Автор: Семененко Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено"
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Педагоги,
психологи,
ученые
довольно
часто
размышляют
о
проблемах
пре-
емственности
на
страницах
журналов
и
газет.
Наиболее
актуальны
в
этом
плане
размышления
об
организации
преемственности
в
системе
«детский
сад
-
начальная
школа».
Значительно
реже
нам
встречаются
статьи
об
организации
аналогичного
процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней
общеобразовательной
школы
и
высших
учебных
заведениях
активно
заговорили
в
последние годы в связи с проведением единого государственного экзамена в выпускных
классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом
возрастном периоде.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но
и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и
их
семьи,
научиться
эффективно
управлять
деятельностью
учащихся,
быть
их
проводником
и
наставником.
Учителю
начальной
школы
предстоит
доказать,
что
он
хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми
необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не
следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их
обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и
учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения
школьников.
Одни
учителя
предпочитают
«живые»
уроки,
когда
дети
активно
работают,
самостоятельно
или
сообща
выдвигают
гипотезы,
всевозможные
предположения,
устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с
товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно
упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что
именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их
лозунгами
становятся:
«Отвечаем
только
с
поднятой
рукой!»,
«Никаких
споров
и
совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове
несколько
версий,
высказанных
детьми,
и
давать
им
оценку.
А
точнее,
подводить
школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности.
Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как
выстроить
модель
своего
поведения
на
каждом
конкретном
уроке?
Пока
ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных
школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с
реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников,
пришедших
к
ним
на
урок,
есть
волнения,
тревоги,
обиды,
раздражения,
то
это не
лучшим
образом
скажется
на
результатах
занятия,
и
процесс
обучения
не
станет
эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных
эмоций
и
создание
доброжелательной
рабочей
атмосферы
урока.
Особенно в
этом
нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое
значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным
мнением
педагогов
среднего
и
старшего
звена
является
призна ние
того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а
создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке,
- это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации
учебного
процесса
в
начальном
звене
и
средней
школе.
Пятиклассники
еще
очень
нуждаются
в
позитивных
отзывах
педагога.
Ситуация
успеха и
эмоциональные
переживания,
связанные
с
ней,
продолжают
оставаться
действенными
мотивами
для
успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники
обычно
очень
тяжело
переживают,
когда
рушатся
традиции,
которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.
Это
организация
и
проведение
дней
именинника,
олимпиадных
недель,
консультаций
слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город,
написание писем болеющим детям и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся
сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии
с возрастными особенностями в более важные и необходимые для уче ников мероприятия.
Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся
до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом
скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для
школьников
становится
деятельность
общения.
Приоритеты
от
учителя
и
роди телей
перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна чимыми в
жизни
подростка,
в
том
числе
и
пятиклассника.
Ребята
хотят
взаимодействовать со
сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и
малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения
к
сверстнику
они
переносят
и
на
педагога,
способного
организовать значимое
для
школьников общение.
6. Наличие большей свободы и самостоятельности.
При
всем
положительном
отношении
к
предоставлению
свободы
и
самостоя-
тельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ре сурсами,
цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы
и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где
существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-
синонимы,
равно
так-же
как
и
самостоятельность
и
отсутствие
педагогической
поддержки.
Из-за
неправильного
толкования
обозначенных
понятий
детьми
часто
приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7.
Ослабление
внешнего
контроля
за
выполнением
домашних
заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих
тетрадях,
отсутствие
необходимых
учебных
принадлежностей
на
уроках,
записей
с
номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домаш них работ. На это
влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за
выполнением
домашних
работ
со
стороны
учителя
и
родителей.
Родители
к
пятому
классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже
приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же
сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда демократические учителя предлагают
детям
домашние
задания
только
для
желающих.
Но
редко
у
кого
оно
возникает
самостоятельно. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене - большая
редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно
работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
8. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом
школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к
предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится
учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут
способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока
для них важны забота и внимание со стороны учителя.
В
данном
перечне
мы
обозначили
далеко
не
все
проблемы,
которые
могут
возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в
среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных
моментов
и
новообразований
в
этом
переходном
периоде.
Большинство
школьников
быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что
существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это
касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем на чальной школы, и
выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник»,
«хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вырваться
из
этого
порочного
круга.
Но
такие
случаи
нередки
и
известны
в
каждой школе.
В
этой
ситуации
многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для
него новые горизонты и веру в себя.