Автор: Драгунова Ирина Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска СП "Детский сад "Центр коррекции и развития детей"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыки в системе нравственно - патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальный руководитель: высшей
квалификационной категории
Драгунова Ирина Валентиновна,
ГБОУ ООШ №18 им. Мамистова,
СП «Центр коррекции и развития детей»
«Роль музыки в системе нравственно - патриотического воспитания
дошкольников»
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной
взаимосвязи
с
нравственным,
умственным,
экологическим,
трудовым,
эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и
сложных
задач
дошкольного
учреждения.
Сложность
решения
данной
задачи,
связана,
прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном
возрасте
ни
одно
нравственное
качество
не
может
быть
сформировано
окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников процесс сложный
и длительный, требующий от педагогов
большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись
во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому
воспитанию уделяется большое внимание. Я, как педагог,
осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии
с государственными требованиями, с учетом основных принципов ФГОС,
в тесном контакте с воспитателями и специалистами.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребѐнка,
постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный
мир.
Использование фольклорных, патриотических произведений в
непосредственно
образовательной деятельности, в повседневной жизни детей, в
праздниках и развлечениях несѐт с собой более целостное восприятие
окружающего мира.
Педагоги раскрывают перед детьми их красоту, стараются сделать эти
произведения знакомым и любимыми. Образы, к которым привлекается
внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес,
будящими воображение. Сила воздействия на ребѐнка музыкальных
произведений возрастает, если ознакомление с ними
осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они
были не только активными слушателями и зрителями, но и активными
исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и в
самостоятельной деятельности.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более
эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не
только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные
участники формирования личности ребѐнка. Ведь самое большое счастье
для родителей– вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Используемая мной методическая литература также соответствует
федеральногосударственным требованиям:
Общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И.
Бабаевой, З.А. Михайловой ; Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторы
И.Каплунова, И.Новоскольцева. ; Программа «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры» авторы О.Л. Князе
ва, М.Д. Маханева , «Русский фольклор» Л.Л.
Куприяновой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своѐ доброе отношение к тому
уголку
Родины, в котором он живѐт, ребѐнку помогает обстановка праздников и
развлечений. Фольклорные праздники–это неотъемлемая часть нашей
духовной культуры, и всей жизни.
Фольклорные праздники включают в себя целый комплекс различных видов
народного художественного творчества. Сюда входят народные и обрядовые
песни, танцы, хороводы, художественное слово, пословицы, поговорки,
потешки, прибаутки, театрализации, народные игры.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического
воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные
произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с
обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к
природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в
яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники, которые
проводятся у нас в ДО–«Осенины», «Рождественские святки»;
«Масленица»; «Сорок сороков»; «Троица»; «Посиделки», и др. являются
сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному
фольклору, художественному творчеству. Готовя
материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами
готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы.
Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой, которую
хотят скорее увидеть и дети и гости.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества,
используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны.
Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в
младшем возрасте, так и в старшем. Разнообразие народных мелодий
обогащает музыкально–ритмические движения детей и придаѐт им
определѐнную окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании и
ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными
достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Дети начинают понимать разный характер используемого материала:
мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие,
трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весѐлые,
задорные–о детстве...
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского
народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть
аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.
Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных
инструментов”. В доступной
форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали
сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из
поколения в поколение. Кто их сочинял–неизвестно. Говорят–народ сложил
эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Старшим
дошкольникам называю имена выдающихся русских
композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков,
говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем
творчестве. В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и
художественного творчества. Народная музыка включается в совместную
музыкально- художественную деятельность, когда дети создают
декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто
включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки,
загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону
речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс
восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование
музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Патриотизм–это
уважение и почитание традиций родной страны. Суть нравственно-
патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и
возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких людей,
тех, кого зовут соотечественниками.
Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-
познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию
гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных
ценностей. В моей творческой копилке
имеются различные презентации, интерактивные игры по ознакомлению
дошкольников с государственно геральдикой, историческими событиями,
народными промыслами и т.д.
Нравственное воспитание ребѐнка–это, прежде всего воспитание любви и
уважения к матери, ведь для ребенка -дошкольника Родина–это мама, близкие
родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это
детский сад с его воспитателями и друзьями. С большой любовью ребята
делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них
стихи и сказки. Песни о маме
устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы
не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и
любовь к единственной на свете мамочке... Песни о маме устойчиво
вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой,
непосредственностью: Более сложные чувства у старших дошкольников. Это
и гордость за свою маму, и чувств о дружелюбия: мама–старший друг и
товарищ, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия. Для того чтобы
эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и
специалистами, использую их в разных ситуациях: во время
утренних бесед о маме, после чтения стихотворений о маме, при
рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в
праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над
Которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети
любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее
время. В рамках празднования посвященного Дню города
Новокуйбышевска педагогами была проведена познавательная неделя, в
течение которой дошкольники знакомились с фольклором Самарской
области, с творчеством местных авторов, с достопримечательностями города
Новокуйбышевска и области.
Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь
то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра).
Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе
очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего,
развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное
настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям,
живущим в нем. Ребенок будет любить и по - настоящему ценить свой родной
край, если мы научим его этому.
Чувство любви к родной природе–еще одно из слагаемых патриотизма.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно
развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления
и объекты, окружающие ребенка сего появления на свет, ближе ему и легче
для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и
средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных
образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания,
чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же
отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального
языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать
теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В
репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в
которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Особое
значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет
тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем
более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки.
Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках
нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В
этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата,
знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные
впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в
совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, на
впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов. Наши талантливые
дошколята ежегодно выступают наконцерте, посвященном празднованию
Дня Победы.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы
воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания
чувства национальной гордости.
Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна.
Поэтому еѐ обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой
развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к
Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут
наши дети, что они унесут из детства.