Напоминание

"Роль музыки в системе нравственно - патриотического воспитания дошкольников"


Автор: Драгунова Ирина Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска СП "Детский сад "Центр коррекции и развития детей"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыки в системе нравственно - патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальный руководитель: высшей

квалификационной категории

Драгунова Ирина Валентиновна,

ГБОУ ООШ №18 им. Мамистова,

СП «Центр коррекции и развития детей»

«Роль музыки в системе нравственно - патриотического воспитания

дошкольников»

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной

взаимосвязи

с

нравственным,

умственным,

экологическим,

трудовым,

эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и

сложных

задач

дошкольного

учреждения.

Сложность

решения

данной

задачи,

связана,

прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном

возрасте

ни

одно

нравственное

качество

не

может

быть

сформировано

окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у

дошкольников процесс сложный

и длительный, требующий от педагогов

большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись

во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным

направлениям.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому

воспитанию уделяется большое внимание. Я, как педагог,

осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии

с государственными требованиями, с учетом основных принципов ФГОС,

в тесном контакте с воспитателями и специалистами.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребѐнка,

постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный

мир.

Использование фольклорных, патриотических произведений в

непосредственно

образовательной деятельности, в повседневной жизни детей, в

праздниках и развлечениях несѐт с собой более целостное восприятие

окружающего мира.

Педагоги раскрывают перед детьми их красоту, стараются сделать эти

произведения знакомым и любимыми. Образы, к которым привлекается

внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес,

будящими воображение. Сила воздействия на ребѐнка музыкальных

произведений возрастает, если ознакомление с ними

осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они

были не только активными слушателями и зрителями, но и активными

исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и в

самостоятельной деятельности.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более

эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не

только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные

участники формирования личности ребѐнка. Ведь самое большое счастье

для родителей– вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Используемая мной методическая литература также соответствует

федеральногосударственным требованиям:

Общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И.

Бабаевой, З.А. Михайловой ; Программа по музыкальному

воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторы

И.Каплунова, И.Новоскольцева. ; Программа «Приобщение детей к

истокам русской народной культуры» авторы О.Л. Князе

ва, М.Д. Маханева , «Русский фольклор» Л.Л.

Куприяновой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своѐ доброе отношение к тому

уголку

Родины, в котором он живѐт, ребѐнку помогает обстановка праздников и

развлечений. Фольклорные праздники–это неотъемлемая часть нашей

духовной культуры, и всей жизни.

Фольклорные праздники включают в себя целый комплекс различных видов

народного художественного творчества. Сюда входят народные и обрядовые

песни, танцы, хороводы, художественное слово, пословицы, поговорки,

потешки, прибаутки, театрализации, народные игры.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического

воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные

произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с

обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к

природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в

яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники, которые

проводятся у нас в ДО–«Осенины», «Рождественские святки»;

«Масленица»; «Сорок сороков»; «Троица»; «Посиделки», и др. являются

сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному

фольклору, художественному творчеству. Готовя

материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами

готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы.

Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой, которую

хотят скорее увидеть и дети и гости.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества,

используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны.

Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в

младшем возрасте, так и в старшем. Разнообразие народных мелодий

обогащает музыкально–ритмические движения детей и придаѐт им

определѐнную окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании и

ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными

достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Дети начинают понимать разный характер используемого материала:

мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие,

трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весѐлые,

задорные–о детстве...

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского

народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть

аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.

Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных

инструментов”. В доступной

форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали

сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из

поколения в поколение. Кто их сочинял–неизвестно. Говорят–народ сложил

эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Старшим

дошкольникам называю имена выдающихся русских

композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков,

говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем

творчестве. В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и

художественного творчества. Народная музыка включается в совместную

музыкально- художественную деятельность, когда дети создают

декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто

включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки,

загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону

речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс

восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование

музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Патриотизм–это

уважение и почитание традиций родной страны. Суть нравственно-

патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и

возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны,

созданной трудами родных и близких людей,

тех, кого зовут соотечественниками.

Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-

познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию

гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных

ценностей. В моей творческой копилке

имеются различные презентации, интерактивные игры по ознакомлению

дошкольников с государственно геральдикой, историческими событиями,

народными промыслами и т.д.

Нравственное воспитание ребѐнка–это, прежде всего воспитание любви и

уважения к матери, ведь для ребенка -дошкольника Родина–это мама, близкие

родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это

детский сад с его воспитателями и друзьями. С большой любовью ребята

делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них

стихи и сказки. Песни о маме

устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы

не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и

любовь к единственной на свете мамочке... Песни о маме устойчиво

вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой,

непосредственностью: Более сложные чувства у старших дошкольников. Это

и гордость за свою маму, и чувств о дружелюбия: мама–старший друг и

товарищ, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия. Для того чтобы

эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и

специалистами, использую их в разных ситуациях: во время

утренних бесед о маме, после чтения стихотворений о маме, при

рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в

праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над

Которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети

любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее

время. В рамках празднования посвященного Дню города

Новокуйбышевска педагогами была проведена познавательная неделя, в

течение которой дошкольники знакомились с фольклором Самарской

области, с творчеством местных авторов, с достопримечательностями города

Новокуйбышевска и области.

Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь

то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра).

Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе

очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего,

развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное

настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям,

живущим в нем. Ребенок будет любить и по - настоящему ценить свой родной

край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе–еще одно из слагаемых патриотизма.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно

развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления

и объекты, окружающие ребенка сего появления на свет, ближе ему и легче

для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и

средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных

образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания,

чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же

отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального

языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать

теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В

репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в

которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Особое

значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет

тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем

более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки.

Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках

нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В

этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата,

знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные

впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в

совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, на

впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов. Наши талантливые

дошколята ежегодно выступают наконцерте, посвященном празднованию

Дня Победы.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы

воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания

чувства национальной гордости.

Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна.

Поэтому еѐ обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой

развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к

Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут

наши дети, что они унесут из детства.



В раздел образования