Напоминание

"Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено"


Автор: Семененко Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Педагоги,

психологи,

ученые

довольно

часто

размышляют

о

проблемах

пре-

емственности

на

страницах

журналов

и

газет.

Наиболее

актуальны

в

этом

плане

размышления

об

организации

преемственности

в

системе

«детский

сад

-

начальная

школа».

Значительно

реже

нам

встречаются

статьи

об

организации

аналогичного

процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней

общеобразовательной

школы

и

высших

учебных

заведениях

активно

заговорили

в

последние годы в связи с проведением единого государственного экзамена в выпускных

классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом

возрастном периоде.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но

и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и

их

семьи,

научиться

эффективно

управлять

деятельностью

учащихся,

быть

их

проводником

и

наставником.

Учителю

начальной

школы

предстоит

доказать,

что

он

хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми

необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не

следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их

обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и

учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения

школьников.

Одни

учителя

предпочитают

«живые»

уроки,

когда

дети

активно

работают,

самостоятельно

или

сообща

выдвигают

гипотезы,

всевозможные

предположения,

устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с

товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно

упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что

именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их

лозунгами

становятся:

«Отвечаем

только

с

поднятой

рукой!»,

«Никаких

споров

и

совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове

несколько

версий,

высказанных

детьми,

и

давать

им

оценку.

А

точнее,

подводить

школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности.

Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как

выстроить

модель

своего

поведения

на

каждом

конкретном

уроке?

Пока

ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных

школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с

реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников,

пришедших

к

ним

на

урок,

есть

волнения,

тревоги,

обиды,

раздражения,

то

это не

лучшим

образом

скажется

на

результатах

занятия,

и

процесс

обучения

не

станет

эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных

эмоций

и

создание

доброжелательной

рабочей

атмосферы

урока.

Особенно в

этом

нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое

значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным

мнением

педагогов

среднего

и

старшего

звена

является

призна ние

того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а

создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке,

- это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации

учебного

процесса

в

начальном

звене

и

средней

школе.

Пятиклассники

еще

очень

нуждаются

в

позитивных

отзывах

педагога.

Ситуация

успеха и

эмоциональные

переживания,

связанные

с

ней,

продолжают

оставаться

действенными

мотивами

для

успешного обучения.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники

обычно

очень

тяжело

переживают,

когда

рушатся

традиции,

которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.

Это

организация

и

проведение

дней

именинника,

олимпиадных

недель,

консультаций

слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город,

написание писем болеющим детям и так далее.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся

сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии

с возрастными особенностями в более важные и необходимые для уче ников мероприятия.

Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся

до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом

скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

5. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для

школьников

становится

деятельность

общения.

Приоритеты

от

учителя

и

роди телей

перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна чимыми в

жизни

подростка,

в

том

числе

и

пятиклассника.

Ребята

хотят

взаимодействовать со

сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и

малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения

к

сверстнику

они

переносят

и

на

педагога,

способного

организовать значимое

для

школьников общение.

6. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При

всем

положительном

отношении

к

предоставлению

свободы

и

самостоя-

тельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ре сурсами,

цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы

и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где

существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-

синонимы,

равно

так-же

как

и

самостоятельность

и

отсутствие

педагогической

поддержки.

Из-за

неправильного

толкования

обозначенных

понятий

детьми

часто

приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

7.

Ослабление

внешнего

контроля

за

выполнением

домашних

заданий.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих

тетрадях,

отсутствие

необходимых

учебных

принадлежностей

на

уроках,

записей

с

номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домаш них работ. На это

влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за

выполнением

домашних

работ

со

стороны

учителя

и

родителей.

Родители

к

пятому

классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже

приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же

сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда демократические учителя предлагают

детям

домашние

задания

только

для

желающих.

Но

редко

у

кого

оно

возникает

самостоятельно. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене - большая

редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно

работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом

школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к

предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится

учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут

способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока

для них важны забота и внимание со стороны учителя.

В

данном

перечне

мы

обозначили

далеко

не

все

проблемы,

которые

могут

возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в

среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных

моментов

и

новообразований

в

этом

переходном

периоде.

Большинство

школьников

быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что

существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это

касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем на чальной школы, и

выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник»,

«хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вырваться

из

этого

порочного

круга.

Но

такие

случаи

нередки

и

известны

в

каждой школе.

В

этой

ситуации

многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для

него новые горизонты и веру в себя.



В раздел образования