Напоминание

"Развитие эмоций у детей"


Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоций у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие эмоций у детей.

Под эмоциями обычно подразумевают самые разнообразные реакции

человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В

психологии

эмоциями

называют

процессы

форме

переживаний),

отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций

для

жизнедеятельности человека. Наиболее существенной чертой эмоций

является

их

субъективность.

Если

такие

психические

процессы,

как

восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно

отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для

отражения

субъективного

отношения

человека

к

самому

себе

и

к

окружающему его миру.

Эмоции представляют человеку его потребности. Без них не смог бы он

осознать свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая –

общая

для

всех

эмоций

черта

это

их

содействие

в

достижении

этих

потребностей. Знак эмоции в контексте её оценки определяется достижением

(положительная

эмоция)

или

не

достижением

(отрицательная)

результата

ожидаемой цели. Так, личную значимость познания эмоции отражают через

вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес, которые направляют и

поддерживают

процесс

постижения

мира.

Многообразные

проявления

эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции,

чувства, настроения и стресс.

Эмоции (от французского, от латинского – потрясаю, волную) – особый

класс

психических

процессов

и

состояний,

связанных

с

инстинктами,

потребностями

и

мотивами.

Эмоции

выполняют

функцию

регулирования

активности субъекта путём отражения значимости внешних и внутренних

ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

В

психологии

выделяется

10

фундаментальных

эмоций,

которые

обладают

свойственными

именно

им

адаптивными

функциями

и

уникальными мотивационными качествами. Это: интерес-волнение, радость,

удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Одно из главных условий развития этих эмоций состоит в том, как у

ребенка

организован

опыт

особого

социального

действия,

а

именно

постановки себя на место другого. Так, этот опыт может быть реализован в

реальном практическом действии, в условном игровом плане (в ролевом

воплощении), в идеальном представлении ребенка. От понимания глубины

этой проблемы, от разработанности ее применительно к разным возрастным

этапам и разным видам деятельности зависит не только уровень эмоцио-

нальной

отзывчивости

ребенка

на

события,

состояния

другого,

но

и

особенности самой психологической дистанции между ребенком и другими

людьми.

Таким

образом,

функциональная

роль

эмоциональных

процессов

складывается

в

онтогенезе

постепенно,

по

мере

освоения

ребенком

социального

и

предметного

содержания

и

выражается

в

виде

системы

надстраивающихся друг над другом конкретных функций эмоциональных

явлений.

Главным условием, обеспечивающим такую динамику становления и

развития

отдельных

функций,

и

особенно

функций

специфически

человеческих

(знаковой,

оценочной,

смыслообразующей,

личностной),

является характер воздействий взрослого, а точнее — опыт взаимодействия

взрослого с ребенком в широком смысле слова.

Освоение

ребенком

предметного

содержания

окружающего

мира

происходит на основе (или внутри) уже сформированного эмоционального

контакта «взрослый — ребенок». Для полноценного развития ребенка

очень

важно

оптимальное

сочетание

положительной

эмоциональной

валентности,

идущей

от

взрослого,

и

эмоциональной

притягательности,

идущей

от

предметного

содержания.

Овладение

предметным

миром

не

должно осуществляться за счет ослабления или разрушения эмоционального

контакта

ребенка

с

близким

взрослым,

эмоциональной

атмосферы

взаимодействия в целом.

Если

взаимодействие

взрослого

с

ребенком

по

каким-то

причинам

искажается, становится неадекватным, ребенок оказывается беспомощным и

в

освоении

предметного

содержания.

В

этих

условиях

эмоциональное

реагирование

может

снова

снижаться,

принимая

форму

аффективного

поведения

(тревожности,

неуверенности,

взрывчатости,

конфликтности

и

т.д.).

Список литературы:

1.

Вилюнас

В.

Психология

эмоций.

СПб.:

Питер,

2006.

Серия

Хрестоматия по психологии.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003.

3. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции: О психологии, психопатологии и

физиологии эмоций. – М.: Издательство ЛКИ, 2010.

4. Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем. Ростов-на-Дону, Феникс

2011.



В раздел образования