Автор: Виноградова Юлия Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 17"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "СОЗДАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: среднее образование
Виноградова Юлия Алексеевна
Учитель
МАОУ «Школа № 17»
г. Великий Новгород
СОЗДАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ КАК МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ
Такая
форма
контроля
как
тестирование
давно
вошла
в
основные
формы контроля, как промежуточных знаний, так и итоговых, в том числе и
выпускных экзаменов. Споры о положительных и отрицательных сторонах
данного вида контроля были, есть и еще долгое время будут. Но, тем не
менее,
учителя
готовят
детей
к
тестированию
сначала
к
выпуску
из
начальной школы, затем к экзаменам 9 класса, и к последней ступени – к
экзаменам 11 класса.
Частое
использования
тестовых
заданий
на
уроках
адаптировало
учащихся к такой форме контроля. Зачастую, многие даже
рады таким
заданиям, так как у них появляется шанс ответить правильно либо наугад,
либо логически рассуждая, выбрать наиболее подходящий ответ к данному
заданию. Ведь чаще всего используется два типа тестовых заданий: выбор
варианта ответа или несколько вариантов.
На
самом
деле
типов
тестовых
заданий
множество.
Только
на
государственных экзаменах встречается порядка 7 видов.
Различные
авторы
выделяют
свои
классификации
форм
и
видов
тестовых заданий. Наиболее обобщенную классификацию представил А.Н.
Майоров. Она имеет следующий вид:
От типа тестового задания зависит и планируемый результат, который
хотел бы проверить учитель. Задания закрытого типа наиболее популярны,
позволяют быстро и однозначно оценить результаты тестирования. Данного
типа задания все же содержат подсказку в своем вопросе и, следовательно,
снижают объективность контроля.
Задания
открытого
типа
предполагают
самостоятельный
ответ
на
вопрос без подсказок. Их можно сравнить с традиционным устным или
письменным опросом. Данный тип задания сложнее для учащихся, поскольку
в ответе могут встречаться слова синонимы, или числа, выраженные в других
единицах измерения (например, 60000 м/ч, вместо 60 км /ч) и т.п. Такие
задания соответственно сложнее и дольше проверять учителям.
Каждое тестовое задание можно упростить, или наоборот усложнить.
Для упрощения заданий при выборе варианта ответа предложить далекие
понятия к правильному ответу. Например,
Результат действия, при котором умножают два числа, называется:
1)
Произведением
2)
Литературой
3)
Сказкой
4)
Песней.
В
данном
перечне
ответов,
три
из
них
не
имеют
к
математике
отношения совсем. И здесь вопрос можно назвать даже шуточным. А вот для
того
же
вопроса
составить
перечень
другой
ответов
и
учащийся
уже
задумается над точным названием действия.
Например,
Результат действия, при котором умножают два числа, называется:
1)
Произведением
2)
Сложением
3)
Частным
4)
Разностью.
Существует
много
заданий,
где
ответы
специально
запутывают
отвечающих. Для решения таких заданий необходимо в совершенстве знать
материал.
С другой стороны, для того чтобы учащиеся могли ориентироваться в
типах
тестовых
заданий,
их
сложности
и
однозначности
ответов,
им
необходимо самим попробовать себя в качестве авторов тестовых заданий.
Это позволит им находить главное в тексте, при подборе вариантов ответов
находить
подходящее
по
смыслу,
научиться
составлять
задания
с
однозначным ответом.
Такие
методы
обучения
позволят
учащимся
увидеть
структуру
тестовых заданий, требование в однозначности ответов, в умении кратко, но
точно изложить суть задания. Увидеть все особенности тестовых заданий.
Список литературы:
1.
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998.
2.
Ефремова Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и
показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. –
2004. – № 9.
3.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы
образования:
Как
выбирать,
создавать
и
использовать
тесты
для
целей
образования ⁄ А.Н. Майоров. – М. : Народное образование, 2000.