Автор: Тимофеева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 22 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект сюжетно-ролевой игры "Аэропорт" для старшей группы
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ № 22 «Детский сад комбинированного вида г. Кемерово»
Сюжетно-ролевая игра
«АЭРОПОРТ»
Старшая логопедическая группа «Муравьишки»
Воспитатель:
Тимофеева Т.Н.
Конспект
сюжетно-ролевой игры «Аэропорт»
(старшая группа)
Цели: Обучение
детей
сюжетно-ролевой
игре
«Аэропорт»;
Закрепление
умения выбирать роль и действовать в соответствии с ней,
закрепление
навыков
сотрудничества,
умения
отражать
в
игре
явления
социальной
действительности,
переносить
в
игру
увиденное
детьми
в
процессе
наблюдений,
экскурсий,
общения
со
взрослыми;
закрепление
правил
поведения в общественных местах, навыков речевого этикета. Формирование
у детей интереса к профессиям людей, обеспечивающих работу аэропорта;
закрепление
навыка
творчески
развивать
ход
игры;
Обучение
играть
сосредоточенно и длительно, проявляя уступчивость; Воспитание смелости,
уважения
к
труду
авиации,
всем
службам
в
неё
входящим,
гуманных,
патриотических чувств;
Задачи:
1. Расширять представления об окружающем мире:
- знакомить детей с работой аэропорта;
- закреплять знания детей о воздушном транспорте;
- расширять знания детей о работниках авиации;
2.
Способствовать
формированию
и
закреплению
навыков
игровой
деятельности:
- формировать умение словесно обозначать и выполнять игровую роль –
кассир,
регистратор,
продавец,
стюардесса,
пилот,
экипаж,
диспетчер,
пассажир, аптекарь, руководитель полетов, медицинский работник, командир
экипажа.
-
Обучать
детей
игровым
действиям:
оборудовать
место
для
игры,
договариваться
при
распределении
ролей,
подбирать
и
использовать
по
назначению
атрибуты,
игрушки,
использовать
в
речи
специальную
терминологию,
речевые
обороты,
выполнять
игровые
действия
в
соответствии с ролью, взаимодействовать по ходу игры с другими детьми.
3.
Формировать
способы
взаимоотношений:
проявлять
дружелюбие,
взаимопомощь, внимание, культуру общения в общественных местах.
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми:
- вступительная беседа о работе Аэропорта;
- распределение ролей;
- включение детей в игровое взаимодействие;
- подключение детей к игре, взяв на себя дополнительную игровую роль;
- организация пространства и подбор атрибутов;
Предварительная работа:
-
Изготовление атрибутов: изготовление из бумаги документов, паспортов,
билетов
для
пассажиров;
изготовление
бейджиков
для
сотрудников
аэропорта;
- Чтение произведения И.Винокурова «На аэродроме»,
К.Арона «Человек
поднялся в небо»;
- Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций о самолетах, летчиках,
стюардессах, аэропорте. Рассматривание игрушечных самолетов.
-
Конструирование
из
строительного
конструктора
здания
аэропорта
с
прилегающей взлетно-посадочной полосой, проигрывание игровой ситуации
взлет и посадка игрушечного самолета;
-
Просмотр
фильма
о
летчиках.
Рассматривание
картин,
фотографий,
иллюстраций о самолетах, летчиках, стюардессах, аэропорте.
- Беседа о воздушном транспорте. Рассказы детей на тему «Как я летал
на самолете». Беседа о труде работников аэропорта.
- П/и «Летчики».
- Игры с самолетами.
- Настольная игра-лото «Профессии».
- Словесная игра «Закончи предложение».
- Рисование самолета.
- Лепка самолета.
- Конструирование самолета. Строить самолет из стульчиков, картона.
Роли:
Ведущие:
- командир самолета
- пилот
- регистратор
-стюардессы (2)
- пассажиры («взрослые и дети»)
Второстепенные:
-диспетчер полетов
-кассир
-продавец в газетном киоске
-продавец в кафе
-медицинский работник
- фармацевт
-менеджер по чистоте аэропорта
-диктор аэропорта
Обучение игровым действиям:
-
Организовать
пространство
аэропорта
(кассы,
пункт
регистрации
пассажиров,
пропускной
пункт,
взлетная
площадка,
кафе,
киоски,
медицинский кабинет, комната матери и ребенка).
- Управлять самолетом.
- Продавать билеты, журналы, газеты, продукты питания, лекарства.
- Регистрировать пассажиров, оформлять багаж.
-
Обслуживать пассажиров в полете (сообщать информацию, предлагать
напитки, прессу).
-
Проводить
предрейсовый
медицинский
осмотр
пилотов,
оказывать
медицинскую помощь пассажирам.
- Объявлять о рейсах, посадках, информации для пассажиров.
Речевые обороты:
- Борт №, запрашиваю метеоусловия для полета.
- Запрашиваю разрешение на взлет.
- Приборы работают нормально.
- Высота 300м,400м, … полет проходит нормально.
- Здравствуйте, вас приветствует экипаж в составе…
-
Наш
полет
проходит
по
маршруту,
на
высоте,
за
бортом
температура
воздуха…
- Время полета
- Пожалуйста, пристегните ремни!
- Желаем приятного полета!
- Что желаете: чай, кофе, минеральную воду, лимонад?
- Предлагаем журналы, газеты.
- Наш полет окончен. До свидания! До новых встреч! Желаем вам всего
доброго!
- Дайте мне, пожалуйста, билет до…
- Принесите, пожалуйста…(чай,кофе).
- Объявляется регистрация на рейс.
- Заканчивается посадка на рейс.
- Прошу ваш багаж.
- Предъявите документы.
Игровые атрибуты:
- Стулья;
- Столы;
- Детали самолета;
- Фуражки пилотов;
- Наушники;
- Форма пилотов, стюардесс, медицинского работника, фармацевта, продавца
в кафе, менеджера по чистоте;
- Напитки; контейнеры с обедами для самолета, муляжи различных блюд для
кафе;
- Посуда;
- Журналы;
- Багаж (сумки, чемоданы, рюкзаки);
- Микрофон;
- Канцелярские товары;
- Компьютер;
- Тележка для стюардесс с напитками и обедами;
- Панель управления самолетом для кабины пилотов;
- Чехлы для сидений в салоне самолета, пристегивающиеся ремни;
- паспорта, билеты для пассажиров;
- касса для продавца кафе;
- уборочный инвентарь для менеджера по чистоте;
- Предметы-заместители (иллюминаторы в самолете, открывающиеся дери
самолета);
Ход игры:
- Ребята, помните как вы рассказывали нам о своей поездке на самолете?
А кто никогда не летел на самолете? Ну, у вас еще все впереди. Но, если вы
хотите, мы можем отправиться на самолете в любой город и даже страну
прямо сейчас! И я с удовольствием к вам присоединяюсь. Есть возможность
не только быть пассажиром, но даже и летчиком! Вы спросите меня, как это
сделать? Да очень просто! Говорим наше волшебное заклинание: «Раз-два,
раз-два, начинается игра!»
- Помните, как наши ребята строили самолет из стульчиков и даже рисовали
разные
детали
к
нему?
Это
умение
нам
пригодится.
Но,
прежде
всего,
подумайте и обсудите, куда мы полетим, кто кем хочет быть в игре, и что нам
надо сделать для осуществления поездке.
- Как вы думаете, откуда начинается поездка? Конечно, поездка на самолете
начинается с аэропорта. Вот и первая задача - надо оборудовать аэропорт, а
потом
построить самолет. У нас уже есть специалисты этого дела. А для
организации
полета
необходимы
другие
люди
специальных
профессий.
Давайте вместе подумаем, кто это?
-
Ну,
со
специалистами
мы
определились,
а
как
же
можно
играть?
Я
предлагаю обсудить наши действия. Какие у вас предложения?
Воспитатель и дети определяют последовательность действий в
игре:
-пассажиры собирают багаж;
-работники аэропорта расставляют необходимое оборудование;
-пассажиры
попадают
на
территорию
аэропорта
(можно
предложить
сопутствующий сюжет: - приезжают на автобусе;
-на посадочной площадке идет подготовка самолете (постройка, техосмотр,
заправка;
-работники аэропорта занимают свои места;
-пассажиры
покупают
билеты
в
кассе
и
ждут
в
зале
ожидания
(можно
предложить сопутствующие сюжеты - кафе, киоск с сувенирами, аптека;
- пилоты проходят предрейсовый медицинский осмотр;
- менеджер по чистоте следит за порядком в здании аэропорта;
-диспетчер делает объявление о рейсе;
-пассажиры идут к пункту регистрации, предъявляют документы;
-контролер оформляет багаж и пропускает пассажиров на посадку;
-в самолете к полету готовится экипаж;
-стюардессы встречают пассажиров в салоне самолета, помогают им найти
свои места по билетам;
-командир самолета через пилота запрашивает у диспетчера разрешение на
взлет;
-экипаж самолета осуществляет взлет, полет и посадку;
-стюардессы
во
время
полета
делают
информационные
объявления,
предлагают услуги, отвечают на вопросы пассажиров;
-пассажиры
спокойно
сидят
в
креслах,
смотрят
в
иллюминаторы,
употребляют напитки, рассматривают журналы;
-после окончания полета пассажиры покидают салон самолета;
-экипаж осматривает самолет, отдыхают;
- Ребята, вы уже определили, кто будет выполнять роли (педагог помогает в
случае
затруднения?
Например,
«осталась
не
занятой
роль
кассира
по
продаже билетов, если нет желающих, я буду кассиром».
- Кто выбрал регистратора? Ты точно знаешь, что надо делать? Если будут
затруднения, обращайся ко мне, я буду консультантом.
После
распределения
ролей
дети
выбирают
для
себя
элементы
костюмов,
атрибуты,
предметы.
С
помощью
педагога
они
создают
воображаемую ситуацию - оборудуют площадку аэропорта, строят самолет.
Воспитатель в процессе игры помогает детям советом, показом действий,
поддерживает игровую ситуацию (используют атрибуты, речевые обороты,
специальную терминологию, задает вопросы, вводит сопутствующие сюжеты
и персонажи, а также поддерживает проявление инициативы, творчества при
разыгрывании ролей.
Окончание игры:
- Стюардессы объявили об окончании полета. Пассажиры прилетели в место
назначения, и теперь самое время отправиться на прогулку. А у специалистов
всех служб есть еще дела - навести порядок на своих объектах (убирают
атрибуты, предметы).
Оценка игры:
- Как вы думаете, какая роль была самая интересная, а какая роль была
исполнена
более
удачно,
а
в
какой
роли
вы
хотели
бы
поучаствовать
в
следующий раз?
- Я рада, что полет прошел нормально, все службы аэропорта работали без
сбоя. Потому что хорошо был проведен техосмотр механиком, радист … был
внимателен
и
передавал
командиру
рекомендации
диспетчера…Очень
уверенно управляли самолетом летчики…., они ответственно отнеслись к
своим профессиональным обязанностям. Немного были проблемы с выдачей
багажа, на работники аэропорта… справились с ними самостоятельно.
- Что можно было бы добавить в игру, чтобы было еще интереснее? Давайте
подумаем об этом в следующий раз и придумаем новую интересную игру!