Напоминание

Некоторые проблемные вопросы аттестации государственных гражданский служащих


Автор: Санчат Диана Саяновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые проблемные вопросы аттестации государственных гражданский служащих
Раздел: высшее образование





Назад




Санчат Д.С.

Магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации – филиал Сибирский

институт управления

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Статья

посвящена

исследованию

проблемных

вопросов

атте ст ации

государственных гражданских служащих. Автором приведен анализ различных подходов

многих авторов к изучению некоторых проблем аттестации государственных гражданских

служащих.

Предлагается

авторская

дефиниция

решения

проблемы,

аргументируется

вывод о необходимости поправок в действующем законодательстве.

Ключевые

слова:

государственная

гражданская

служба,

атте стация,

аттестационная комиссия, закон, указ.

Проблема обеспечения надлежащей эффективности функционирования

государственной гражданской службы в условиях крупных политических и

социально-экономических преобразований в России является сегодня одной

из

самых

острых.

Как

показывают

многочисленные

выборы,

избранный

руководитель

чаще

всего

ведет

за

собой

во

власть

людей,

для

государственной службы не подготовленных. Они остаются специалистами

разных

областей

управления,

но

в

меньшей

степени

органов

государственной власти.

Ус п е х

ж е

р е ф о р м

в о

м н о го м

о п р е д е л я е т с я

н а л и ч и е м

высокопрофессиональных

кадров

в

органах

государственной

власти

и

управления, нахождением более эффективных подходов к решению кадровых

проблем. И одним из существенных элементов реформы в данной области

является

своевременное

и

качественное

проведение

атте стации

государственных

гражданских

служащих,

определение

уровня

их

профессиональных знаний, соответствия замещаемой должности.

1

Так,

в

Указе

Президента

Российской

Федерации

«О

проведении

аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»

№ 110-ФЗ от 01.02.2005г. (далее-Указ), аттестация проводится в присутствии

гражданского служащего на заседании аттестационной комиссии. Комиссия

рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения самого

аттестуемого

и

его

руководителя,

обсуждает

профессиональные

и

личностные

качества

гражданского

служащего

применительно

к

его

профессиональной служебной деятельности. Профессиональная служебная

деятельность

служащего

оценивается

на

основе

определения

его

соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности,

его

участия

в

решении

поставленных

перед

соответствующим

подразделением государственного органа задач, сложности выполняемой им

работы, ее эффективности и результативности

1

.

Однако

критериев

оценки

сложно сти,

эффективно сти

и

результативности

службы

на

сегодняшний

день

не

существует.

Данные

понятия являются оценочными.

В

связи

с

тем,

что

в

Указе

содержится

ряд

оценочных

понятий,

некоторые

авторы

предлагают

использовать

различные

методы

оценки

профессионального уровня служащих.

Так,

в

частности,

Ю.В.

Ростовцева

предлагает

использовать

такой

комбинированный

метод,

как

тестирование.

Она

считает,

что

следует

разработать

экзаменационные

билеты,

которые

должны

содержать

следующие вопросы: знание Конституции Российской Федерации, трудового

законодательства

Российской

Федерации,

а

также

нормативные

правовые

акты о государственной службе, владение русским языком и культурой речи,

знание

отечественной

истории,

проблем

экономической

географии,

общественно-политической

ситуации

в

Российской

Федерации,

а

также

профессиональные

знания,

необходимые

для

исполнения

должностных

1



О

проведении

аттестации

государственных

гражданских

служащих

Российской

Федерации:

указ

Президента РФ от 01.02.2005 № 110-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 6. – Ст. 437.

2

обязанностей. Гражданский служащий должен быть заранее ознакомлен с

ними,

чтобы

иметь

достаточно

времени

для

подготовки.

Но

так

как,

используя

данный

метод,

сложно

проследить

развитие

способностей

служащего

в

дальнейшем

на

практике,

его

следует

применять

в

совокупности, например, с методом «критических событий». В этом случае

появляется возможность оценить не только текущую деятельность служащего

и ее результат, но и выявить его способности справляться с трудностями,

участвовать в решении сложных проблем. Использование данных методов

позволит реализовать поставленные перед аттестацией задачи

2

.

А.Н. Митин утверждает, что выбор персонала должен осуществляться,

как

правило,

на

основе

комплексной

оценки

личности,

в

том

числе,

с

применением тестирования. Но эти результаты вряд ли могут дать полную

картину

3

.

Ю.Н. Старилов также говорит о важности оценки государственного

служащего, отмечая, что оценка является показателем степени соответствия

аттестуемого

государственной

должности

государственной

службы,

посредством которой, т.е. при помощи выбранных критериев и методов,

выявляется соответствие служащего занимаемой должности. Автор полагает,

что механизм оценки, обеспечивающий ее эффективные результаты, должен

обязательно включать в себя следующие элементы:

1) субъект оценки;

2) объект оценки;

3)

научно

разработанные

критерии

оценки

д е я т е льн о с т и

государственных служащих, т.е. конкретные требования, которым должна

соответствовать

деятельность

служащего,

его

личностные

качества

и

результаты труда; учет других факторов, раскрывающих содержание работы;

4) методы оценки;

2



Ростовцева, Ю.В. Государственная служба России: учеб. Пособие / Ю.В. Ростовцева – Москва: Проспект,

2014. – С. 150

3



Митин, Н.А. Организация государственной служб: учеб. / Н.А. Митин. – Москва: Инфра-М, 2015. – С. 367

3

5)

процедуру

оценки

(создание

рациональной

системы

учета

показателей

работы

служащих,

позволяющей

анализировать

собранную

информацию;

выделение

служащих,

занимающихся

проведением

оценки;

компьютерное обеспечение процесса оценки; проведение оценки как таковой

и т.д.)

4

.

Ученый отмечает, что в литературе можно встретить различные точки

зрения

по

вопросу

о

критериях

оценки

служащих.

Однако

на

практике

надежных критериев, гарантирующих качественное проведение аттестации, а

следовательно,

и

успешность

государственной

деятельности,

пока

не

разработано.

Важной

практической

проблемой

является

также

отсутствие

у

независимых

экспертов,

которые

включаются

в

состав

аттестационной

комиссии, специальных профессиональных знаний в той или иной области,

ведь оценка государственных служащих производится в различных сферах

деятельности государственных органов (рыбная промышленность, добыча

полезных ископаемых, образование и т.д.). Действующие нормативные акты

указывают

лишь

на

то,

что

независимые

эксперты

должны

быть

специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Однако на

практике часто недостаточно знаний лишь в области гражданской службы, и

аттестация,

фактически,

проводится

иными

членами

аттестационной

комиссии

при

формальном

участии

независимых

экспертов.

В

связи

с

вышеизложенным,

полагаем

необходимым

внести

в

Указ

уточнение,

указывающее

на

то,

что

независимые

эксперты

должны

обладать

необходимыми

знаниями

в

той

сфере,

в

которой

производится

оценка

гражданских служащих. Данное положение, конечно, усложнит процедуру

формирования аттестационной комиссии, так как будет достаточно сложно

найти специалистов в области гражданской службы, обладающих, при этом,

необходимыми специальными знания в той или иной сфере.

4



Старилов, Ю.Н.. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации:

учеб. Пособие / Ю.Н. Старилов – Москва: Инфра-М, 2010. – С. 456

4

Таким образом, для решения данной проблемы, на мой взгляд, можно

обязать

орган,

занимающийся

подготовкой

к

проведению

аттестации,

заблаговременно

уведомить

независимых

экспертов

о

предстоящей

аттестации

(скажем,

не

менее

чем

за

месяц)

и

предложить

перечень

нормативных

актов,

касающихся

сферы

деятельности

государственного

органа, с которыми им надлежит ознакомиться до проведения аттестации.

5

Библиографический список

1.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер.

закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.

– 2016. – № 78. – Ст. 134.

2.

О

системе

государственной

службе

Российской

Федерации:

федер.

закон

от

27.05.2003

58-ФЗ

//

Собр.

законодательства

Рос.

Федерации. – 2015. – № 34. – Ст. 2064.

3.

О

проведении

аттестации

государственных

гражданских

служащих

Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110-ФЗ //

Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 6. – Ст. 437.

4.

Митин, Н.А. Организация государственной служб: учеб. / Н.А. Митин.

– Москва: Инфра-М, 2015. – 367 с.

5.

Ростовцева,

Ю.В.

Государственная

служба

России:

учеб. Пособие /

Ю.В. Ростовцева – Москва: Проспект, 2014. – 150 с.

6.

Реформа

государственной

службы

России:

история

попыток

реформирования / ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. – Москва: Весь мир,

2016. – 304 с.

7.

Старилов,

Ю.Н..

Правовое

регулирование

государственной

гражданской

службы

в

Российской

Федерации:

учеб.

Пособие

/ Ю.Н. Старилов – Москва: Инфра-М, 2010. – 456 с.

6



В раздел образования