Автор: Рубанова Лариса Михайловна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Возможности технологического подхода к управлению иноязычным образованием воспитанников Ставропольского президентского кадетского училища
Раздел: полное образование
Возможности технологического подхода к управлению
иноязычным образованием воспитанников
Ставропольского президентского кадетского училища
Технологический подход (В.П. Беспалько, Б.С. Блум, Т.А. Ильина, И.
Марев, И.Б. Марцинковский, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров, Т. Сакамото,
М.А.
Чошанов
и
др.)
связан
с
одной
из
важнейших
закономерностей
современного
этапа
развития
Российского
общества
–
нарастающей
технологизацией социального пространства, иными словами, развитием и все
более широким внедрением различного рода технологий во всех отраслях
жизнедеятельности человека.
Категория «технология» не является чем-то новым, ранее она была
связана
главным
образом
с
производственной
сферой.
Традиционно
технология
рассматривалась
как
совокупность
методов
обработки,
изготовления, измерения состояния, свойств, формы сырья, материала или
полуфабриката,
осуществляемых
в
процессе
производства
продукции.
В
технологической карте записан весь процесс обработки изделия, указаны
операции и их составные части, материалы, производственное оборудование
и режимы, необходимые для изготовления изделия, время и т.п. Согласно
технологической теории П. Друкера, распространившейся в 40-х годах XX
века, определяющая роль в развитии общества принадлежит производству,
технике и второстепенная – производственным отношениям. Следовательно,
технологизация
процесса
изначально
предполагает
достаточно
глубокое
знание
закономерностей
его
функционирования
и
уменьшение
роли
личностного фактора в его осуществлении.
В педагогической литературе имеются различные дефиниции категории
технологии. Так, Е.И. Машбиц определяет технологию обучения как процесс
проектирования практики обучения, что предполагает определение целей и
задач, отбор адекватного предметного содержания, выбор объектов изучения
и видов деятельности для разработки учебного курса, оценку достижения
планируемых
результатов
обучения
этому
курсу,
а
также
эффективности
применяемых
в
обучении
методов.
В
этом
случае
технология
обучения
рассматривается как применение научных принципов к практике обучения,
как «прикладная дидактика» (М.Ж. Арстанов, П.И. Пидкасистый и др.). В.П.
Беспалько
полагает,
что
педагогическая
технология
–
это
проект
определенной
педагогической
системы,
реализуемой
на
практике.
И.Я.
Лернер
расценивает
данную
категорию
как
формулировку
целей
через
результаты обучения, выраженные в осознанных действиях учащихся. Н.Ф.
Талызина ведет речь о технологии обучения, сущность которой состоит в
определении наиболее рациональных способов достижения поставленных
целей.
Технологический
подход
к
образовательному
процессу
является
сравнительно новой тенденцией в области образования. В научном плане эта
проблема исследовалась В.П. Беспалько, Н.В. Борисовой, Б.С. Блумом, М.В
Клариным, И. Маревым, М.А. Чошановым и др. Исследователи выделяют
различные
признаки
технологизации.
Так,
М.В.
Кларин
выделил
такие
признаки
технологизации,
как
постановка
целей
и
максимальное
их
уточнение,
формулировка
учебных
целей
с
ориентацией
на
достижение
результатов,
подготовка
учебных
материалов
и
организация
всего
хода
обучения в соответствии с учебными целями, оценка текущих результатов,
коррекция
обучения,
направленная
на
достижение
поставленных
целей,
заключительная оценка результатов. Он подчеркнул особенность, присущую
именно
технологическому
подходу
–
его
направленность
на
достижение
заведомо
фиксированной
цели
и
на
этой
основе
коррекция
учебного
процесса, оперативная обратная связь.
М.А. Чошанов, обобщая исследования отечественных и зарубежных
авторов по проблемам технологизации, отмечает следующие существенные
признаки, присущие ей: диагностическое целеобразование, результативность,
целостность,
экономичность,
алгоритмизируемость,
проектируемость,
управляемость,
корректируемость,
визуализация.
Диагностическое
целеобразование
и
результативность,
по
его
мнению,
предполагает
гарантированное
достижение
целей
и
эффективность
процесса
обучения.
Экономичность
выражает
качество
педагогической
технологии,
обеспечивающее
резерв
учебного
времени,
оптимизацию
труда
преподавателя
и
достижение
запланированных
результатов
обучения
в
сжатые
промежутки
времени.
Алгоритмизируемость,
проектируемость,
целостность
и
управляемость
отражают
различные
стороны
идеи
воспроизводимости педагогических технологий. Признак корректируемости
предполагает возможность постоянной оперативной связи, последовательное
ориентирование
на
четко
определённые
цели.
Признак
визуализации
затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-
вычислительной
техники,
а
также
конструирования
и
применения
разнообразных
дидактических
материалов
и
оригинальных
наглядных
пособий. М.А. Чошанов считает, что в педагогической технологии данные
признаки выражены более сильно, нежели в педагогической, дидактической и
методической системах.
В своем исследовании мы опираемся на признаки технологичности
образовательного процесса, выделенные Н.В. Борисовой: детальное описание
образовательных
целей,
поэтапное
описание
(проектирование)
способов
достижения
заданных
результатов,
то
есть
целей,
системное
применение
психолого-педагогических
и
технологических
средств
представления
результатов,
воспроизводимость
процесса
вне
зависимости
от
мастерства
педагога, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий. В своих трудах
Н.В. Борисова уточняет такие важные характеристики технологичности, как
способы
достижения
целей
–
результатов,
оценка
эффективности,
воспроизводимость.
Таким образом, анализ научной литературы позволил нам выделить
о с о бе н н о с т и
вс ех
п ед а го ги ч е с к и х
т ех н ол о ги й :
п р е в ы ш е н и е
самостоятельности
воспитанников
училища,
структурирование
учебного
материала
с
учетом
их
индивидуальных
возможностей
и
особенностей;
индивидуальный темп прохождения учебного материала; неразрывная связь
мышления
и
речи;
разнообразие
форм,
методов
и
средств
обучения;
поэтапный контроль и т.д.
Очевидно,
что
технология
обучения
в
научной
литературе
рассматривается
как
система
знаний,
охватывающая
всю
совокупность
проблем,
связанных
с
целями,
содержанием
и
осуществлением
образовательного процесса. Существенной характеристикой обучения при
этом
является
его
ориентация
на
заранее
четко
описанные
результаты
обучения
(В.П.
Беспалько,
Г.К.
Селевко,
В.В.
Сериков
и
др.).
Другими
словами,
технологический
подход
представляет
собой
системный
метод
проектирования,
реализации,
оценки,
коррекции
и
последующего
производства процесса обучения. При этом, структурными составляющими
технологического подхода являются: цели обучения и его диагностически
заданные
планируемые
результаты;
содержание
обучения;
средства
диагностики и контроля состояния результатов обучения; методы обучения;
организация
учебного
процесса;
средства
обучения;
обучаемые;
преподаватель; результаты деятельности, в том числе и достигнутый уровень
профессиональной подготовки.
Опираясь
на
вышеизложенное,
следует
подчеркнуть,
ч то
технологический
подход
к
управлению
иноязычным
образованием
воспитанников нашего училища позволяет организационно упорядочить все
зависимости данного процесса, выстроить его этапы, выделить условия их
реализации
и
т.д.
При
этом
главной
целью
технологизации
указанного
процесса
является
получение
продукта
заданного
образца,
а
именно,
иноязычной
компетентности
кадет.
Суть
технологического
подхода
заключается
в
развитии
творческого
подхода
воспитанников
на
основе
развития
в
их
сознании
цельной
технологической
картины
мира,
где
системообразующим
цент ром
являет ся
человек.
С
помощью
технологического подхода мы предоставляем воспитанникам возможность
учиться
мыслить
логично,
системно,
комплексно;
искать
и
находить
необходимую
информацию;
овладевать
новыми
знаниями.
Более
того,
продуктивность
данного
подхода
заключается
в
том,
что
системность
позволяет
выделить
отдельные
составляющие
и
обеспечить
полноту
компонентного
состава
иноязычной
подготовки
воспитанников;
выявить
связи и зависимости между элементами концепции управления иноязычным
образованием,
причастными
к
достижению
цели,
так
как
именно
они
преобразуют
совокупность
компонентов
в
специальную
педагогическую
систему.
Системность
дает
возможность
установить
системообразующий
фактор,
необходимый
для
объединения
компонентов
в
систему;
предварительно спроектировать образовательный процесс, нацеленный на
иноязычную
подготовку
воспитанников;
сформулировать
его
цели
через
результаты,
выраженные
в
действиях
кадет;
создать
эталоны
результатов
управления
их
иноязычным
образованием
и
объективно
осуществить
контроль и коррекцию.
Используемая литература
1.
Сергеева
В.П.,
Сергеева
И.С.
Технология
проектирования
в
образовательном процессе. – М.: Издательство Перспектива, 2016, 156 с.
2.
Супрунова Л., Образцова Л., Тарасова О. Педагогические технологии в
инновационном образовании. – М.: Издательство Academic Publisher, 2013,
380 с.
3.
Уман
А.И.
Технологический
подход
к
обучению.
–
М.:
Издательство
ЮРАЙТ, 2017, 187 с.
4.
Хуртова
Т.
Технология
управления
и
практика
у п р а вл е н и я
образовательным процессом. – М.: Издательство Учитель, 2016, 224 с.