Напоминание

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в дошкольной образовательной организации


Автор: Титова Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в

дошкольной образовательной организации

1.Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям,

истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему

приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм

ознакомления

детей

с

родным

краем

организация

в

детских

садах

этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ,

способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению

образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из

нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского

сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

-родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5

этап.

Разработка

тематики

и

содержания

экскурсий

и

занятий

для

ознакомления детей с экспонатами.

6

этап.

Разработка

перспективно-тематического

плана

работы,

в

котором

предусматривались

не

только

занятии

с

детьми,

но

и

мероприятия

для

родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения

анкетирования, диагностики

7

этап.

Выбор

экскурсоводов.

Ими

могут

быть

педагоги,

старшие

дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

2. Принципы создания мини-музея

Принцип

интеграции

мини-музей

должен

учитывать

содержание

образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих

задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип

деятельности

и

интерактивности

мини-музей

должен

предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных

видах

детской

деятельности

(использовать

экспонаты

в

сюжетно-

ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию

и т.д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с

учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и

предусматривать

условия

для

раскрытия

творческого

потенциала

каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно

отражать

тематику

мини-музея,

объяснять

различные

процессы

и

явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным

для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать

условия

для

всестороннего

развития

ребенка,

поощрения

его

инициативности,

творческой

деятельности

в

рамках

субъект-

субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок-

ребенок».

Принцип

культуросообразности

мини-музей

должен

быть

ориентирован

на

приобщение

детей

к

мировой

культуре,

общечеловеческим

ценностям

через

освоение

ценностей

и

норм

национальной

культуры

в

ходе

непосредственно

образовательной

деятельности в музейном пространстве.

Принцип

динамичности

и

вариативности

–экспозиции

мини-музея

должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных

особенностей детей группы.

Принцип

разнообразия

наполнение

мини-музея

экспонатами,

разными

по

форме,

содержанию,

размерам,

отражающими

историческое,

природное

и

культурное

разнообразие

окружающего

мира.

Принцип

регионального

компонента

мини-музей

должен

предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с

культурным наследием региона, а также культурой других народов, что

способствует

развитию

толерантности

и

формированию

чувства

патриотизма.

3.Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на

разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут

стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины,

тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на

столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать

коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать

объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во –

вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам

и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания

ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих

уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике

выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и

красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть

осуществлено следующим образом:

Размещение материала на настенных полочках;

Использование ширм;

Использование стендов;

Использование мобиле;

Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках

деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в

том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды

мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное

решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету,

расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу

привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды

используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним

удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно

прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить

композицию музея вертикальными элементами.

4.Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать

экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная

экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо

уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они

привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей

младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические

формы

экскурсионной

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

в

условиях

музея

достаточно

разнообразные:

проведение

обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и

мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются

в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и

загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.

Методические

принципы

экскурсионной

работы

четко

определяются

такими важными факторами, как развивающая направленность обучения,

психологические

особенности

личности

и

возрастные

особенности

музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным,

постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на

личность ребенка.

В

условиях

систематической

работы

и

методически

правильной

организации

педагогического

процесса

не

только

возможно,

но

и

необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста.

При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для

приобщения к миру музейных ценностей.



В раздел образования