Автор: Парастаева Инесса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: г.Владикавказа
Наименование материала: презентация
Тема: "Коррекционное и социально-психологическое сопровождение учащихся с ЗПР".
Раздел: среднее образование
1.
Коррекционная и социально-психологическое
сопровождение учащихся с ЗПР / Парастаева
И.Ю., содокладчики Лучкина Л.Н., Даурова
А.И.
2.
Разное: Подготовка к городскому семинару
учителей русского языка и литературы.
Повестка дня
Повестка дня
Коррекционное и
Коррекционное и
социально-
социально-
психологическое
психологическое
сопровождение
сопровождение
учащихся с ЗПР
учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ №43
На сегодняшний день большая часть обучающихся с
ОВЗ нашей школы, имеющих трудности в
усвоении знаний – это учащиеся с ЗПР.
13 учащихся нашей школе обучаются по
адаптированным программам разных видов.
Понятие задержки психического
развития
употребляется по отношению к детям с
минимальными органическими
повреждениями или функциональной
недостаточностью центральной нервной
системы, а также длительно
находящимися в условиях социальной
ограниченности.
Наследственность
Патология беременности или родов матери
Хронические заболевания у родителей
Неблагоприятная экологическая обстановка
Профессиональные вредности у родителей до
рождения ребенка
Курение матери во время беременности
Алкоголизм родителей
Неполная семья
Неблагоприятный психологический микроклимат в
семье и в школе
Факторы риска
Основные клинические типы
задержки психического развития
•
Задержка психического развития наследственного
происхождения;
•
Задержка психического развития является следствием
перенесенных заболеваний в раннем детстве;
•
Задержка психического развития вследствие
неблагоприятных условий воспитания;
•
Задержка психического развития церебрально-
органического происхождения (небольшие
органические поражения в головном мозге).
•
низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
•
незрелость эмоций и воли;
•
ограниченный запас общих сведений и представлений;
•
отставание в речевом развитии;
•
несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
•
замедленное восприятие и моторика;
•
недостатки памяти;
•
недостаточная сформированность умственных операций и мыслительной
деятельности, т.к. не развито словесно-логическое мышление.
•
низкий уровень познавательной активности;
•
трудности с общепринятыми в школе формами поведения
•
заниженная самооценка и низкий уровень самоконтроля
Отсутствие учебной мотивации
Исследования учебной мотивации детей с ЗПР, проведенные
Н.А.Белопольской, позволили сделать следующие выводы:
игровая деятельность у этих детей более продуктивна, чем учебная;
систематическое получение этими детьми низких педагогических
оценок развивает у них неуверенность в себе;
главной причиной трудностей в учебной деятельности этих детей
являются специфические особенности их личности;
коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой
психического развития, должна быть направлена на изменение
смысловой стороны деятельности и перестройку способов оценки ее
результата.
Причины отсутсвия мотивации у детей с ЗПР
Исследование
Л.В.Кузнецовой
показало,
что
на
момент
поступления
в
школу
только
у
34%
детей
наблюдалась
явная
направленность
на
игровую
деятельность.
В
то
же
время,
50%
детей
оказали
предпочтение учебной и 13% - практической деятельности.
Вывод: у детей с ЗПР в какой- то мере представлены
учебные
мотивы
в
самом
начале
обучения,
но
в
дальнейшем они не получают должного развития.
Особенности
мотивации детей с ЗПР
В
мотивации
учения
у
подростков
отчетливо
выступает
группа
мотивов:
•
осознание ими общественной значимости приобретения знаний, понимания
необходимости учения для подготовки к самостоятельной жизни.
•
Стремление быть полезным человеком в коллективе.
•
мотивы познавательного характера, интерес к знаниям, потребность в
расширении своего кругозора.
При этом, различные мотивы учения выступают во взаимодействии.
Нужна ли им помощь?
Как же повысить мотивацию учебной
деятельности обучающихся?
•
Личностно-ориентированный подход.
•
Заинтересованность – сильная мотивация к обучению.
Чтобы обучающиеся по-настоящему начали учиться, их
нужно заинтересовать.
•
Создание
ситуации
успеха
на
занятии
(выполнить
посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)
•
Нетрадиционный урок и его нестандартное начало.
•
Ставить
конкретные
задачи,
добиваться
их
выполнения, не торопить.
•
Большое
по
объёму
задание
делить
на
части,
контролировать ход их выполнения.
•
Смена видов заданий (познавательных, вербальных
(словесных), игровых и практических).
•
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
•
Точность и краткость инструкции по выполнению
задания.
•
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
•
Связь обучения с жизнью
•
Введение физминуток через 15-20 минут.
•
Благоприятный климат на уроке.
•
Педагогическая коррекция и развивающая работа в
системе с психологическим сопровождением.
Условия успешности сопровождения обучающихся
с задержкой психического развития
•
Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического
развития;
•
Организация в образовательном учреждении системы психолого-
педагогического сопровождения;
•
Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и
силами узких специалистов;
•
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий
общеразвивающей и предметной направленности;
•
Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе
индивидуальных образовательных программ;
•
Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным
повышением уровня сложности заданий;
•
Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду
нормально развивающихся сверстников;
•
Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
В условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ
школой разработана Основная образовательная
программа, в структуре которой предусмотрен
раздел «Программа коррекционной работы для
детей с ОВЗ» и
Адаптированная основная
образовательная программа.
Даже при отсутствии
классов выравнивания
(инклюзивного образования)
при совместной системной работе мы не только
в силах, но и обязаны помочь этим детям.
Спасибо
за
внимание
!