Напоминание

"ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ С ПОМОЩЬЮ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦА НА РАСТЯЖЕНИЕ"


Авторы: Айдарова Юлия Вячеславовна, Заложкова Татьяна Леоновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Санкт - Петербургский политехнический колледж"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка бинарного урока
Тема: "ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ С ПОМОЩЬЮ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦА НА РАСТЯЖЕНИЕ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

« Санкт – Петербургский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОТРАБОТКА УЧЕБНОГО ЭЛЕМЕНТА

« ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ С ПОМЩЬЮ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦА

НА РАСТЯЖЕНИЕ»

В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЯХ И ДИСЦИПЛИНАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

23.02.02 «АВТОМОБИЛЕ И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ»

АВТОРЫ:

Айдарова Юлия Вячеславовна,

преподаватель

Заложкова Татьяна Леоновна,

преподаватель

Санкт-Петербург, Колпино

2017

2

Аннотация

В учебном процессе элемент «ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

РАЗМЕРОВ,

И

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МЕХАНИЧЕСКИХ

СВОЙСТВ"

встречается

в

дисциплинах

разного

уровня

и

назначения.

Этот

элемент

является также составной частью Выпускной квалификационной работы.

Место

и

значение

этого

элемента

учебного

процесса

нуждается

в

согласовании по применению его в формировании системных представлений

обучающихся о производственном процессе. Для того, чтобы определить

место

и

значимость

учебного

элемента

«Измерение

геометрических

размеров и определение механических свойств» в учебном и педагогическом

процессе по специальности 23.02.02 «Автомобиле - и тракторостроение»,

авторами была составлена настоящая методическая разработка.

Сведения о вкладе соавторов:

Т.Л.

Заложкова

раздел

«Измерение

геометрических

размеров

с

помощью измерительного инструмента» участие в подготовке материалов

бинарного урока;

Ю.В. Айдарова – раздел «Механические свойства материалов и их

определение на практической работе «испытание образца на растяжение»»,

участие в подготовке материалов бинарного урока.

3

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

стр

1.

Введение

4

2.

Место измерительного инструмента и определения

механических свойств, при испытании образца на

растяжение в системе нормативных документов.

5

3

Измерительный инструмент в практических и

лабораторных работах в дисциплине материаловедение

по специальности Автомобиле и тракторостроение

8

4

Умение измерения геометрических размеров и

определение механических свойств требуют стандарты

конкурса «Стипендиаты Газпрома», а так же различные

Федеральные конкурсы

21

5

Учебный элемент «измерение геометрических размеров

и определение механических свойств» как ключевая

позиция бинарного урока по МДК 04.01 Сборка деталей

и изделий входящая в ПМ 04. Выполнение работ по

одной или нескольким профессиям, должностям

служащих и дисциплина Материаловедение.

23

7

Заключение

29

8

Приложения

30

1.

ВВЕДЕНИЕ

4

Значение учебного элемента «Измерение геометрических размеров и

определение механических свойств» в учебном процессе, а в дальнейшем и в

производственной

практике

-

самое

многоплановое

и

разно

уровневое.

Особое место занимает оно в выпускной квалификационной работе, так как с

помощью данного элемента могут быть проверены как практические умения,

так и теоретические знания.

Однако, если учебный элемент «Измерение геометрических размеров и

определение механических свойств» впервые появится в учебном процессе

только в составе письменной квалификационной работы (ВКР), на 4 курсе, то

нельзя

быть

уверенным

в

том,

что

успеют

сформироваться

системные

представления обучающегося об учебном и производственном процессе.

Поэтому

педагогической

команде,

работающей

по

обучению

специальности, так важно выстроить:

-

маршрут

формирования

понятия

о

назначении

измерительного

инструмента и механических свойствах;

-

операционные

действия

обучающегося

в

теоретической

и

практической

части

учебного

процесса

в

целях

формирования

основ

технологической культуры и производственной дисциплины выпускника.

В

стратегическом

смысле

значение

этого

элемента

влияет

на

конкурентоспособность

не

только

учреждения

профессионального

образования,

но

отрасли

и

государства,

так

как

умение

работать

с

измерительными инструментами и уметь определять механические свойства

материалов проявляется на конкурсах профессионального мастерства на всех

уровнях - от отраслевого до международного «Стипендиаты Газпрома».

Приведённые

в

пособии

примеры

отработки

элемента

«Измерение

геометрических размеров и определение механических свойств» не являются

исчерпывающими. Мы только обозначили маршрут развития этого элемента

от

общепрофессиональной

дисциплины

до

междисциплинарных

модулей,

практических конкурсов и ВКР. Потенциал этого элемента не ограничивается

рамками учебного процесса и его необходимо выявлять и развивать.

5

Авторы

будут

благодарны

за

все

конструктивные

предложения

по

совершенствованию качества методической разработки.

2.

Место

измерительного

инструмента

и

определения

механических свойств, при испытании образца на растяжение в системе

нормативных документов.

Ручной измерительный инструмент, применяемый в работе, должен

соответствовать требованиям ГОСТов и инструкциям заводов-

изготовителей.

При

выборе измерительного

инструмента

учитывают

размер

измеряемого

изделия, метод и условия проведения измерений, квалитет (класс точности)

измеряемого изделия, допускаемую погрешность средства измерения.

К л а с с

точ н о с т и измерительного

инструмента

-

о сновная

метрологическая

характеристика,

она

определяет

допустимые

значения

основной

и

дополнительной

погрешностей,

влияющих

на

точность

измерений.

Нормативно-техническая документация на режущий и мерительный

инструмент.

В качестве нормативно-технических документов на инструмент при

разработке технологических процессов, как правило, используются либо

непосредственно государственные стандарты и нормали, либо

ограничительные стандарты предприятий. Перечень приборов,

измерительных инструментов, применяемых для выполнения измерений,

должен отвечать требованиям РД-05.00-45.21.30-КТН -010-1-04 .

Измерительные приборы и инструменты должны соответствовать

требованиям ГОСТа Р 8.674-2009 Государственная система обеспечения

единства измерений (ГСИ). Общие требования к средствам измерений и

техническим системам и устройствам с измерительными функциями.

Область применения

6

Настоящий стандарт распространяется на средства измерений (далее -

СИ) и технические системы и устройства с измерительными функциями

(далее - ТСУИФ) в части реализации измерительных функций и

устанавливает состав и представление общих требований к ним.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на

следующие стандарты:

ГОСТ 8.009-84

Государственная система обеспечения единства измерений.

Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 8.401-80

Государственная система обеспечения единства измерений.

Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 8.417-2002

Государственная система обеспечения единства

измерений. Единицы величин

Технические требования

Долговечность

Конструкция СИ или ТСУИФ должна обеспечить поддержание адекватной

стабильности их метрологических характеристик в течение определенного

изготовителем периода времени при правильной установке, обслуживании и

применении в соответствии с инструкцией изготовителя и в условиях

окружающей среды, для работы в которых они предназначены.

Надежность

СИ или ТСУИФ должны быть сконструированы таким образом, чтобы

уменьшить, насколько это возможно, влияние потенциального дефекта,

приводящее к неточным результатам измерений, если только наличие такого

дефекта не очевидно.

Пригодность

Конструкция СИ или ТСУИФ и порядок их использования должны

предотвращать их непреднамеренное или умышленное использование,

способное повлечь за собой искажение результатов измерений.

7

Методы определения механических свойств металлов разделяют на:

- статические, когда нагрузка растет медленно и плавно (испытания на

растяжение, сжатие, изгиб, кручение, твердость);

- динамические, когда нагрузка растет с большой скоростью (испытания на

ударный изгиб);

- циклические, когда нагрузка многократно изменяется по величине и

направлению (испытания на усталость).

Определение механических свойств таких как: предел прочности, предел

текучести, предел условного сопротивления, относительного удлинения и

сужения.

Регламентируется ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84, СТ СЭВ 471-88)

Настоящий стандарт устанавливает методы статических испытаний на

растяжение черных и цветных металлов и изделий из них номинальным

диаметром или наименьшим размером в поперечном сечении 3,0 мм и более

для

определения

при

температуре

(20

) °С

характеристик

механических

свойств:

предела пропорциональности;

модуля упругости;

предела текучести физического;

предела текучести условного;

временного сопротивления;

относительного равномерного удлинения;

относительного

удлинения

после

разрыва;

относительного

сужения

поперечного сечения после разрыва.

Стандарт не распространяется на испытания проволоки и труб.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 471-88 и ИСО 6892-84 по сущности метода,

проведению

испытаний

и

обработке

результатов

испытаний

металлов

и

изделий из них наименьшим размером в поперечном сечении 3,0 мм и более.

8

3.

Измерительный инструмент в практических и лабораторных

работах в дисциплине Материаловедение по специальности Автомобиле

и тракторостроение

Впервые

с

измерительным

инструментов

обучающиеся

по

специальности

Автомобиле

и

тракторостроение

сталкиваются

в

учебном

процессе

при

изучении

МДК

04.01

Сборка

деталей

и

изделий. Покажем

специфику:

измерение

масштабными

линейками

длин

ступеней

валов,

диаметров шкивов, применяемых в ременных передачах; штангенциркулями

выполнялись измерения при изучении раздела о соединительных деталях

(диаметры болтов, шпилек, заклепок и т.д.) в теме: Общие сведения о деталях

машин. (подойдет????)

Изучая

дисциплину

Материаловедения

на

практических

работах,

обучающиеся

применяют

знания

и

умения

пользоваться

измерительным

инструментом

для

определения

механических

свойств

материалов

уже

полученные

на

МДК

04.01

Сборка

деталей

и

изделий.

Для

успешного

написания

практических

работ

в

рамках

Материаловедения,

обучающие

должны знать: что такое размер и измерение, измерительный инструмент и

измерительные

приборы,

точность

замеров,

погрешность

измерения.

Поэтому междисциплинарная связь дисциплины Материаловедения и МДК

04.01 Сборка деталей и изделий очень важна.

Для наглядного понимания у обучающихся важность межпредметного

взаимодействия преподавателями Айдаровой Ю.В. и Заложковой Т.Л. был

проведен

бинарный

урок

в

Санкт

Петербургском

государственном

бюджетном

профессиональном

образовательном

учреждении

Санкт

Петербургский политехнический колледж.

9

В

октябре

в

образовательную

среду

был

запущен

проект

Инновационного

интерактивного

«Z-

образования»,

основанный

на

внедрении технологий виртуальной реальности в процессы образования и

гражданско

патриотического

воспитания.

В

бинарном

уроке

были

применены эти технологии.

(посмотри добавить ли????, а то мысль как

будто незакончена)

План лекционного занятия

Цели занятия: Изучение и закрепление методов проведения измерения

линейных размеров при сборке деталей и изделий.

Задатки геометрических знаний, связанных с измерением, теряются в

глубине тысячелетий. Еще 4—5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять

площади, длины предметов, диаметры отверстий.

1.

Как вы думаете, когда человек впервые задумался о размерах

применяемых им предметов? ( Когда начал изготавливать первый

инструмент – каменный молоток, лук для стрельбы стрелами)

2.

Так уж важно учитывать точный размер детали, при сборке какого либо

узла автомобиля? Почему?

3. При сборке, каких деталей наиболее важно соблюдать размеры

сопрягаемых поверхностей? (деталей, работающих в паре)

В октябре в образовательную среду был запущен проект

Инновационного интерактивного «Z- образования». Проект основанный на

внедрении технологий виртуальной реальности в процессы образования и

гражданско – патриотического воспитания.

В ходе бинарного урока обучающимся предлагается посмотреть сюжет

о том, какие на Руси использовались единицы измерения размеров. И

попробовать по старинному самостоятельно замерить величины при помощи

веревки (сажень простая / косая, локоть, вершок, ).

10

Числовое значение физической величины длины в автомобилестроении

принято называть размером, т.е за размер принимается расстояние между

двумя точками.

1.

Что же такое измерение? (это действие …. –?)

Измерением называется нахождение значения искомой величины с помощью

специальных технических средств.

2.

Какие размера мы измеряем у детали? (вал)

В зависимости от конструкции и способа измерения все средства

измерения можно разделить на два класса:

1.

Контрольно-измерительные

инструменты

(шкальные

линейки,

слесарные угольники, транспортиры и т.д.)

2.

Измерительные

приборы

(лазерные,

оптические

измерительные

приборы и т.д.)

При выполнении работ по сборке деталей и изделий в

автомобилестроении наиболее распространенными соединениями

являются:

1.

разъемные подвижные (поршень -- цилиндр, вал -- подшипник

качения);

2.

разъемные неподвижные (резьбовые, прессовые и шпоночные);

3.

неразъемные подвижные (радиальные шариковые подшипники

качения)

4.

неразъемные неподвижные (зубчатые, шлицевые)

11

12

Какой вывод мы можем сделать, просмотрев все эти сопрягаемые и

работающие в паре детали?

Для всех этих соединений необходима миллиметровая точность

обработки деталей.

Точность, которая требуется при слесарной сборке какого-нибудь

механического узла, колеблется обычно в пределах от 0,1 до 0,005 мм.

Скажите, можем ли мы применить слесарную линейку для того, чтобы

подогнать вал под втулку?

Средства

измерения

указываются

в

технологической

документации,

которой пользуется рабочие. При выборе измерительных средств, следует

учитывать

точность

изготовления

изделия.

Чем

меньше

допуск

на

изготовление

изделия

и

выше

требующаяся

точность,

тем

более

точным

должен быть измерительный инструмент.

Не

следует

выбирать

измерительные

инструменты

и

приборы,

обеспечивающие

более

высокую

точность

измерения,

чем

требуется

для

обеспечения необходимого качества.

Но даже если инструмент выбран правильно, абсолютно точного

измерения получить все равно не удастся.

Неточность при измерении существует всегда, слесарь же должен

стремиться свести ее к минимуму

Самыми распространенными ошибками, снижающими точность

измерений, являются

– использование поврежденного измерительного инструмента;

– загрязненность рабочих поверхностей измерительного инструмента;

– неправильное положение нулевой отметки на шкале и нониусе;

– неправильная установка инструмента относительно детали;

– измерение нагретой или охлажденной детали;

– измерение нагретым или охлажденным инструментом;

13

– неумение пользоваться инструментом;

– неправильно выбранная база измерения.

Любое измерение можно провести лишь с некоторым приближением, так

как точность измерительного инструмента ограничена, а сам процесс

измерения, как бы тщательно он не был выполнен, всегда связан с

погрешностями.

Погрешность измерения - это разность между истинным значением

измеряемой величины и результатом измерения.

Самый простой способ уменьшения погрешности – провести измерение не

один раз, а несколько, затем вычислить среднее арифметическое из

результатов каждого замера

В системе измерений существуют номинальные и действительные

размеры.

Номинальные – это размеры детали, которые указываются на

техническом чертеже.

Действительные - это размеры, фактически получаемые в результате

обработки детали.

Действительный размер всегда немного отличается от номинального,

так как на практике получить номинальный размер практически невозможно.

Как вы думаете, в каком документе указываются номинальные размеры

детали?

Размеры деталей машин устанавливаются конструктором,

проектирующим данную машину (или деталь).

В зависимости от применяемых измерительных средств различают два

метода измерений:

14

абсолютный, который заключается в определении значения всей

измеряемой величины. Нулевая точка шкалы измерительного прибора

устанавливается в нулевой точке измеряемого изделия, от которой

происходит отсчет;

относительный, при котором определяется значение не всей

измеряемой величины, а ее отклонения от установленной меры или

образца. Нулевая точка прибора настраивается не на нулевую точку

измеряемого изделия, а на какой-либо заданный размер.

Методы измерения подразделяют на два вида:

контактный - производится путем непосредственного сопри-

косновения измерительной части прибора с поверхностью измеряемого

изделия.

бесконтактный

-

при

измерении

прибор

не

соприкасается

из-

мерительной частью с изделием. Этот метод используется при измерениях

с помощью проекционных, лазерных приборов.

А так же:

Прямой

методе

измерения,

при

котором

измерительными

средствами

непосредственно измеряется заданная величина (например, диаметр вала).

При косвенном методе измерения искомая величина определяется путем

прямых

измерений

других

величин,

связанных

с

искомой

определенной

зависимостью (например:Измеряется диаметр втулки и определяется диаметр

вала).

Слесарный измерительный инструмент

Измерительные инструменты обычно составляют предмет особой заботы

слесаря, поскольку от того, в исправном ли состоянии они находятся, зависит

результат работы зачастую не одного дня.

15

Масштабная линейка применяется для измерения наружных и

внутренних линейных размеров и расстояний. На нее нанесены деления,

штрихи обычно с шагом 1 мм (реже 0,5 мм). Погрешность измерения

миллиметровой масштабной линейкой 0,5 мм.

Рулетка для измерения больших линейных размеров, а также длины

окружностей представляет собой чаще всего стальную ленту длиной 1000;

2000; 5000; 10 000; 15 000;

20 000; 25 000 мм с миллиметровыми делениями при длине до 5000 мм и

сантиметровыми - при 5000-25 000 мм. (показать рулетку)

Кронциркуль и нутрометр служат для измерения линейных размеров

с последующим их отсчетом по масштабной линейке. Наружные размеры

измеряются кронциркулем, внутренние - нутрометром.

Слесарные угольники служат для проверки наружных и внутренних

прямых углов.

Давайте попробуем определить прямой угол заготовки угольником!

Покажите, как это можно сделать???

а - нормальный; б — с Т-образной полкой; в - с утолщенной полкой

При проверке наружного угла угольник накладывают на деталь его

внутренней частью, а при проверке внутреннего угла - наружной частью.

(Показать слесарные угольники

16

Микрометр дает более точные показания замеров, точность до сотых долей

миллиметра.

Щупы. Для измерения величины зазора в слесарных работах

используются щупы–набор тонких пластин, закрепленных в одной точке.

Каждая из них имеет известную толщину. Пластины должны входить в зазор

туго и на всю длину, это обеспечит точность измерения.

Штангенциркуль. Он состоит из негнущейся металлической линейки

(штанги), на которую нанесена измерительная шкала с ценой деления 0,5 мм.

Две губки для измерения внутреннего размера детали и две для измерения

внешних размеров. Рамка обладает еще одной измерительной шкалой –

нониусом, который имеет цену деления 0,02 мм. По основной шкале на

штанге отсчитываются показания с точностью до миллиметров, по нониусу

показания уточняются до десятых долей миллиметра.

Рис. 1.

Измерительные

инструменты:

а

штангенциркуль:

1

измерительные

губки;

2

рамка

с

измерительными

губками;

3

штанга;

4

нониус;

5

стопорный

винт

17

На автостроительных и ремонтных заводах, где в производстве

большое количество однотипных деталей и введён строгий контроль всех

размеров, применяются специальные контрольные инструменты, называемые

предельными измерительными инструментами.

Предельные скобы бывают односторонние и двусторонние В

двусторонней скобе одна сторона соответствует верхнему предельному

размеру диаметра детали и является проходной, а другая — непроходная или,

как её ещё называют, браковочная, соответствует нижнему предельному

размеру детали.

Предельные пробки. Предельные пробки бывают односторонние и

двусторонние. Они служат для контроля цилиндрических отверстий. В

двусторонних пробках различают проходную и непроходную (браковочную)

стороны.

Конусные калибры. Для проверки конусности изделия, кроме

универсальных измерительных средств, применяются нормальные и

предельные калибры.

Проверка нормальным конусом выполняется так: проводятся

мягким карандашом на поверхности конуса вдоль его оси две риски так,

чтобы расстояние между ними было не менее четверти окружности конуса.

Затем осторожно вводят конус в конусное кольцо и, слегка повернув

несколько раз, вынимают для осмотра. Если обе риски на всём протяжении

18

будут размазаны, то угол конуса изделия равен углу калибра. Если же риски

размазаны, лишь на отдельных участках, — угол изделия не совпадает с

углом калибра.

Шаблоны. При помощи шаблонов производится проверка

правильности очертаний детали, углов, радиусов и других.

Материально-техническое обеспечение

Масштабная линейка, рулетка 5-ти метровая, слесарный угольник

(простой, с утолщенной полкой), микрометр, набор щупов, штангенциркуль

(простой, электронный), предельный инструмент (скобы, пробки, конусы),

шаблоны, образцы заготовок – металл толщиной 2 мм, размер 100х50 мм

Методическое обеспечение

Фильм, презентация, тесты «Методы и погрешности измерений,

технологическая карта урока, конспект урока, КТП Сборщик деталей и

изделий, нормативно-техническая документация на режущий и мерительный

инструмент

План занятия лабораторной работы

Тема урока: Испытание образца на растяжение

Цели занятия:Получение навыков проведения механических испытаний

образца

на

растяжение;

изучение

поведения

пластичных

и

хрупких

материалов при растяжении до разрушения.

Задачи:

построение

диаграммы

растяжения

и

диаграммы

условных

напряжений;

определение

о сновных

характеристик:

п р е д е л а

пропорциональности,

предела

текучести

(условного

предела

текучести),

предела прочности, удельной работы деформации образца, относительного

удлинения и относительного сужения. Формирование умений синтезировать

и обобщать полученные знания.

Материально-техническое обеспечение

19

Разрывная машина в связи с компьютером, ноутбук, мультимедийная

установка, образы, штангенциркули.

Методическое

обеспечение

методические

рекомендации,

протоколы

испытания, правила техники безопасности.

Информационное обеспечение – ЭОР, презентации

На практической работе мы определим механические свойства

металла, такие как предел прочности, предел текучести, относительное

удлинение и относительное сужение. Для этого нам понадобится разрывная

машина в связи с компьютером и цилиндрические образцы на растяжение,

которые лежат у вас на столах.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В

ЛАБОРАТОРИИ

К работе в лаборатории допускаются лица, ознакомленные с правилами

техники безопасности и хорошо усвоившие данную инструкцию.

1.

Запрещается всякое бесцельное хождение по лаборатории.

Обучающиеся, должны находится на рабочих местах. Без разрешения

преподавателя нельзя трогать приборы, находящиеся в лаборатории.

2.

Во время проведения испытаний на разрывной машине необходимо

находиться не ближе одного метра от испытательной машины;

- запрещается трогать части машины, и испытуемый образец , а также

помещать руки в рабочую зону;

20

- съем образца после испытания производится под руководством

преподавателя или лаборанта только после остановки испытания;

- при работе с обломками образцов (ввиду наличия на них острых

кромок) необходимо соблюдать осторожность.

За выполнение требований настоящей инструкции обучающиеся несут

полную ответственность. О знакомстве с данной инструкцией обучающиеся

делают запись в журнале по технике безопасности.

При испытании под действием нагрузки возникает деформация.

Вспомним что это такое?

Какой может быть деформация (упругой и пластической )?

Что такое упругая деформация?

Что такое пластическая деформация?

Так же бывает абсолютная и относительная деформация.

Какая абсолютная деформация, какая относительная?

Перед испытанием вам необходимо замерить рабочую длину образца,

после испытания, сфотографировать полученную диаграмму и схематично

зарисовать ее.

21

Далее на диаграмме обозначить Условный предел текучести, это

нагрузка вызывающая остаточное удлинение, Максимальную нагрузку,

Конечную нагрузку, для расчетов по формулам. Полученные результаты

занести в протокол и написать вывод.

Самим распределить обязанности между собой.

Рабочая длина образцов замеряется без кулачков.

Готовы к выполнению работы?

Приступаем к замерам рабочего образца. Время на выполнение 35 мин.

По

итогу

лабораторной

работы

сдать

заполненный

протокол

и

написать

заключение.

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. Умение измерения геометрических размеров и определение

механических свойств, требуют стандарты конкурса «Стипендиаты

Газпрома», а так же целью формирования у обучающихся

дополнительных профессиональных компетенций в соответствии с

требованиями профессиональных стандартов и конкурсного движения

WorldSkills Russia.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020

годы (ФЦПРО) предусматривает реализацию комплекса взаимоувязанных по

задачам, срокам, ресурсам и результатам мероприятий, относящихся как к

федеральному, так и к региональному компонентам.

В рамках федерального компонента будут реализованы мероприятия по

формированию 50 образовательных стандартов и примерных программ:

-

актуализация

и

утверждение

ФГОС

СПО

по

50

наиболее

востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом

требований профессиональных стандартов (2016-2017);

-

формирование

макета

примерных

основных

образовательных

программ по ТОП-50 (2016);

23

- разработка примерных основных образовательных программ среднего

профессионального

образования

по

50

наиболее

перспективным

и

востребованным профессиям и специальностям, разработанных на основе

практико-ориентированных моделей обучения и их одобрение федеральным

учебно-методическим объединением (2016-2017);

-

размещение

примерных

основных

образовательных

программ

среднего профессионального образования в реестре примерных основных

образовательных программ (2016-2017).

Принципиально

новым

решением

по

трансляции

международных

технологий

обучения

и

требований

к

квалификациям

и

умениям

WORLDSKILLS

в

массовую

практику

подготовки

кадров

по

наиболее

востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям

является создание и обеспечение деятельности межрегиональных центров

компетенций.

Поэтому в ФЦПРО по мероприятию 1.2 «Разработка и распространение

в

системах

среднего

профессионального

и

высшего

образования

новых

образовательных технологий, форм организации образовательного процесса»

в 2016-2017 годах осуществляется государственная поддержка реализации

региональных программ развития СПО, которая будет фокусироваться на

создании

и

обеспечении

деятельности

межрегиональных

центров

компетенций (далее МЦК).

К

сожалению,

территориальная

удалённость

таких

центров

не

способствует быстрейшему распространению технологий обучения, поэтому

требуются

переходные

образовательные

технологии,

которые

могут

быть

использованы

участниками

сетевых

профессиональных

педагогических

сообществ на региональном уровне. Методические рекомендации составлены

в

русле

реализации

обозначенных

выше

стратегических

задач

и

могут

послужить

сетевому

сообществу

образовательных

организаций

и

бизнес-

структур на переходном этапе к приближению требований

м и р о в ы х

стандартов в подготовке специалистов

24

5.

Учебный элемент «измерение геометрических размеров и

определение механических свойств» как ключевая позиция

бинарного урока по МДК 04.01 Сборка деталей и изделий входящая

в ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям,

должностям служащих и дисциплина Материаловедение.

Идея проведения бинарного урока

по МДК 04.01 Сборка деталей и

изделий входящая в ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям,

должностям

служащих

и

дисциплина

Материаловедение

заключается в необходимости введения элементов инжиниринга в обучение

специальности

Автомобиле

и

тракторостроение.

Практические

умения

в

измерении геометрических размеров и определение механических свойств не

исключают

общетехническую

подготовку

и

технологическую

культуру,

требующую

от

специалиста

неукоснительного

соблюдения

требований

технологического

процесса

на

производстве.

В

случае

работы

на

малом

предприятии

или

в

индивидуальном

предпринимательстве

задачи

инженерной подготовки производства несложных конструкций ложатся на

плечи всех работников с разным уровнем квалификации. Поэтому умение

работать с технической документацией и иметь системное представление обо

всём

технологическом

процессе

это

общая

задача

всего

рабочего

коллектива.

Введение учебного элемента «Измерение геометрических размеров и

определение

механических

свойств»

в

бинарный

урок

позволяет

систематизировать

представления

будущих

специалистов

о

своей

роли

в

производстве и даёт возможность проявить элементарные представления об

инженерной подготовке её изготовления.

Задачи обучающегося при работе с измерительным инструментом и

испытанием на растяжение образца на бинарном уроке заключаются

1)

в умении использовать измерительный инструмент

2)

в проведении испытания на разрывной машине

3)

в умении определения механических свойств.

25

Таким

образом,

обучающийся

на

таком

уроке

знакомится

с

ролью

технолога и, самостоятельно участвуя в составлении документов,

- с одной стороны, имеет возможность представить себе роль нормативной

документации в обеспечении качества продукции,

-

с

другой

стороны,

может

увидеть

перспективу

своего

развития

в

специальности в качестве специалиста более высокого уровня.

1)

проявить и закрепить навыки коммуникативной культуры в процессе

групповой

работы

(согласно

общекультурной

компетенции

образовательного стандарта);

2)

повторить материал по теме «Деформация материалов»

3)

получить

практиче ские

навыки

по

теме

«Исп ол ь зован и я

измерительного инструмента»

4)

развить

практические

компетенции

в

выборе

оснастки

и

вспомогательного оборудования для производства.

5)

Закрепить знания по теме «Разрушающие методы контроля».

Материалы бинарного урока приведены ниже.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплины: МДК 04.01 Сборка деталей и изделий, Материаловедение

Разделы: Виды технических измерений

Испытание образца на растяжение

Тема учебного занятия: Измерение геометрических размеров при сборке

деталей и изделий.

Испытание на растяжение образца

Продолжительность учебного занятия: 90 мин

Тип учебного занятия: Комбинированный

Вид учебного занятия: Бинарный

Преподаватели: Заложкова Татьяна Леоновна

Айдарова Юлия Вячеславовна

26

Ведущие методы: Практико-ориентированный, проблемный

Формы организации деятельности студентов: Индивидуальная,

коллективная, фронтальная

Методическая цель: Показать методику проведения бинарного урока как

одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных

дисциплин

Цели урока:

Обучающая цель: Изучение и закрепление методов проведения измерения

линейных размеров при сборке деталей и изделий. Получение навыков

проведения механических испытаний образца на растяжение; изучение

поведения пластичных и хрупких материалов при растяжении до разрушения.

Задачи: построение диаграммы растяжения и диаграммы условных

напряжений; определение основных характеристик: предела

пропорциональности, предела текучести (условного предела текучести),

предела прочности, удельной работы деформации образца, относительного

удлинения и относительного сужения. Формирование умений синтезировать

и обобщать полученные знания

Развивающая цель: Формирование у студентов умений применять

теоретические знания на практике. Развитие логического мышления,

инициативы, самостоятельности. Развитие умений анализировать и делать

выводы

Воспитательная цель: Развитие умения работать в команде (ОК 6) и брать

на себя ответственность за работу команды и результат выполнения задания

(ОК 7). Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи.

Межпредметные связи: Техническая механика, инженерная графика,

физика, химия, математика

Средства обучения: Мультимедийное оборудование, сеть Internet,

лабораторное оборудование разрывная машина с компьютером, шкальные

линейки, слесарные угольники, штангенциркули, стандартные круглые

образцы.

Критерии уровня формируемых знаний, умений, навыков

Знать

Уметь

27

Назначение, конструкцию

слесарного инструмента, способы

измерения линейных размеров при

сборке. Знание принципа работы

разрывной машины и способы

измерений образца, снятие

показаний с диаграммы.

Применять на практике методы и

способы измерений, правильное

использование мерительного

инструмента. Умение работать на

разрывной машине и правильно

измерять опытные образцы,

рассчитывать показатели.

Структура учебного занятия

Название

этапа урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

Использова

ние

ресурсов

Прогнозир

уемый

результат

1.

Организационный момент

Организа-

ционный

момент

Приветствие,

проверка готовности

учащихся к уроку,

перекличка,

организация

внимания

Самостоятель

ная проверка

готовности к

уроку,

эмоциональн

ый настрой

журнал

Создание

рабочего

настроя на

урок

Правила

формирова-

ния групп

Объявляются тема и

цели занятия,

ставится проблема

урока. Объявляются

этапы учебного

занятия. Проводится

формирование групп

Слушают

тему и цели

занятия,

проблемный

вопрос.

Студенты

формируются

в три группы

Настрой

на

коллектив

ную

работу

2. Повторение изученного материала

Фронталь-

ный опрос

Активизирует

мыслительную

деятельность

студентов

посредством

поставленных

вопросов.

Отвечают на

поставлен-

ные вопросы

устно с

места

КТП

Правильн

ое

понимани

е

пройденно

го

материала

3. Изучение нового материала

Два класса

средств

измерения

Контрольно-

измерительные

инструменты

Слушают,

отвечают на

поставлен-

Лекция,

слайды

Понимани

е отличия

между

28

Измерительные

приборы

ные

вопросы,

отмечают в

конспекте

инструмен

тами и

приборам

и

Наиболее

распростра-

ненными

соединения-

ми в

автомобилес

троении

Знакомит студентов с

наиболее

распространенными

соединениями в

автомобилестроении

Слушают,

отвечают на

поставленны

е вопросы,

отмечают в

конспекте

основные

требования к

сборочным

соединениям

Лекция,

слайды,

образцы

Понимани

е понятия

и

требовани

й к

сборочной

единице

Точность и

погрешность

измерений

Объясняет, что для

всех этих соединений

необходима

миллиметровая

точность обработки

деталей

Слушают,

записывают

в конспект

со слайда

основные

ошибки

измерений

Лекция,

слайды

Понимани

е причин

распростр

аненных

ошибка

при

выполнен

ии

измерений

Погрешность

измерений,

номинальные

и

действитель-

ные размеры

Дает определение

номинальным и

действительным

размерам

Слушают,

записывают

в конспект.

Отвечают на

вопросы

преподавате

ля

Лекция,

слайды

Определе

ние

номиналь

ных и

действите

льных

размеров

Методы

измерений

Абсолютный,

относительный;

контактный,

бесконтактный;

прямой и косвенный

Слушают,

записывают

в конспект

со слайда

методы

измерений

Лекция,

слайды

Определе

ние и

применен

ие

методов

измерений

при

сборке

Слесарный

измеритель-

ный

инструмент

Объясняет и наглядно

показывает виды

слесарного

измерительного

инструмента

Слушают,

записывают

в конспект

со слайда

методы

измерений.

Лекция,

слайды,

слесарный

мерительны

й

инструмент

Способы

применен

ия

инструмен

т а

п р и

проведени

29

Показывают

приемы

измерений

и

измерений

Предельные

мерительные

инструменты

Показывает и

рассказывает способы

применения

предельных пробок,

конусов, скоб

(слайды)

Слушают,

записывают

в конспект

со слайда

назначение

предельного

инструмента

.

Показывают

способы их

применения

Лекция,

слайды,

предельный

инструмент

Правильн

ое

понимани

е

применен

ия

предельно

го

инструмен

та

Применение

штангенцир-

куля и

приемы

измерения

размеров

Рассказывает и

показывает приемы

измерения размеров

опытного образца

штангенциркулем

Слушают, на

слайдах

знакомятся с

устройством

штангенцирк

уля и

приемами

измерения.

Лекция,

слайды,

штангенцир

куль

Устройств

о

и

приемы

измерения

образца

4. Применение теоретических знаний на практике

Инструктаж

по технике

безопасности

Проводит инструктаж

по технике

безопасности

Для

выполнения

задания на

разрывной

машине

выходят из-

за столов

Инструктаж

по ТБ

роспись в

журнале

Соблюден

ие правил

безопасно

сти при

работе на

разрывной

машине

Провести

замеры

образца на

растяжение

до и после

испытания

Озвучивает

поставленную задачу

для групп студентов.

Показывает

правильность

проведение

измерений

штангенциркулем и

шкальной линейкой

Выполнение

работ пот

измерению

образца,

работа с

штангенцирк

улем каждая

группа

представляет

технологию

замера.

Штангенци

ркуль

линейка,

опытный

образец

Применен

ие и

приемы

измерений

штангенц

иркулем и

шкальной

линейкой

Получить

диаграмму

растяжения

Устанавливает

образец в разрывную

машину и проводит

Чертят

диаграмму,

снимаю

Карандаш,

линейка

Умение

правильно

соотнести

30

при помощи

метода на

растяжение

испытание

точки,

показания

измерений

образца

Расчет

прочностных

характеристи

к образца

Контролирует

технологию замера.

Задает

дополнительные

вопросы

производят

расчет

Ручка,

протокол

Умение

правильно

получить

результат

5. Закрепление нового материала

Фронтальны

й опрос

(тестировани

е)

Организует

тестирование

студентов

Отвечают на

поставленны

е вопросы

Тесты

Решают

тесты на

бумажном

носителе

6. Подведение итогов

Подведение

итогов

занятия

Активизирует

внимание студентов

на решении

проблемного вопроса.

Подводит итоги

учебного

занятия.Выставление

и комментирование

оценок.

Дают ответ

на

проблемный

вопрос

Характери

зуют урок

Домашнее

задание

Повторить изученный

материал

Слушают и

запоминают

в устной

форме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная методическая разработка направлена на формирование

системных

представлений

обучающихся

о

измерительном

инструменте

и

механических свойствах и её значении в производственном процессе.

Для педагогов такая работа по систематизации применения различных

методов создаёт основу для командного взаимодействия и формирования

межпредметных связей.

В

конечном

итоге

всё

это

направлено

на

повышение

качества

подготовки квалифицированных специалистов.

31

В то же время, дальнейшее развитие специальности в направлении

расширения средств измерения и повышенному спросу у работодателей на

умение

пользоваться

измерительными

инструментами

и

на

знания

механических свойств, умения их определять.

Таким

образом,

поскольку

на

производстве

измерение

размеров

и

знание

механических

свойств

становится

инструментом

проверки

и

совершенствования

качества

продукции,

большое

значение

«Измерение

геометрических размеров и определение механических свойств» как учебный

элемент

будет

иметь

и

в

учебном

процессе,

как

на

демонстрационном

экзамене, так и при выполнении ВКР.

Приложение1

Презентация к бинарному уроку



В раздел образования