 2 «Название автомобилей»

Как называют красиво

этих «железных коней»

«Волга», «Ока» и «Нива»

от них на дорогах светлей.

Задание:

1.Назовите автомобили, название которым дали реки, на берегах которых

раскинулся Нижний Новгород.

(«Волга», «Ока»)

Авто – ладья

(«Жигули»)

Авто – дальнобойщик

(«КамАЗ», «МАЗ» и т.д.)

Авто – конь

(«Мерседес»)

Авто Остапа Бендера

(«Антилопа Гну»)

Конкурс 3 «Детали автомобилей»

Как много деталей, узлов, механизмов

Включает машина в себя

Механик все знает, умеет, исправит

Любую поломку шутя.

Из закрытой коробки (не подглядывая в нее) достать деталь, назвать деталь, её

назначение, конструкцию.

Конкурс 4 «Основные неисправности двигателя».

Чтоб всегда была удача,

и в пробеге победить,

наш авто всегда исправным

и надежным должен быть.

Во время пробега участники команды слышат непонятные стуки, шум, двигатель

перегревается и т.д. Они понимают, что у двигателя, какие - то неисправности.

Какие же? Что делать?

Назвать основные неисправности двигателя.

Конкурс 5. «Техническое обслуживание механизмов и систем двигателя».

Можно обратиться в автосервис, но это займет определенное время, а можно

провести работы по техническому обслуживанию автомобиля на дороге.

Если можно, то как?

Назвать операции, проводимые в объеме работ технического обслуживания

автомобиля.

Конкурс 6. «Песенный»

Сколько песен хороших напето –

Про машины, дороги, водил

Мы составили конкурс хороший

Чтобы всех он чуть – чуть заразил.

В течение одной минуты вспомнить 4 – 5 песен о машинах, дорогах, водителях.

Конкурс для групп поддержки.

Конкурс для болельщиков команд-микрогрупп (количество правильных ответов

групп поддержки суммируется с баллами команды).

Продолжите фразу:

1.Автомобиль не роскошь, а….." Остап Бендер.

Ответ: средство передвижения

2.Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть

машина,………

Ответ: мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав,

останешься без машины.

3.Человек как никто из живых существ любит создавать себе дополнительные

трудности. Именно этим объясняется …..

Ответ: желание иметь собственный автомобиль.

4.Самый лучший автомобиль…..

Ответ: новый!

5.Будь проклят тот день, когда я сел….

Ответ: за баранку этого пылесоса

6. Если из автомобиля не течет масло…..

Ответ: значит его там нет.

7. Автомобили покупают не для того, чтобы вкладывать деньги, …

Ответ: их покупают, чтобы тратить деньги.

8. С тех пор, как я стал водить машину, я стал……….

Ответ: осторожнее переходить дорогу.

9. Автомобиль благотворно повлиял на состояние нравов: ….

Ответ: конокрадство почти прекратилось.

10. Внедорожник — это автомобиль, который застрянет там, куда….

Ответ: другой автомобиль не доедет.

4. Групповая рефлексия:

1.

Каждая творческая группа (микрогруппа) оценивает эффективность

совместной деятельности на основе заданных критериев, определяет вклад

каждого участника. Представители каждой группы выступают с результатами

оценок, как каждого участника, так и микрогруппы в целом.

2.

Выступление жюри конкурса с результатами, полученными при оценке

каждого конкурса и команд в целом.

3.

Подведение итогов урока-КВНа преподавателем.

Задание на дом.

Приложение №1.

Оценочная таблица

Команда № 1.

Конкурс

1

2

3

4

5

6

Команда № 2.

Конкурс

1

2

3

4

5

6

Приложение № 2.

Оценочная таблица

Конкурс

Команды

1

2

3

4

5

6

Конкурс

групп

поддержки

Общие

баллы

1.

2.



В раздел образования