Автор: Егорова Инна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 1 г. Кингисепп
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыкально-дидактических игр в развитии общения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Роль музыкально-дидактических игр в развитии общения
дошкольников»
В
период
дошкольного
детства
начинается
процесс
социализации,
устанавливается связь ребенка с окружающим миром, происходит его приобщение к
культуре и общечеловеческим ценностям.
В
настоящее
время
доказано,
что
одним
из
наиболее
эффективных
и
разносторонних средствах развития детей является музыка. Известно также, что в
дошкольном возрасте, ведущим видом деятельности является игра.
Объединение музыки и игры, дает нам такое понятие как «музыкально-
игровая деятельность детей», в которую включаются музыкально-дидактические
игры. В этом виде деятельности ребёнок не только развивает музыкальные качества,
но и проявляет творческую инициативу, желание быть в коллективе, общаться о
сверстниками.
В
настоящее
время
отмечается
быстрорастущий
уровень
снижаемости
межличностного общения детей как со сверстниками, так и с взрослыми. Появление
гаджетов в жизни детей способствует сокращению времени, отводимого на общение
со сверстниками и, как следствие, снижению общего уровня общения ребенка.
Также
замечено,
что
большинство
детей
с
удовольствием
посещают
музыкальные занятия в ДОУ, активно принимают участие в коллективных танцах,
групповых
играх
(в
том
числе
и
музыкально-дидактических).
Исходя
из
вышеизложенного,
можно
сделать
вывод,
что
с
помощью
музыкально-
дидактических игр можно развивать общение дошольников.
Опираясь
на опыт известных педагогов, психологов и музыковедов, таких
как В.А. Сухомлинскай, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, О.П. Радынова, В.Е. Кемеров
и др., можно сделать заключение о благотворном влиянии музыки на мозговые
центры речи. Музыкальный ребенок, в будущем имеет гораздо больше шансов быть
общительным и коммуникабельным, чем ребенок далекий от мира музыки. Более
того,
ученые
считают,
что
с
помощью
музыки
возможно
даже
корректировать
уровень межличностного общения детей.
Изучая
особенности
музыкально-дидактических
игр
в
развитии
общения
детей 4-7 лет, необходимо помнить, что для комфортного развития межличностного
общения
в
детском
коллективе, необходимо
создать
для
этой
деятельности
необходимые
психолого-педагогические
условия,
соответствующие
возрастным
особенностям дошкольника.
При
работе
с
детьми
в
этом
направлении,
было
замечено,
что
даже
застенчивые и малообщительные ребята с радостью откликались на предложение
сверстников поиграть в какую-либо музыкально-дидактическую игру. В процессе
игры дети с удовольствием общались между собой, проявляли эмпатию, заботу друг
о друге.
Выводы
и
рекомендации
педагогам:
музыкально-дидактические
игры
не
только
развивают
музыкальные
способности дошкольников, но и активизируют
словарный запас, повышают уверенность в собственных силах, учат взаимовыручке
и взаимоуважению, развивают речь ребенка, тем самым, в целом, положительно
влияют на уровень межличностного общения детей дошкольного возраста.
В связи с этим выводом, педагогам рекомендуется систематически пополнять
музыкальные
уголки в
группах
музыкально-дидактическими
играми,
активно
использовать
музыкально-дидактические
игры
в
воспитательно-образовательной
деятельности
детей,
поощрять
желание
дошкольников
играть
самостоятельно,
консультировать родителей или направлять их для консультации к музыкальному
руководителю,
при
возникновении
вопросов
по
поводу
музыкального
развития
ребенка.
2