Автор: Славкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с№9
Населённый пункт: город Кулебаки
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов ДОО в группе для детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование
"Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов
ДОО в группе для детей с ТНР"
Одной из важных задач, решаемых государством, является предоставление
государственной гарантии доступности равных возможностей получения
полноценного образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Соответственно и дети с тяжелыми нарушениями речи должны
получать своевременную и квалифицированную коррекционно-
логопедическую помощь в условиях ДОО. При этом все более значимой
становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции
речи.
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на
реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие
тесной взаимосвязи между работой всех педагогов детского сада,
направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а
также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов
возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. В
логопедической группе особую роль приобретает сотрудничество учителя-
логопеда и воспитателей ДОО.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОО
организуется в соответствии со следующими целями:
повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в
течение дня для исключения перегрузки детей;
адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-
педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как
на всю группу, так и на отдельного ребенка, соблюдение принципа
индивидуализации образования.
В работе над речью перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая
цель: сформировать правильную речь, как полноценное средство общения,
необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель
заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением
словарного запаса, обучают грамматически правильной речи, рассказыванию,
воспитывают речевую активность.
Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть
достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе,
безусловно, принадлежит учителю-логопеду.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом в коррекционной работе:
создание условий для проявления речевой активности и
подражательности, преодоление речевого негативизма;
обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью,
двигательных навыков и жизненных компетенций;
заполнение речевой карты, изучение результатов обследования,
мониторинг и уточнение речевого диагноза, написание
индивидуального маршрута при необходимости;
обсуждение результатов обследования, составление психолого-
педагогической характеристики группы в целом;
разработка рабочей программы учителя-логопеда по результатам
диагностики;
развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи;
зрительной, слуховой, вербальной памяти;
развитие фонетического компонента языковой системы: общих речевых
навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики),
звукопроизношения; восприятия и воспроизведения звуко-слоговой
структуры слов; просодической организации речи (темпа, неречевого и
речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие,
логического и вербального ударения, интонации);
формирование фонетических процессов: фонематического восприятия;
фонематического анализа и синтеза; фонематических представлений;
совершенствование лексического компонента речи: активизация
словарного запаса, формирование обобщающих понятий;
формирование навыков словообразования имен существительных, имен
прилагательных и глаголов;
формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения
имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
синтаксической структуры предложения;
совершенствование связной речи (диалогической и монологической);
совершенствование графомоторных навыков и обучение грамоте;
предупреждение нарушений письма и чтения;
Задачи воспитателя:
создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;
обследование общего развития детей, состояние жизненных
компетенций;
заполнение протокола обследования, изучение результатов с целью
создания по необходимости индивидуального маршрута коррекционной
работы для отдельного ребенка;
составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
и создание рабочей программы;
воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по
развитию слухового внимания; расширение кругозора детей;
совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой
ручной моторики детей; постоянный контроль над правильным
произношением поставленных звуков, дифференцируя их со
смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя
речевой материал, рекомендуемый логопедом;
совместная работа с логопедом по лексической теме при проведении
занятий в группе в течении недели; активизация, обогащение и
уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах;
включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию
естественного общения у детей (сюжетно-ролевые игры, обучающие,
игровые ситуации); закрепление навыков словообразования, контроль
над грамматической правильностью речи детей в течение всего
времени общения с ними;
формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек,
пересказ текстов, формирование навыка составления короткого
рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении,
знакомство с художественной литературой); развитие диалогической
речи детей через использование подвижных речевых, настольно-
печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций,
театрализованную деятельность.
закрепление графомоторных навыков и изучаемых букв.
Работа воспитателей и логопеда по совершенствованию речевых умений и
навыков различна по организации, приемам, продолжительности.
Основное отличие: учитель-логопед предупреждает появление дефектов
речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику
возникновения вторичных наслоений, а педагог под руководством учителя-
логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также
организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям
логопеда. Таким образом, воспитатель обеспечивает необходимую
познавательную и мотивационную базу для формирования полноценной
речи.
Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также
режимные моменты.
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе,
прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях и др. Особая значимость этой
работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой
практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых
навыков в повседневной жизни и деятельности детей, и профилактику
"кабинетной речи".
Таким образом, воспитатели должны знать основные направления
коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности
формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной
и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности
каждого ребенка. Воспитатели должны создавать условия для развития
речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и
поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать
внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание
высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки
самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на
развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности
звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу
по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового
контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне
речи.
Воспитатели логопедической группы не должны: торопить ребенка с ответом;
перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец
правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не
поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые
ребенок еще не может произносить.
Совместная работа воспитателей и логопеда должна проявляться в
организации различных форм коррекционной и образовательной
деятельности. Это и интегрированные занятия, комплексные, досуги и
развлечения, проекты, викторины, конкурсы и т.д.
Все формы работы педагогов должны иметь общую цель – это интеграция
различных видов детской деятельности и областей образования и
воспитания. Интеграция имеет большое значение для повышения
эффективности воспитания и образования на всех уровнях обучения.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие
воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких
нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе
коллективные доброжелательные отношения.
Автор статьи: учитель-логопед МБДОУ д/с №9 «Солнышко» г. Кулебаки,
Нижегородской обл. Славкина Т.Н.
Используемая литература:
1. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
дошкольных образовательных организаций. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с. (Кабинет логопеда.)
2. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-
методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный
центр, 1999. - 286с.
3. ФГОС ДО – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.
4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-
образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160с.