Автор: Ревицкая Валентина Максимовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Буклет
Тема: Игры для коррекции тревожности у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Рекомендуется проводить работу с
тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в
конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
При их организации важно соблюдать
некоторые правила, которые позволят создать
комфортную игровую обстановку для тревожного
ребенка.
Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с
другими детьми, не приводите их в пример.
Правило 2. Избегайте соревновательных
моментов в играх.
Правило 3. Вводите ребенка в новую игру
осторожно, давая ему возможность спокойно
ознакомиться с ней
Игры на повышение самооценки.
«Копилка достижений»
Возьмите картонную коробку и оформите ее вместе с
ребенком так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела
копилка его главных ценностей – маленьких и больших
собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте
небольшие листочки бумаги или бусины, которые вы
будете опускать в копилку достижений за какие – либо
успехи.
А теперь введите правило: когда ребенок
возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и
вместе с вами записать на этом листочке какое- то
свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний
день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне
ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
«Утяжеление» копилки со временем само по себе
наполняет детей гордостью и большей уверенностью в
своих силах, особенно если родители и другие члены
семьи относятся к его маленьким победам с уважением.
«Солнышко»
Игра проводится в обстановке доброжелательности, в
окружении важных для ребенка людей.
Все встают в круг. Каждому раздается какой - то
предмет, символизирующий лучик солнца, например,
атласная ленточка, цветной карандаш, цветок и т. п. В
середину круга встает ребенок, которого будет греть
«Солнышко». Далее объясняется, что свой предмет (лучик
солнца) можно подарить ребенку, стоящему в центре
круга, только с добрыми словами, сказав о том, что тебе
нравится в этом человеке. Все, стоящие в круге, по
очереди говорят что- то хорошее и отдают свой «лучик».
«Закончи предложение» Игра с мячом.
Все встают в круг. Мяч в руках у ведущего.
Играющим объясняются правила игры: я буду кидать
вам мяч по очереди и начинать предложение, а вы
должны бросить мяч обратно, назвав окончание
предложения»
Например, можно ребенку бросать мяч со словами:
«Я умею…», «Я научился…», «Я могу…», «Я хочу
научиться…».
Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные
участники игры должны прийти на помощь и подсказать
продолжение фразы.
«Волшебный стул»
Один из детей садится в центр круга на «волшебный
стул», остальные говорят ему ласковые слова,
комплименты. Можно погладить сидящего, обнять,
поцеловать.
«Комплимент»
Дети встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он
кидает мяч кому – то из детей, стоящих в круге, и
говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ
должен сказать: «Спасибо». Далее передать мяч с
комплиментом следующему игроку.
Важно, чтобы комплименты получили все участники
игры.
Игры на снятие мышечного и
эмоционального напряжения.
«Снеговик»
Исходное положение – свободное.
Выпал снег, давайте строить снеговика –
легкими хлопками «лепят» себе толстые ноги,
руки, бока, голову, глаза, нос и улыбку.
Вот он какой получился! – ставят ноги на
ширине плеч, руки немного разводят в стороны,
пальцы растопыривают и улыбаются. При этом
тело должно быть напряжено.
Солнышко пригрело, и снег начал таять –
происходит постепенное расслабление всего тела:
повисают руки, голова, спина, одновременно с
ними медленно сгибаются колени.
Растаял снеговик, осталась одна лужа –
ложатся на пол, все мышцы расслаблены.
«Психологическая лепка»
Ведущий выбирает одного из детей, предлагает
ему представить, что он кусочек пластилина и из
него можно что – либо вылепить. Но сначала
пластилин нужно размять. Ведущий разминает,
растирает ребенка и «лепит» из него что- то.
Например, какое – либо животное. Остальные
участники угадывают, что это.
«Зеркало»
Что делает зеркало? Повторяет ваши движения.
Пусть один человек будет зеркалом, а другие
повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг
против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то
есть полностью подражайте образцу. Через
некоторое время поменяйтесь с ребенком местами.
Или определите водящего с помощью считалки.
Игры на саморегуляцию.
«Кораблик»
Материал: одеяло, любимая игрушка.
Ход игры: взрослые раскачивают за углы одеяло
– это кораблик. В кораблике находится «капитан»-
ребенок. При словах «тихая, спокойная погода,
светит солнышко» все дети изображают
пантомимой хорошую погоду. При слове «Буря» они
начинают шуметь, кораблик качается все сильнее.
Ребенок, находящийся в кораблике, должен
перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый
сильный матрос!»
Для объяснения этой игры в первое «плавание»
можно отправить игрушку.
«Рыбаки и рыбки»
Выбирается «рыбка», остальные участники
становятся парами лицом друг к другу в две линии и
берут друг друга за руки, образуя таким образом
«сеть». Рыбка должна проползти под сетью, которая
задевает спину, щекочет, постукивает по ней.
МАДОУ «Синеглазка»
г.Ноябрьск
Игры для коррекции тревожности
у дошкольников.
Педагог-психолог
Ревицкая В.М.
2018 г.