Напоминание

Современные технологии обучения


Автор: Ибрагимов Азат Равилович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Кзыл-Тауская СОШ им.М.Х.Гайнуллина"
Населённый пункт: РТ, Апастовский район, с.Кзыл-Тау
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения
Раздел: среднее образование





Назад





Современные технологии обучения предметам физико-математического

цикла как эффективное условие формирования востребованного

качества образования выпускников школ.

А.Р. Ибрагимов учитель физики высшей категории

МБОУ «Кзыл-Тауская средняя общеобразовательная школа

им.М.Х. Гайнуллина» Апастовского муниципального района РТ
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла. • Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. • Одни (60,2% от 100 опрошенных старшеклассников) ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. • Другие (5,3% опрошенных) считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. • Третьи (34,5%) жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами. • Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору. Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает: – слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность; – явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования; – отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся.
Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов: • Проблемное обучение • Информационно-коммуникационные технологии • Научно-исследовательская и проектная деятельность • Интерактивное обучение • Решение творческих задач
Проблемное обучение
. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их, оно активизирует мыслительную деятельно сть учащихся, формирует познавательный и н т е р е с . В зависимости от характера постановки проблемы, различают
несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.
Информационно-коммуникационные технологии
. Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов. При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет. Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у н и х
исследовательской

компетенции.
Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, экологии, биологии и др. наук.
Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук. В реализации проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по физике, наконец, с перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками. Одной из инновационных методик применяемых мною является
интерактивное обучение.
Я считаю, что это, прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это, прежде всего разнообразные формы групповой работы. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Руководители групп и их состав подбираются мною по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
В новой, реформированной школе школьнику должно быть интересно и комфортно учиться, в такую школу ребенок будет приходить с удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.
Используемая литература:
• «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003. • «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини- проекты). • Intel Обучение для будущего, Москва 2004 • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 • Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 1997


В раздел образования