Напоминание

Система упражнений по развитию монологической речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения.


Автор: Боброва Алевтина Михайловна
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система упражнений по развитию монологической речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Система упражнений по развитию монологической речи учащихся

с нарушениями интеллекта на уроках чтения.

Как

показывает

практика,

учащиеся,

пришедшие

в

среднее

звено

школы,

недостаточно

владеют

элементарными

приемами

подготовки

к

устным

высказываниям.

По

мнению

исследователей,

чтобы

устные

высказывания

детей

были

выразительными

и

богатыми

по

содержанию,

необходима

система

упражнений,

развивающих

связную

устную

речь

учеников.

В общей системе упражнений по развитию связной речи учащихся

должна

быть

предусмотрена

система

работы

по

воспитанию

навыков

монологической устной речи.

Работу над развитием устной монологической речи следует начинать с

1

класса.

Наряду

с

этим

в

системе

упражнений,

формирующих

навыки

устной монологической связной речи наших учащихся, я предусматриваю

следующее:

1.

Сравнение,

сопоставление

небольшого

текста

и

отдельных

предложений, не объединенных общей темой.

2.

Озаглавливание текста.

3.

Определение основной мысли текста.

4.

Выделение в тексте начала, середины, концовки.

5.

Воспроизведение

текста

по

данному

началу,

середине

или

концовке, по плану и опорным словам.

6.

Восстановление деформированного текста.

7.

Придумывание к рассказу начала или конца.

8.

Выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту.

9.

Определение, какой части не хватает в тексте.

10.

Пересказ по плану.

Наших учащихся гораздо позже, чем в 1 классе (во 2 и в 3-м, согласно

их развития) надо знакомить и с признаками текста: тематическое единство,

заголовок, основная мысль.

Для

сопоставления

учащимся

нужно

предложить

отдельные

предложения и текст.

Например: Лес очищает воздух. Все деревья в снегу. Заяц боится лисы.

(Это отдельные предложения).

В лесу.

Дети ушли в лес. Они набрали брусники и рябины. Сели ребята у дуба.

Рядом слышат «тук - тук». Это дятел стучит клювом.

В ходе анализа надо подвести учащихся к выводу, что первые три

предложения по смыслу не связаны друг с другом, это не текст.

Следующие связаны между собой по смыслу с помощью разных слов.

Это текст. Он имеет заглавие. В нем говорится о занятиях (или делах) ребят в

лесу.

Учащимся надо сообщить признаки, формирующие понятие «текст» -

текст – это сообщение в письменной форме, в нем все предложения связаны

между собой по смыслу, текст имеет заголовок, он написан на тему. Тема –

это то, о чем (или о ком) говорится в каком-нибудь тексте.

Следовательно, по заголовку можно определить, на какую тему текст.

Тему, основное содержание текста передают слова, служащие опорой

для пересказа.

Необходимо научить школьников находить их в тексте.

Работу следует проводить сначала на уроках чтения, выделяя опорные

слова в изучаемых произведениях.

Например, рассказ Л. Толстого «Котенок» (в 3 кл.).

После чтения и анализа рассказа учитель предлагает детям следующие

вопросы:

- Кто основные герои рассказа? (Вася, Катя и котенок).

- Какие слова помогут вам восстановить в памяти весь рассказ? (Вася,

Катя, котенок, дорога, собаки, упал животом, спас).

Или рассказ «Кто хозяин?» по В. Осеевой (2 кл.).

Основные герои: Коля, Ваня, собака Жук, овчарки и лесник.

Слова

нашли,

ухаживали,

гуляли,

выскочили,

бросился

на

помощь

помогут восстановить в памяти весь рассказ. Эти слова являются опорными,

по ним легко вспомнить содержание.

В тексте всегда содержится основная мысль, т.е. то, о чем хотел сказать

автор. Основная мысль может быть выражена в заглавии, сформулирована

прямо в тексте или выявлена из всего содержания.

На уроках чтения с учащимися постоянно нужно определять основную

мысль в изучаемых произведениях. После накопления практического опыта

по

озаглавливанию

текста,

нахождению

опорных

слов

и

определению

основной мысли учащиеся (2-3 класс) подводятся к понятию «структура

текста». Они узнают, что в тексте всегда выделяются три части: начало,

середина и концовка.

Покажу фрагмент работы над рассказом Ю. Ермолаева «Как Прыг и

Скок на елку ходили».

Учитель проводит беседу:

- О ком этот рассказ? (О двух мальчиках самых обыкновенных).

- О чем говорится в начала? (О том, что они учатся во 2-м классе).

- Почему их так прозвали?

- Это начало рассказа.

- Что же случилось дальше? (Ребята пошли на елку с одним

пригласительным билетом и их контролер не пускала туда сначала. Они

разъяснили ей, что будут сидеть на одном месте и подарок поделят).

- Это середина рассказа. В ней рассказывается главное, о чем хотел

сказать автор.

- Чем же все это закончилось? (Контролер улыбнулась и пропустила их.

Хороших друзей никому разлучать не хочется).

- Это концовка. Из концовки должно быть ясно, что автор сказал все,

что хотел.

При составлении текста из разрозненных частей (предложений) от

учащихся требуется мотивировка последовательности повествования.

Они должны правильно установить связь между предложениями текста

и смыслом повествования, интуитивно уловили единое смысловое и

структурное целое текста.

В учебнике русского языка 2 класса в разделе «Предложение» уже есть

ряд упражнений по составлению рассказов из разрозненных,

деформированных текстов.

Например: составь рассказ из данных предложений:

1.

Они сажают картофель.

2.

Колхозники вышли в поле.

3.

Наступила теплая весна.

Или :

1.

Мама сварила уху.

2.

Яша и Миша поймали леща.

3.

Уха была вкусная.

Для пересказа и составления текста необходим план: без плана не

может быть связной речи. План отражает содержание, помогает вспомнить

главное, основное, и изложить его последовательно, узнать, о каких событиях

рассказывается в тексте.

Чтобы

учащиеся

поняли

роль

плана,

на

уроках

чтения

им

можно

предложить серию упражнений, которая органично вплетается в ход урока,

например,

озаглавить

прочитанную

часть,

вспомнить

план

к

названному

произведению,

узнать

по

плану

прочитанное

произведение,

расположить

пункты плана в соответствии с развитием действия, выбрать из двух данных

планов то, который соответствует содержанию произведения; пересказать

прочитанное по плану.

Упражнения,

производимые

в

системе,

помогут

учащимся

усвоить

приемы

анализа

образцовых

текстов,

будут

постепенно

готовить

их

к

составлению связных высказываний на определенную тему.

В

проце сс е

работы

над

изучаемыми

произведениями

и

дополнительными текстами дети научатся понимать практическое значение

опорных

слов

текста,

плана

и

использование

их

при

пересказах

и

составлении текстов.



В раздел образования