Напоминание

"Коррекционное и социально-психологическое сопровождение учащихся с ЗПР".


Автор: Парастаева Инесса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: г.Владикавказа
Наименование материала: презентация
Тема: "Коррекционное и социально-психологическое сопровождение учащихся с ЗПР".
Раздел: среднее образование





Назад




1.

Коррекционная и социально-психологическое

сопровождение учащихся с ЗПР / Парастаева

И.Ю., содокладчики Лучкина Л.Н., Даурова

А.И.

2.

Разное: Подготовка к городскому семинару

учителей русского языка и литературы.

Повестка дня

Повестка дня

Коррекционное и

Коррекционное и

социально-

социально-

психологическое

психологическое

сопровождение

сопровождение

учащихся с ЗПР

учащихся с ЗПР

МБОУ СОШ №43

На сегодняшний день большая часть обучающихся с

ОВЗ нашей школы, имеющих трудности в

усвоении знаний – это учащиеся с ЗПР.

13 учащихся нашей школе обучаются по

адаптированным программам разных видов.

Понятие задержки психического

развития

употребляется по отношению к детям с

минимальными органическими

повреждениями или функциональной

недостаточностью центральной нервной

системы, а также длительно

находящимися в условиях социальной

ограниченности.

Наследственность

Патология беременности или родов матери

Хронические заболевания у родителей

Неблагоприятная экологическая обстановка

Профессиональные вредности у родителей до

рождения ребенка

Курение матери во время беременности

Алкоголизм родителей

Неполная семья

Неблагоприятный психологический микроклимат в

семье и в школе

Факторы риска

Основные клинические типы

задержки психического развития

Задержка психического развития наследственного

происхождения;

Задержка психического развития является следствием

перенесенных заболеваний в раннем детстве;

Задержка психического развития вследствие

неблагоприятных условий воспитания;

Задержка психического развития церебрально-

органического происхождения (небольшие

органические поражения в головном мозге).

низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

незрелость эмоций и воли;

ограниченный запас общих сведений и представлений;

отставание в речевом развитии;

несформированность навыков интеллектуальной деятельности;

замедленное восприятие и моторика;

недостатки памяти;

недостаточная сформированность умственных операций и мыслительной

деятельности, т.к. не развито словесно-логическое мышление.

низкий уровень познавательной активности;

трудности с общепринятыми в школе формами поведения

заниженная самооценка и низкий уровень самоконтроля

Отсутствие учебной мотивации

Исследования учебной мотивации детей с ЗПР, проведенные

Н.А.Белопольской, позволили сделать следующие выводы:

игровая деятельность у этих детей более продуктивна, чем учебная;

систематическое получение этими детьми низких педагогических

оценок развивает у них неуверенность в себе;

главной причиной трудностей в учебной деятельности этих детей

являются специфические особенности их личности;

коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой

психического развития, должна быть направлена на изменение

смысловой стороны деятельности и перестройку способов оценки ее

результата.

Причины отсутсвия мотивации у детей с ЗПР

Исследование

Л.В.Кузнецовой

показало,

что

на

момент

поступления

в

школу

только

у

34%

детей

наблюдалась

явная

направленность

на

игровую

деятельность.

В

то

же

время,

50%

детей

оказали

предпочтение учебной и 13% - практической деятельности.

Вывод: у детей с ЗПР в какой- то мере представлены

учебные

мотивы

в

самом

начале

обучения,

но

в

дальнейшем они не получают должного развития.

Особенности

мотивации детей с ЗПР

В

мотивации

учения

у

подростков

отчетливо

выступает

группа

мотивов:

осознание ими общественной значимости приобретения знаний, понимания

необходимости учения для подготовки к самостоятельной жизни.

Стремление быть полезным человеком в коллективе.

мотивы познавательного характера, интерес к знаниям, потребность в

расширении своего кругозора.

При этом, различные мотивы учения выступают во взаимодействии.

Нужна ли им помощь?

Как же повысить мотивацию учебной

деятельности обучающихся?

Личностно-ориентированный подход.

Заинтересованность – сильная мотивация к обучению.

Чтобы обучающиеся по-настоящему начали учиться, их

нужно заинтересовать.

Создание

ситуации

успеха

на

занятии

(выполнить

посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)

Нетрадиционный урок и его нестандартное начало.

Ставить

конкретные

задачи,

добиваться

их

выполнения, не торопить.

Большое

по

объёму

задание

делить

на

части,

контролировать ход их выполнения.

Смена видов заданий (познавательных, вербальных

(словесных), игровых и практических).

Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.

Точность и краткость инструкции по выполнению

задания.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы

Связь обучения с жизнью

Введение физминуток через 15-20 минут.

Благоприятный климат на уроке.

Педагогическая коррекция и развивающая работа в

системе с психологическим сопровождением.

Условия успешности сопровождения обучающихся

с задержкой психического развития

Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического

развития;

Организация в образовательном учреждении системы психолого-

педагогического сопровождения;

Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и

силами узких специалистов;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий

общеразвивающей и предметной направленности;

Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе

индивидуальных образовательных программ;

Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным

повышением уровня сложности заданий;

Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду

нормально развивающихся сверстников;

Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.

В условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ

школой разработана Основная образовательная

программа, в структуре которой предусмотрен

раздел «Программа коррекционной работы для

детей с ОВЗ» и

Адаптированная основная

образовательная программа.

Даже при отсутствии

классов выравнивания

(инклюзивного образования)

при совместной системной работе мы не только

в силах, но и обязаны помочь этим детям.

Спасибо

за

внимание

!



В раздел образования