Напоминание

инновационный процессы в образовании


Автор: Денисова Анастасия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ гимназия №65
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: инновационный процессы в образовании
Раздел: среднее образование





Назад




Денисова А.В.

МБОУ гимназия 65 г. Ульяновск

Инновационные процессы в образовании.

Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования

образовательных практик, развитие образовательных систем на основе

нововведений.

Педагогическая инноватика ‒ учение о создании педагогических новшеств,

их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и

применении на практике.

Ключевое понятие в инноватике- инновационный процесс. Инновационные

процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах:

социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-

управленческом.

Другое системное понятие - инновационная деятельность,

представляющая собой комплекс принимаемых мер по обеспечению

инновационного процесса на том или ином уровне образования, также сам

процесс.

Структура инновационного процесса

Деятельностная структура включает в себя совокупность следующих

компонентов: мотивы ‒ цель ‒ задачи ‒ содержание ‒ формы-методы ‒

результаты.

Субъектная структура ‒ инновационная деятельность всех субъектов

развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся,

родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов,

экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.

Уровневая структура ‒ инновационная деятельность субъектов на

международном, федеральном, региональном, муниципальном и школьном

уровнях.

Педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и

подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:

нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в

формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики,

контроле и оценке результатов…

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в

области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере

развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности,

компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном

курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне

системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в

коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в

репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям: нововведения -условия (обеспечивают

обновление образовательной среды, социокультурных условий и т. п.),

нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.

п.), управленческие нововведения

(новые решения в структуре образовательных систем и управленческих

процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические,

стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога,

методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на

федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных

учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-

типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и

т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие,

модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Факторы, обусловливающие необходимость инновационной

деятельности.

Такие факторы подразделяются на две группы: объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся: социальные, общенаучные,

педагогические, потребности школьной практики.

Социальные факторы связаны с оценкой влияния инноваций на развитие

общества.

Анализ научной педагогической литературы показывает, что среди

многоаспектных исследований, посвященных проблеме инноватики, можно

выделить следующие основные направления.

1. Создание для учащегося возможностей занимать в учебном процессе

активную и инициативную позицию.

2. Создание в учебно-воспитательном процессе оптимальных условий для

личностного развития учащихся; воспитание обучающихся в духе

общечеловеческих, гуманистических

ценностей, социализация детей и молодежи.

Так, по признаку характера управления выделяются два типа инновационных

процессов: стихийные и целенаправленные инновации.

В научной литературе выделены следующие четыре закона

протекания инновационной деятельности в образовательной сфере.

Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды

состоит в том, что любой инновационный

процесс вносит при своей реализации деструктивные изменения в

инновационную социально-педагогическую среду, в которой он

осуществляется.

Сущность закона финальной реализации инновационного процесса

заключается в том, что любой инновационный процесс должен

реализовываться (рано или поздно, стихийно или сознательно).

Закон стереотипизации педагогических инноваций связан с тем, что любая

педагогическая инновация, осуществляемая в инновационном процессе,

имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического

действия.

Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций

заключается в повторном возрождении новшества в новых условиях.

Рассмотрим, как строится инновационная деятельность учителя при явном

доминировании одного из перечисленных мотивов.

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением.

2. Мотивы внешнего самоутверждения учителя через внешнюю

положительную оценку окружающих.

3. Профессиональный мотив выступает главным образом как желание

успешно учить детей.

4. Мотивы личностной самореализации.

Зарипова Г.М.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ // Личность, семья и

общество: вопросы педагогики и психологии. 2009 год, 350 стр.

Щенников С.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЬЮТОРСТВО.

2017 год, 403 стр.

Ильин Г.Л. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. 2015 год, 520 стр.



В раздел образования