Автор: Титова Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в
дошкольной образовательной организации
1.Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям,
истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему
приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм
ознакомления
детей
с
родным
краем
–
организация
в
детских
садах
этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению
образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из
нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского
сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
-родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5
этап.
Разработка
тематики
и
содержания
экскурсий
и
занятий
для
ознакомления детей с экспонатами.
6
этап.
Разработка
перспективно-тематического
плана
работы,
в
котором
предусматривались
не
только
занятии
с
детьми,
но
и
мероприятия
для
родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения
анкетирования, диагностики
7
этап.
Выбор
экскурсоводов.
Ими
могут
быть
педагоги,
старшие
дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
2. Принципы создания мини-музея
Принцип
интеграции
–
мини-музей
должен
учитывать
содержание
образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих
задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип
деятельности
и
интерактивности
–
мини-музей
должен
предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных
видах
детской
деятельности
(использовать
экспонаты
в
сюжетно-
ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию
и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с
учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и
предусматривать
условия
для
раскрытия
творческого
потенциала
каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно
отражать
тематику
мини-музея,
объяснять
различные
процессы
и
явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным
для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать
условия
для
всестороннего
развития
ребенка,
поощрения
его
инициативности,
творческой
деятельности
в
рамках
субъект-
субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок-
ребенок».
Принцип
культуросообразности
–
мини-музей
должен
быть
ориентирован
на
приобщение
детей
к
мировой
культуре,
общечеловеческим
ценностям
через
освоение
ценностей
и
норм
национальной
культуры
в
ходе
непосредственно
образовательной
деятельности в музейном пространстве.
Принцип
динамичности
и
вариативности
–экспозиции
мини-музея
должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных
особенностей детей группы.
Принцип
разнообразия
–
наполнение
мини-музея
экспонатами,
разными
по
форме,
содержанию,
размерам,
отражающими
историческое,
природное
и
культурное
разнообразие
окружающего
мира.
Принцип
регионального
компонента
–
мини-музей
должен
предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с
культурным наследием региона, а также культурой других народов, что
способствует
развитию
толерантности
и
формированию
чувства
патриотизма.
3.Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на
разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут
стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины,
тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на
столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать
коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать
объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во –
вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам
и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания
ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих
уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике
выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и
красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть
осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Использование мобиле;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках
деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в
том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды
мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное
решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету,
расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу
привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды
используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним
удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно
прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить
композицию музея вертикальными элементами.
4.Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать
экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная
экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо
уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они
привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей
младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические
формы
экскурсионной
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
в
условиях
музея
достаточно
разнообразные:
проведение
обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и
мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются
в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и
загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Методические
принципы
экскурсионной
работы
четко
определяются
такими важными факторами, как развивающая направленность обучения,
психологические
особенности
личности
и
возрастные
особенности
музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным,
постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на
личность ребенка.
В
условиях
систематической
работы
и
методически
правильной
организации
педагогического
процесса
не
только
возможно,
но
и
необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста.
При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для
приобщения к миру музейных ценностей.