Напоминание

"Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов ДОО в группе для детей с ТНР"


Автор: Славкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с№9
Населённый пункт: город Кулебаки
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов ДОО в группе для детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов

ДОО в группе для детей с ТНР"

Одной из важных задач, решаемых государством, является предоставление

государственной гарантии доступности равных возможностей получения

полноценного образования детьми с ограниченными возможностями

здоровья. Соответственно и дети с тяжелыми нарушениями речи должны

получать своевременную и квалифицированную коррекционно-

логопедическую помощь в условиях ДОО. При этом все более значимой

становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции

речи.

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на

реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие

тесной взаимосвязи между работой всех педагогов детского сада,

направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а

также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов

возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. В

логопедической группе особую роль приобретает сотрудничество учителя-

логопеда и воспитателей ДОО.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОО

организуется в соответствии со следующими целями:

повышение результативности коррекционно-логопедической работы;

рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в

течение дня для исключения перегрузки детей;

адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-

педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как

на всю группу, так и на отдельного ребенка, соблюдение принципа

индивидуализации образования.

В работе над речью перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая

цель: сформировать правильную речь, как полноценное средство общения,

необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель

заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением

словарного запаса, обучают грамматически правильной речи, рассказыванию,

воспитывают речевую активность.

Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть

достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе,

безусловно, принадлежит учителю-логопеду.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом в коррекционной работе:

создание условий для проявления речевой активности и

подражательности, преодоление речевого негативизма;

обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью,

двигательных навыков и жизненных компетенций;

заполнение речевой карты, изучение результатов обследования,

мониторинг и уточнение речевого диагноза, написание

индивидуального маршрута при необходимости;

обсуждение результатов обследования, составление психолого-

педагогической характеристики группы в целом;

разработка рабочей программы учителя-логопеда по результатам

диагностики;

развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи;

зрительной, слуховой, вербальной памяти;

развитие фонетического компонента языковой системы: общих речевых

навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики),

звукопроизношения; восприятия и воспроизведения звуко-слоговой

структуры слов; просодической организации речи (темпа, неречевого и

речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие,

логического и вербального ударения, интонации);

формирование фонетических процессов: фонематического восприятия;

фонематического анализа и синтеза; фонематических представлений;

совершенствование лексического компонента речи: активизация

словарного запаса, формирование обобщающих понятий;

формирование навыков словообразования имен существительных, имен

прилагательных и глаголов;

формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения

имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

синтаксической структуры предложения;

совершенствование связной речи (диалогической и монологической);

совершенствование графомоторных навыков и обучение грамоте;

предупреждение нарушений письма и чтения;

Задачи воспитателя:

создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;

обследование общего развития детей, состояние жизненных

компетенций;

заполнение протокола обследования, изучение результатов с целью

создания по необходимости индивидуального маршрута коррекционной

работы для отдельного ребенка;

составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

и создание рабочей программы;

воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по

развитию слухового внимания; расширение кругозора детей;

совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой

ручной моторики детей; постоянный контроль над правильным

произношением поставленных звуков, дифференцируя их со

смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя

речевой материал, рекомендуемый логопедом;

совместная работа с логопедом по лексической теме при проведении

занятий в группе в течении недели; активизация, обогащение и

уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах;

включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию

естественного общения у детей (сюжетно-ролевые игры, обучающие,

игровые ситуации); закрепление навыков словообразования, контроль

над грамматической правильностью речи детей в течение всего

времени общения с ними;

формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек,

пересказ текстов, формирование навыка составления короткого

рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении,

знакомство с художественной литературой); развитие диалогической

речи детей через использование подвижных речевых, настольно-

печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций,

театрализованную деятельность.

закрепление графомоторных навыков и изучаемых букв.

Работа воспитателей и логопеда по совершенствованию речевых умений и

навыков различна по организации, приемам, продолжительности.

Основное отличие: учитель-логопед предупреждает появление дефектов

речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику

возникновения вторичных наслоений, а педагог под руководством учителя-

логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также

организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям

логопеда. Таким образом, воспитатель обеспечивает необходимую

познавательную и мотивационную базу для формирования полноценной

речи.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя

индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также

режимные моменты.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,

самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе,

прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях и др. Особая значимость этой

работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой

практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых

навыков в повседневной жизни и деятельности детей, и профилактику

"кабинетной речи".

Таким образом, воспитатели должны знать основные направления

коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности

формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной

и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности

каждого ребенка. Воспитатели должны создавать условия для развития

речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и

поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать

внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание

высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки

самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на

развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности

звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу

по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового

контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне

речи.

Воспитатели логопедической группы не должны: торопить ребенка с ответом;

перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец

правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не

поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые

ребенок еще не может произносить.

Совместная работа воспитателей и логопеда должна проявляться в

организации различных форм коррекционной и образовательной

деятельности. Это и интегрированные занятия, комплексные, досуги и

развлечения, проекты, викторины, конкурсы и т.д.

Все формы работы педагогов должны иметь общую цель – это интеграция

различных видов детской деятельности и областей образования и

воспитания. Интеграция имеет большое значение для повышения

эффективности воспитания и образования на всех уровнях обучения.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие

воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких

нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе

коллективные доброжелательные отношения.

Автор статьи: учитель-логопед МБДОУ д/с №9 «Солнышко» г. Кулебаки,

Нижегородской обл. Славкина Т.Н.

Используемая литература:

1. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями

дошкольных образовательных организаций. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с. (Кабинет логопеда.)

2. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-

методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный

центр, 1999. - 286с.

3. ФГОС ДО – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.

4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-

образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160с.



В раздел образования