Напоминание

"Праздник русского костюма"


Автор: Титова Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 1 "Улыбка"
Населённый пункт: г.Луховицы Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Праздник русского костюма"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий

итогового познавательно — игрового мероприятия для детей средних, старших и

подготовительных к школе групп на тему

"Праздник русского костюма".

Цель: через песни, игры, пословицы знакомить детей с жизнью русской деревни,

с историей костюма. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать

трудолюбие и уважение к человеку труда.

Задачи:

- обучающая – учить передавать в пении и движениях образ и характер

музыкальных произведений, активно включаться в действия, познакомить с

особенностями казачьего костюма.

- воспитательная – способствовать повышению культурного уровня воспитанников,

воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, отзывчивости;

- развивающая – развивать произвольное внимание, воображение и фантазию,

память и речь.

Оформление: на стене панно с изображением березки, солнышка, цветы. Декорация:

домик с плетнем, лавка, береза. С потолка свисают птички.

Оборудование: русские народные костюмы, картинки с изображением костюмов

разных губерний, прялка, рушники, интерактивная доска.

Ход:

(под музыку перед домиком на лавке сидит Арина и прядет).

Тетушка Арина (взрослый):

Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Зовут

меня тетушка Арина. Вот не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и

осень на дворе. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – пряду.

Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли

к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не

задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать

плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной.

Ну, входите!

Ведущий. Здравствуйте, тетушка Арина!

т.Арина Здравствуйте, внучата дорогие, проходите, милости просим!

Ведущий.

Мы к тебе не с пустыми руками пришли.

Мы подарок принесли. Вот этот платочек расписной.

Один из детей дарит с поклоном платок, та накидывает его на плечи и

под музыку проходит перед всеми, как бы показывая платок.

т.

Арина. Вот спасибо вам, внучата. У меня тоже для вас подарочки

припасены. Я вам их обязательно подарю, но попозже. А мой новый платок

я сразу носить не буду, в свой большой сундук положу.

Ведущий. Ой, какой красивый у вас, сундук. Что же там лежит?

Или это секрет?

т.Арина Да нет здесь никакого секрета. Если вам интересно, я покажу,

что у меня в сундуке лежит.

Ведущий. Дети, хотите посмотреть, что у тетушки Арины в

сундуке лежит?

Дети. Хотим.

Т.Арина

.

Сундук откроется тому,

Кто с почтеньем, уваженьем

Скажет правильно ему.

В раннем возрасте надела,

Не снимала никогда.

Замараю, постираю,

Отбелю стан, рукава. (Рубаха)

2 СЛАЙД.

- Что это за наряд? Правильно, рубаха. (достает из сундука сарафан.)

Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Ее одевали

мужчины, женщины и дети. Считалось, что, если продать свою рубаху, значит

продать и свое счастье.

Вопросы (о рубахе).

1.

Для чего на рубахе делалась вышивка?

Она выполняла, в первую очередь, функцию оберега.

2.

Где располагалась вышивка?

Вышивка в русском народном костюме располагалась в особых местах:

вокруг воротника рубахи, по подолу и на рукавах. То есть там, где к

телу человеку, не защищенному одеждой, могли проникнуть злые силы.

3.

Нитками какого цвета обычно делалась вышивка?

Узоры вышивались нитками красного оттенка.

А кто знает, что женщины одевали поверх рубахи?

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом ... Сарафане. (достает из сундука сарафан).

3 СЛАЙД.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду.

Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов

разных расцветок.

Вопросы о сарафане.

А вы знаете, что означает каждый цвет?

4 СЛАЙД.

Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

5 СЛАЙД.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и

празднование хорошего урожая.

6 СЛАЙД.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили

хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к

хорошему урожаю.

7 СЛАЙД.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах- отмечали праздник

Ивана купала.

8 СЛАЙД.

Белый – чистота, честность, преданность.

Т.Арина Наряжалась, собиралась,

Только боса вот осталась.

В сундуке храню – из лыка,

Да еще из кожи – к шику! (Обувь: Лапти и сапоги)

9 СЛАЙД.

Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревни все ходили в лаптях.

(достает лапти из сундука).

Вопросы (о лаптях).

1.

Из чего плели лапти?

10 СЛАЙД.

Лапти плели из лыка, бересты или пеньки.

2.

Кто на Руси занимался плетением лаптей?

11 СЛАЙД.

Плетением лаптей на Руси занимались мужчины. Плели лапти они зимой,

когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести

за зиму очень много. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну

неделю не меньше двух пар лаптей".

-А теперь, давайте немного поиграем.

Игра «Лапти» (средняя группа).

Ведущий. А теперь мы отдохнем, и стихи для вас почитаем.

Стихи.

12 СЛАЙД.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша?

13 СЛАЙД.

На узорах — травы, кони, птицы...

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала -

Нечисть и болезни отгоняла.

14 СЛАЙД.

В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда в миг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски!

Яркие насыщенные краски!

15 СЛАЙД.

Пусть с поры той пролетают годы.

Русь — законодательница моды,

Лучше древнерусского наряда.

Не найдёшь нигде! Да и не надо.

16 СЛАЙД.

-Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

- Далеко ушла одежда от такой, какой была.

- Мы невежами не будем,

- Историю русского костюма не забудем!

Т.Арина Ах, как вы хорошо стихи читаете!

Вот спасибо вам! Посмотрите, что у меня в сундуке еще хранится.

Ведущий.

17 СЛАЙД.

Так, это платки,

Эх, топну ногой,

Да притопну другой.

Стоять не могу,

Характер такой.

18 СЛАЙД.

Танец с платками

Т Арина. Ах, как вы хорошо плясали!

Посмотрим, что еще у меня в сундуке лежит?

Вот ложки, трещотка, колокольцы и бубенцы (достает предметы один

за другим) - целый оркестр!

Ведущий. Дети, давайте для тетушки на этих инструментах поиграем.

Дети играют на народных музыкальных инструментах.

19 СЛАЙД.

Оркестр

Т. Арина Как вы хорошо играете, молодцы!

А частушки петь умеете?

20 СЛАЙД.

Частушки

Т Арина. Хвалит детей.

Давайте, заглянем в сундук, что же в нём осталось (открываем сундук)?

-В русском костюме особое внимание уделялось головному убору.

21 СЛАЙД.

Кокошник был праздничным головным убором. Они переходили по

наследству к дочери от матери, обязательно включались в приданое.

Кокошники не рассматривались как элемент повседневного гардероба.

Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия.

Эти головные уборы предназначались для праздников, все невесты на свадьбе

надевали их. Также известны кокошники в качестве национального оберега.

Показ Кокошников

Т.Арина. Ребята вас ждет ещё один сюрприз.

-Ребята, давайте посмотрим, что у сундука внутри.

(Внутри сундучка сладкие призы).

- До свиданья, друзья! До новых встреч!



В раздел образования