Напоминание

Возможности технологического подхода к управлению иноязычным образованием воспитанников Ставропольского президентского кадетского училища


Автор: Рубанова Лариса Михайловна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Возможности технологического подхода к управлению иноязычным образованием воспитанников Ставропольского президентского кадетского училища
Раздел: полное образование





Назад




Возможности технологического подхода к управлению

иноязычным образованием воспитанников

Ставропольского президентского кадетского училища

Технологический подход (В.П. Беспалько, Б.С. Блум, Т.А. Ильина, И.

Марев, И.Б. Марцинковский, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров, Т. Сакамото,

М.А.

Чошанов

и

др.)

связан

с

одной

из

важнейших

закономерностей

современного

этапа

развития

Российского

общества

нарастающей

технологизацией социального пространства, иными словами, развитием и все

более широким внедрением различного рода технологий во всех отраслях

жизнедеятельности человека.

Категория «технология» не является чем-то новым, ранее она была

связана

главным

образом

с

производственной

сферой.

Традиционно

технология

рассматривалась

как

совокупность

методов

обработки,

изготовления, измерения состояния, свойств, формы сырья, материала или

полуфабриката,

осуществляемых

в

процессе

производства

продукции.

В

технологической карте записан весь процесс обработки изделия, указаны

операции и их составные части, материалы, производственное оборудование

и режимы, необходимые для изготовления изделия, время и т.п. Согласно

технологической теории П. Друкера, распространившейся в 40-х годах XX

века, определяющая роль в развитии общества принадлежит производству,

технике и второстепенная – производственным отношениям. Следовательно,

технологизация

процесса

изначально

предполагает

достаточно

глубокое

знание

закономерностей

его

функционирования

и

уменьшение

роли

личностного фактора в его осуществлении.

В педагогической литературе имеются различные дефиниции категории

технологии. Так, Е.И. Машбиц определяет технологию обучения как процесс

проектирования практики обучения, что предполагает определение целей и

задач, отбор адекватного предметного содержания, выбор объектов изучения

и видов деятельности для разработки учебного курса, оценку достижения

планируемых

результатов

обучения

этому

курсу,

а

также

эффективности

применяемых

в

обучении

методов.

В

этом

случае

технология

обучения

рассматривается как применение научных принципов к практике обучения,

как «прикладная дидактика» (М.Ж. Арстанов, П.И. Пидкасистый и др.). В.П.

Беспалько

полагает,

что

педагогическая

технология

это

проект

определенной

педагогической

системы,

реализуемой

на

практике.

И.Я.

Лернер

расценивает

данную

категорию

как

формулировку

целей

через

результаты обучения, выраженные в осознанных действиях учащихся. Н.Ф.

Талызина ведет речь о технологии обучения, сущность которой состоит в

определении наиболее рациональных способов достижения поставленных

целей.

Технологический

подход

к

образовательному

процессу

является

сравнительно новой тенденцией в области образования. В научном плане эта

проблема исследовалась В.П. Беспалько, Н.В. Борисовой, Б.С. Блумом, М.В

Клариным, И. Маревым, М.А. Чошановым и др. Исследователи выделяют

различные

признаки

технологизации.

Так,

М.В.

Кларин

выделил

такие

признаки

технологизации,

как

постановка

целей

и

максимальное

их

уточнение,

формулировка

учебных

целей

с

ориентацией

на

достижение

результатов,

подготовка

учебных

материалов

и

организация

всего

хода

обучения в соответствии с учебными целями, оценка текущих результатов,

коррекция

обучения,

направленная

на

достижение

поставленных

целей,

заключительная оценка результатов. Он подчеркнул особенность, присущую

именно

технологическому

подходу

его

направленность

на

достижение

заведомо

фиксированной

цели

и

на

этой

основе

коррекция

учебного

процесса, оперативная обратная связь.

М.А. Чошанов, обобщая исследования отечественных и зарубежных

авторов по проблемам технологизации, отмечает следующие существенные

признаки, присущие ей: диагностическое целеобразование, результативность,

целостность,

экономичность,

алгоритмизируемость,

проектируемость,

управляемость,

корректируемость,

визуализация.

Диагностическое

целеобразование

и

результативность,

по

его

мнению,

предполагает

гарантированное

достижение

целей

и

эффективность

процесса

обучения.

Экономичность

выражает

качество

педагогической

технологии,

обеспечивающее

резерв

учебного

времени,

оптимизацию

труда

преподавателя

и

достижение

запланированных

результатов

обучения

в

сжатые

промежутки

времени.

Алгоритмизируемость,

проектируемость,

целостность

и

управляемость

отражают

различные

стороны

идеи

воспроизводимости педагогических технологий. Признак корректируемости

предполагает возможность постоянной оперативной связи, последовательное

ориентирование

на

четко

определённые

цели.

Признак

визуализации

затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-

вычислительной

техники,

а

также

конструирования

и

применения

разнообразных

дидактических

материалов

и

оригинальных

наглядных

пособий. М.А. Чошанов считает, что в педагогической технологии данные

признаки выражены более сильно, нежели в педагогической, дидактической и

методической системах.

В своем исследовании мы опираемся на признаки технологичности

образовательного процесса, выделенные Н.В. Борисовой: детальное описание

образовательных

целей,

поэтапное

описание

(проектирование)

способов

достижения

заданных

результатов,

то

есть

целей,

системное

применение

психолого-педагогических

и

технологических

средств

представления

результатов,

воспроизводимость

процесса

вне

зависимости

от

мастерства

педагога, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий. В своих трудах

Н.В. Борисова уточняет такие важные характеристики технологичности, как

способы

достижения

целей

результатов,

оценка

эффективности,

воспроизводимость.

Таким образом, анализ научной литературы позволил нам выделить

о с о бе н н о с т и

вс ех

п ед а го ги ч е с к и х

т ех н ол о ги й :

п р е в ы ш е н и е

самостоятельности

воспитанников

училища,

структурирование

учебного

материала

с

учетом

их

индивидуальных

возможностей

и

особенностей;

индивидуальный темп прохождения учебного материала; неразрывная связь

мышления

и

речи;

разнообразие

форм,

методов

и

средств

обучения;

поэтапный контроль и т.д.

Очевидно,

что

технология

обучения

в

научной

литературе

рассматривается

как

система

знаний,

охватывающая

всю

совокупность

проблем,

связанных

с

целями,

содержанием

и

осуществлением

образовательного процесса. Существенной характеристикой обучения при

этом

является

его

ориентация

на

заранее

четко

описанные

результаты

обучения

(В.П.

Беспалько,

Г.К.

Селевко,

В.В.

Сериков

и

др.).

Другими

словами,

технологический

подход

представляет

собой

системный

метод

проектирования,

реализации,

оценки,

коррекции

и

последующего

производства процесса обучения. При этом, структурными составляющими

технологического подхода являются: цели обучения и его диагностически

заданные

планируемые

результаты;

содержание

обучения;

средства

диагностики и контроля состояния результатов обучения; методы обучения;

организация

учебного

процесса;

средства

обучения;

обучаемые;

преподаватель; результаты деятельности, в том числе и достигнутый уровень

профессиональной подготовки.

Опираясь

на

вышеизложенное,

следует

подчеркнуть,

ч то

технологический

подход

к

управлению

иноязычным

образованием

воспитанников нашего училища позволяет организационно упорядочить все

зависимости данного процесса, выстроить его этапы, выделить условия их

реализации

и

т.д.

При

этом

главной

целью

технологизации

указанного

процесса

является

получение

продукта

заданного

образца,

а

именно,

иноязычной

компетентности

кадет.

Суть

технологического

подхода

заключается

в

развитии

творческого

подхода

воспитанников

на

основе

развития

в

их

сознании

цельной

технологической

картины

мира,

где

системообразующим

цент ром

являет ся

человек.

С

помощью

технологического подхода мы предоставляем воспитанникам возможность

учиться

мыслить

логично,

системно,

комплексно;

искать

и

находить

необходимую

информацию;

овладевать

новыми

знаниями.

Более

того,

продуктивность

данного

подхода

заключается

в

том,

что

системность

позволяет

выделить

отдельные

составляющие

и

обеспечить

полноту

компонентного

состава

иноязычной

подготовки

воспитанников;

выявить

связи и зависимости между элементами концепции управления иноязычным

образованием,

причастными

к

достижению

цели,

так

как

именно

они

преобразуют

совокупность

компонентов

в

специальную

педагогическую

систему.

Системность

дает

возможность

установить

системообразующий

фактор,

необходимый

для

объединения

компонентов

в

систему;

предварительно спроектировать образовательный процесс, нацеленный на

иноязычную

подготовку

воспитанников;

сформулировать

его

цели

через

результаты,

выраженные

в

действиях

кадет;

создать

эталоны

результатов

управления

их

иноязычным

образованием

и

объективно

осуществить

контроль и коррекцию.

Используемая литература

1.

Сергеева

В.П.,

Сергеева

И.С.

Технология

проектирования

в

образовательном процессе. – М.: Издательство Перспектива, 2016, 156 с.

2.

Супрунова Л., Образцова Л., Тарасова О. Педагогические технологии в

инновационном образовании. – М.: Издательство Academic Publisher, 2013,

380 с.

3.

Уман

А.И.

Технологический

подход

к

обучению.

М.:

Издательство

ЮРАЙТ, 2017, 187 с.

4.

Хуртова

Т.

Технология

управления

и

практика

у п р а вл е н и я

образовательным процессом. – М.: Издательство Учитель, 2016, 224 с.



В раздел образования