Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоций у детей"
Раздел: дошкольное образование
Развитие эмоций у детей.
Под эмоциями обычно подразумевают самые разнообразные реакции
человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В
психологии
эмоциями
называют
процессы
(в
форме
переживаний),
отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций
для
жизнедеятельности человека. Наиболее существенной чертой эмоций
является
их
субъективность.
Если
такие
психические
процессы,
как
восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно
отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для
отражения
субъективного
отношения
человека
к
самому
себе
и
к
окружающему его миру.
Эмоции представляют человеку его потребности. Без них не смог бы он
осознать свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая –
общая
для
всех
эмоций
черта
–
это
их
содействие
в
достижении
этих
потребностей. Знак эмоции в контексте её оценки определяется достижением
(положительная
эмоция)
или
не
достижением
(отрицательная)
результата
ожидаемой цели. Так, личную значимость познания эмоции отражают через
вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес, которые направляют и
поддерживают
процесс
постижения
мира.
Многообразные
проявления
эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции,
чувства, настроения и стресс.
Эмоции (от французского, от латинского – потрясаю, волную) – особый
класс
психических
процессов
и
состояний,
связанных
с
инстинктами,
потребностями
и
мотивами.
Эмоции
выполняют
функцию
регулирования
активности субъекта путём отражения значимости внешних и внутренних
ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
В
психологии
выделяется
10
фундаментальных
эмоций,
которые
обладают
свойственными
именно
им
адаптивными
функциями
и
уникальными мотивационными качествами. Это: интерес-волнение, радость,
удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Одно из главных условий развития этих эмоций состоит в том, как у
ребенка
организован
опыт
особого
социального
действия,
а
именно
—
постановки себя на место другого. Так, этот опыт может быть реализован в
реальном практическом действии, в условном игровом плане (в ролевом
воплощении), в идеальном представлении ребенка. От понимания глубины
этой проблемы, от разработанности ее применительно к разным возрастным
этапам и разным видам деятельности зависит не только уровень эмоцио-
нальной
отзывчивости
ребенка
на
события,
состояния
другого,
но
и
особенности самой психологической дистанции между ребенком и другими
людьми.
Таким
образом,
функциональная
роль
эмоциональных
процессов
складывается
в
онтогенезе
постепенно,
по
мере
освоения
ребенком
социального
и
предметного
содержания
и
выражается
в
виде
системы
надстраивающихся друг над другом конкретных функций эмоциональных
явлений.
Главным условием, обеспечивающим такую динамику становления и
развития
отдельных
функций,
и
особенно
функций
специфически
человеческих
(знаковой,
оценочной,
смыслообразующей,
личностной),
является характер воздействий взрослого, а точнее — опыт взаимодействия
взрослого с ребенком в широком смысле слова.
Освоение
ребенком
предметного
содержания
окружающего
мира
происходит на основе (или внутри) уже сформированного эмоционального
контакта «взрослый — ребенок». Для полноценного развития ребенка
очень
важно
оптимальное
сочетание
положительной
эмоциональной
валентности,
идущей
от
взрослого,
и
эмоциональной
притягательности,
идущей
от
предметного
содержания.
Овладение
предметным
миром
не
должно осуществляться за счет ослабления или разрушения эмоционального
контакта
ребенка
с
близким
взрослым,
эмоциональной
атмосферы
взаимодействия в целом.
Если
взаимодействие
взрослого
с
ребенком
по
каким-то
причинам
искажается, становится неадекватным, ребенок оказывается беспомощным и
в
освоении
предметного
содержания.
В
этих
условиях
эмоциональное
реагирование
может
снова
снижаться,
принимая
форму
аффективного
поведения
(тревожности,
неуверенности,
взрывчатости,
конфликтности
и
т.д.).
Список литературы:
1.
Вилюнас
В.
Психология
эмоций.
–
СПб.:
Питер,
2006.
–
Серия
Хрестоматия по психологии.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003.
3. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции: О психологии, психопатологии и
физиологии эмоций. – М.: Издательство ЛКИ, 2010.
4. Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем. Ростов-на-Дону, Феникс
2011.