Автор: Ибрагимов Азат Равилович Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Кзыл-Тауская СОШ им.М.Х.Гайнуллина" Населённый пункт: РТ, Апастовский район, с.Кзыл-Тау Наименование материала: статья Тема: Современные технологии обучения Раздел: среднее образование
Современные технологии обучения предметам физико-математического
цикла как эффективное условие формирования востребованного
качества образования выпускников школ.
А.Р. Ибрагимов учитель физики высшей категории
МБОУ «Кзыл-Тауская средняя общеобразовательная школа
им.М.Х. Гайнуллина» Апастовского муниципального района РТ
В
течение
последних
десятилетий
наблюдается
постепенное
снижение
интереса школьников к предметам естественного цикла.
•
Такое
явление
в
условиях
научно-технической
революции
и
расширяющегося
процесса
информатизации
общества
кажется
парадоксальным.
•
Одни (60,2% от 100 опрошенных старшеклассников) ссылаются на то,
что эти предметы не понадобятся им в будущем.
•
Другие (5,3% опрошенных) считают, что на уроках изучаются вопросы,
уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
•
Третьи
(34,5%)
жалуются
на
сложность
предметов,
они
не
видят
особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову
над задачами.
•
Нередко
высказывается
мысль,
что
это
достаточно
специальные
предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их
следует изучать в школе по выбору.
Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:
– слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную
направленность;
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде
всего на проблемы экологического образования;
– отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся.
Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в
российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам:
как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые
взгляды
на
взаимоотношения
воспитателя
и
воспитуемого,
учителя
и
ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность
учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска,
усвоения,
переработки
и
применения
информации,
что
позволило
бы
школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном
быстро меняющемся мире.
Использование
современных
образовательных
технологий
позволяет
рационально
организовать
процесс
обучения,
добиваться
хороших
результатов:
•
Проблемное обучение
•
Информационно-коммуникационные технологии
•
Научно-исследовательская и проектная деятельность
•
Интерактивное обучение
•
Решение творческих задач
Проблемное обучение .
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую
свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу,
а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени
сложности,
у
каждой
свое
поле
поиска.
В
трудных
случаях
ученикам
необходимо
помочь,
но
так,
чтобы
сохранить
возможность
творческого
мышления.
Проблемное
задание
отличается
тем,
что
я
намеренно
провоцирую
создание
противоречивых
ситуаций,
порождая
у
учащихся
стремление разобраться и устранить их, оно активизирует мыслительную
деятельно сть
учащихся,
формирует
познавательный
и н т е р е с .
В
зависимости
от
характера
постановки
проблемы,
различают
несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще
всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.
Информационно-коммуникационные технологии .
Без
компьютера
теперь
обходится
редкий
урок
физики,
потому
что
это
одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и
справочник, и задачник, и средство контроля знаний.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15%
информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на
органы
восприятия
комбинированно,
усвоенными
окажутся
около
65%
информации.
С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты,
которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию
звезд,
ядерные
превращения,
квантование
электронных
орбит
и
т.п.
С
помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде
"Живая
физика"
можно
смоделировать
процессы,
происходящие
в
циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном
поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в
школе, возможна без показа реальных экспериментов.
При
подготовке
учащихся
к
сдаче
Единого
Государственного
Экзамена
использование информационных технологий можно определить в следующих
направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и
обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети
Интернет.
Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у
н и х исследовательской
компетенции.
Учащиеся
приобщаются
к
пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных
сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в
области физики, экологии, биологии и др. наук.
Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная.
Проектная
деятельность
учащихся
–
это
новая
технология
обучения.
В
отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса
запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации
на
среднего
ученика
к
дифференцированному,
персонифицированному
обучению;
от
неопределённости
и
размытости
перспектив
«дружбы»
с
физикой
к
серьёзной
мотивации
деятельности
в
области
физики
или
инженерных наук.
В
реализации
проектов
заинтересованы
все:
ученик
занят
работой
и
развитием
своего
творческого
потенциала
с
перспективой
получить
несколько
оценок
и
благополучной
аттестации
по
физике,
наконец,
с
перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в повышении
знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители – в
благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с
умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
Одной
из
инновационных
методик
применяемых
мною
является
интерактивное обучение.
Я
считаю,
что
это,
прежде
всего
диалоговое
обучение,
в
ходе
которого
осуществляется
взаимодействие
учителя
и
ученика.
Это,
прежде
всего
разнообразные
формы
групповой
работы.
При
групповой
форме
работы
учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная
помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
При этом помогающий получает не меньшую помощь, так как его знания
актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются
именно при объяснении своему однокласснику. Руководители групп и их
состав подбираются мною по принципу объединения школьников разного
уровня
обученности,
информированности
по
данному
предмету,
совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать
друг друга.
В
новой,
реформированной
школе
школьнику
должно
быть
интересно
и
комфортно
учиться,
в
такую
школу
ребенок
будет
приходить
с
удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями.
Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет
методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами
и способами использовать моделирование физических процессов, анимации,
персональный
компьютер,
которые
способствуют
созданию
на
занятиях
наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний,
творческому
развитию
мышления,
активизируя
учебную
деятельность
учащихся.
Используемая литература:
•
«Обучение
деятельности
на
уроках
физики» Е.А.
Румбешта,
ж.
«Физика в школе» №7. 2003.
•
«Экспериментальные
задания» В.Ф.
Шилов.
Ученические
мини-
проекты).
•
Intel Обучение для будущего, Москва 2004
•
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
•
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа
– № 4, 1997