Напоминание

"Развитие мотивации учащихся при изучении немецкого языка"


Авторы: Мусатова Татьяна Васильевна, Рыбакова Елена Александровна
Должность: учитель немецкого языка, методист иностранного языка, учитель немецкого языка, методист иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1249
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мотивации учащихся при изучении немецкого языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Мусатова Татьяна Васильевна, учитель немецкого языка, методист

иностранных языков ГБОУ Школа № 1249 г. Москва

Рыбакова Елена Александровна, учитель немецкого языка, кандидат

филологических наук, методист иностранных языков ГБОУ Школа

№ 1249 г. Москва

Развитие мотивации учащихся

при изучении немецкого языка

Преподавание иностранного языка стало очень востребовано,

так как возникла насущная потребность в использовании подобных

знаний в повседневной жизни в современном обществе.

Цель обучения иностранному языку в настоящее время – это

развитие коммуникативных умений и навыков, то есть практическое

владение языком, которое можно использовать в устной и письменной

форме, как в процессе профессиональной деятельности, так и для

самообразования. В совокупности с другими компетенциями владение

хотя

бы

одним

иностранным

языком

даст

будущему

выпускнику

возможность быть успешным в профессиональной деятельности и

полностью реализовать себя как личность.

Однако в последнее время большинство родителей и учащихся

предпочитают

изучать

английский

язык,

как

язык

международного

общения. В данной ситуации наша школа, которая является первой

школой в Москве и стране, где немецкий язык изучается углубленно,

старается сохранить позиции немецкого языка как одного из ведущих

европейских

языков,

исходя

из

исторических,

культурных

и

экономических связей между Россией и Германией.

Целью

нашей

работы

является

популяризация

немецкого

языка, повышение мотивации к его изучению и овладение немецким

языком как средством общения.

Остановимся еще раз на том, что такое мотив и мотивация.

Мотив – это осознание того, ради чего нужно совершать какое-либо

действие,

в

процессе

мотивации

происходит

преобразование

потребности в мотив деятельности. И.А. Зимняя называет мотивацию

«запускным

механизмом»

всякой

человеческой

деятельности.

Мотивация – это, прежде всего, результат внутренних потребностей

человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов,

направленных на его активную деятельность. Мотивация, безусловно,

играет ведущую роль в обучении иностранному языку, это путь к

успешному

обучению,

поэтому

учителю

необходимо

представлять

себе способы и приемы её формирования в условиях школы.

Формирование мотивов – это, прежде всего, создание условий

для

появления

внутренних

побуждений

к

учению,

осознание

их

самими учащимися и дальнейшее развитие мотивационной сферы.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой

информации, она же является двигателем того, что ребенок проявляет

повышенный

интерес

к

изучаемому

предмету.

Наличие

элементов

поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное

состояние учащихся обеспечивает им выход из учебной деятельности

в самообразовательную и творческую.

Стремление

к

познанию,

к

поисковой

деятельн ост и ,

исследованию окружающего мира в большей степени свойственно

детям

с

повышенным

уровнем

мотивации,

чем

их

«нормальным»

сверстникам. Познавательная потребность этих детей проявляется в

любознательности. Повышенный интерес к проблемам, свойственный

мотивированным

детям,

-

это

качество,

необходимое

в

любой

творческой деятельности. Такие учащиеся, как правило, отличаются

гибкостью, креативностью мышления, легкостью генерирования идей:

чем

больше

идей,

тем

больше

возможностей

для

выбора

из

них

оптимальных,

их

сопоставления,

развития,

углубления

и

т.д.

Эти

качества мотивированных детей, являются, с одной стороны, основой,

а

с

другой

необходимой

предпосылкой

творчества

в

овладении

иностранными языками.

Что касается нашей школы с углубленным изучением немецкого

языка, то у нас, безусловно, есть мотивированные учащиеся с явно

выраженным филологическим уклоном, хотя и по другим предметам

они показывают хорошие результаты. Как уже отмечалось, в рамках

учебного

процесса

нужно

постоянно

стимулировать

интерес

таких

детей

к

изучению

иностранного

языка.

Задача

учителя,

используя

определенные

методы

и

формы

работы,

мотивировать

интерес

и

потребность к изучению немецкого языка.

Обозначим

лишь

некоторые

формы

работы,

успешно

используемые учителями немецкого языка нашей школы для развития

мотивации у учащихся при изучении иностранных языков, а на одной

из них остановимся подробнее.

Одним

из

средств

мотивации

являются

ролевые

игры.

Они

привлекательны тем, что развивают самостоятельность учащихся в

осуществлении

обучения

на

иностранном

языке,

развивают

их

воображение и творчество, расширяют кругозор в процессе решения

разнообразных познавательных заданий.

Учащимся с повышенным уровнем мотивации следует давать

дополнительные задания (упражнения), выполняя которые учащиеся

могут практически применять свои знания, например, при работе над

текстом:

выразить

своё

мнение

по

прочитанному,

придумать

или

изменить концовку текста и т.д. Упражнения лингвострановедческого

характера также повышают интерес к языку, активизируют речевую,

творческую, исследовательскую деятельность учащихся, развивают их

языковую догадку и чувство языка.

Важным

средством

мотивации

изучения

немецкого

языка

является

использование

аутентичных

в и д е о м ате р и а л о в ,

видеофильмов

на

занятиях

(на

начальном

этапе

обучения

иностранному

языку

эффективна

работа

с

мультфильмами).

Использование

видеоматериала

на

уроках

немецкого

языка

способствует

созданию

познавательной

деятельности,

развивает

память

и

внимание.

Работа

с

мультфильмами,

художественными

фильмами, сюжетами страноведческого характера, телевизионными

передачами

на

немецком

языке

в

процессе

обучения

школьников

расширяет общий кругозор, а также углубляет социокультурные знания

о стране изучаемого языка. Наши усилия направлены на то, чтобы

ученики

получали

удовлетворение

от

просмотренного

через

понимание языка, а не только через занимательный сюжет.

Сильным

стимулом

к

изучению

немецкого

языка

является

успешная сдача экзамена на немецкий языковой диплом. Немецкий

языковой

диплом DSD

является

в

нашей

стране

единственным

школьным экзаменом по немецкому языку как иностранному, который

признается

как

подтверждение

языковой

квалификации

уровня

владения

немецким

языком.

Согласно

Общеевропейским

компетенциям владения иностранным языком учащиеся нашей школы

сдают этот экзамен в 4 классе – А1, учащиеся 7-8 классов – А2,

учащиеся 9-х классов – В1 и 11-х классов В2/С1. Успешной сдаче

экзамена

предшествует

серьезная

подготовительная

работа,

как

в

урочное, так и в неурочное время, в том числе на спецкурсах по

немецкому

языку.

Наша

школа

является

членом

проекта

«Школы:

партнеры будущего» (Pasch). Цель этой инициативы – пробуждение

живого интереса к немецкому языку, к современной Германии, к ее

культуре и обществу. В этом учебном году наши учащиеся приняли

участие в международных конкурсах: видеоконкурс «Wie Deutsch mein

Leben

verändert

hat»,

«Schulporträt

Schule

1249»,

«Lesefüchse

International», Vorlesewettbewerb, «Jugend debattiert».

Успешное участие учащихся нашей школы на различного рода

олимпиадах, конкурсах по иностранным языкам повышает самооценку

учащихся,

порождает

стремление

к

достижению

новых

высот

и,

конечно же, увеличивает интерес к дальнейшему, более глубокому

изучению иностранного языка, способствует развитию у них мотивации

к изучению немецкого языка. В этой связи следует назвать, прежде

всего, Всероссийскую олимпиаду школьников по немецкому языку, а

также Международный языковой конкурс «Умники России», «Какаду»,

Московский городской конкурс «Немецкие мотивы», который в этом

году был организован Обществом дружбы с Австрией.

Кукольный театр на немецком языке – это еще одна возможность

повысить мотивацию учащихся нашей школы при изучении немецкого

языка.

Успешные

выступления

театра

на

различных

площадках

г.

Москвы

привлекают

все

большее

количество

учащихся

и

их

родителей. В этом году спектакль «Neujahrsmärchen» занял I место в

городском туре Театрального конкурса на иностранных языках.

Особая роль в развитии мотивации у учащихся принадлежит

методу

проектов.

Высокая

мотивация

одна

из

составляющих

успешного

проекта.

Проект

это

самостоятельно

планируемая

и

реализуемая

школьником

работа,

в

которой

речевое

общение

вплетено

в

интеллектуально-эмоциональный

контекст

другой

деятельности.

Проектная

деятельность

является

наиболее

популярным

и

перспективным

методом

обучения,

позволяющим

обобщить ранее полученные знания, умения, навыки, применить их на

практике и раскрыть творческие способности и возможности учащихся.

Проектная деятельность всегда затрагивает эмоциональную сферу

учащихся,

благодаря

чему

усиливается

мотивация

ребенка

при

изучении

иностранного

языка.

Учащиеся

получают

возможность

осуществить

творческую

работу

в

рамках

заданной

темы,

самостоятельно

добывая

необходимую

информацию,

в

т.ч.

лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников.

Поэтому для успешной реализации проекта нужно обратить внимание

на выбор темы и цели, которые решаются учащимися самостоятельно.

Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект

будет

использован

на

уроках,

т.е.

найдет

свое

практическое

применение, то учащиеся будут работать над проектом ещё с большей

отдачей. Кроме того, работа над проектом помогает сформировать

навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения

в группе, развить инициативу учащихся, повысить заинтересованность

и мотивацию учащихся к предмету «немецкий язык».

В

проектной

работе

весь

учебный

процесс

ориентирован

на

учащегося прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт

и

индивидуальные

способности.

В

проекте

успешно

реализуются

различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых

осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителя,

роль

которого

меняется:

вместо

контролера

он

становится

равноправным

партнером

и

консультантом.

Ус и л и ваетс я

индивидуальная

и

коллективная

ответственность

учащихся

за

конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый учащийся, работая

индивидуально

или

микрогруппе,

должен

представить

всей

группе

результат своей деятельности. Совместная работа в рамках проекта

у ч и т

у ч а щ и хс я

д о в од и т ь

д ел о

д о

к о н ц а ,

о н и

д о л ж н ы

задокументировать

результаты

своего

труда,

а

именно

оформить

альбом,

коллаж,

сделать

аудио-

или

видеозапись,

написать

сообщение и т.д. Формы презентации (сообщение, дискуссия, ролевая

игра и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.

Велико разнообразие учебных проектов: по продолжительности

(от проекта на один урок до проекта на весь учебный год – проект

может

быть

краткосрочный,

средней

продолжительности,

долгосрочный).

Проектирование

может

быть

индивидуальное,

групповое, парное, в нем могут участвовать учащиеся разных классов,

разных

возрастов.

По

составу

учащихся

выделяют

также

общешкольные и межшкольные проекты. По доминирующему методу

это

могут

игровые,

исследовательские,

творческие

проекты.

Существуют проекты для изучения разных тем одного предмета до

межпредметных и внепредметных. Проект может быть итоговым, когда

по

результатам

его

выполнения

оценивается

освоение

учащимися

определенного

учебного

материала,

и

текущим,

когда

на

самообразование и проектную деятельность выносится из учебного

курса лишь часть содержания обучения.

В нашей школе № 1249 уже в течение многих лет успешно

применяется метод проектов. Проектная деятельность используется

как

одно

из

актуальных

направлений

развития

мыслительной

активности учащихся и метод работы с мотивированными детьми.

Практически все учителя иностранного языка нашей школы имеют

дополнительные

часы

для

внеурочной

деятельности,

что

дает

учащимся (и учителю) возможность работать над проектами не только

во время уроков, но и в дополнительно отведенное на это время.

Проектная деятельность позволяет не только повысить мотивацию

учащихся к изучению предмета, но и используется как метод обучения,

основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе

учащихся. Разнообразны и интересны темы проектов. Свои проекты

ш к ол ь н и к и

д е м о н с т р и ру ют

и

з а щ и щ а ют

п е р ед

с в о и м и

одноклассниками, а также на общешкольных конференциях. Лучшие

проекты представляют в конце учебного года на проектной сессии.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность учащихся,

нужно помнить, что главная задача – сделать так, чтобы ребенок

захотел участвовать в этой работе, выбрал себе тему. Поэтому темы

должны быть интересны, лично значимы для каждого.

Проектной деятельностью увлечены сейчас не только ученики

старшей и средней школы, но и учащиеся начальной школы. Это

стало

возможным

благодаря

преемственности

обучения.

На

своих

уроках учителя кафедры успешно применяют метод учебного проекта

после прохождения определенных тем. Например, учащиеся 3 класса

представляли проект «Mein Traumhaus/

Meine

Traumwohnung», где

дети рассказывали о том, какой бы они хотели видеть свою квартиру

или

свою

комнату,

демонстрируя

в

качестве

на глядно го

подтверждения своих сообщений макеты домов или комнат, и, кроме

того,

оформляли

свои

сообщения

рисунками

или

фотографиями.

Видно было, что макеты изготовлены с большой любовью, ученики

творчески подошли к выполнению задания, какая кропотливая работа

была проделана; большинство макетов поражало своей красотой и

необычностью. Учащиеся увлеченно рассказывали о своих проектах,

остальные с интересом слушали.

5-е классы работали над проектом по теме «Meine Schule», где

учащиеся рассказывали о своей школе, о том, что им нравится или не

нравится в школьной жизни, чтобы они хотели изменить. Сообщения

были оформлены рисунками, коллажами, фотографиями. Один ученик

не

просто

рассказал

о

своей

школе,

выбрав

в

качестве

формы

презентации «раскладушку» - коллаж с элементами игры. Он провел в

группе игру-викторину, в которой задавались вопросы, а учащиеся,

ответив на вопрос по-немецки, должны были выполнить ещё какое-то

задание

на

немецком

языке

(рассказать

стихотворение,

словесно

описать что-то). Учащиеся 6-х классов традиционно работают над

проектом

«Wir

schreiben

Bücher»,

в

котором

они

выступают

одновременно в роли писателя, художника-оформителя, переплетчика

и менеджера по продажам.

Стали хорошей традицией долгосрочные проекты, которые наши

учащиеся

готовят

в

течение

учебного

года:

«Komm,

lieber

Mai»,

«Kochbuch»,

«Kinderrestaurant»,

«Märchenstraße».

Сценариями

этих

представлений мы делимся на сайте «Продленка».

9-е классы выбрали для своей проектной работы более сложную

тему «Internationale Küche». Выбор темы проекта был продиктован не

столько тематикой уроков немецкого языка, сколько живым интересом

учащихся к традициям разных стран. Это был групповой проект, на

подготовку и выполнение которого ушло около 5 месяцев. Целью этого

проекта

также

было

повышение

мотивации

учащихся,

развитие

с п о с о б н о с т е й

и

а к т и в н о й

т в о рч е с к о й

д е я т ел ь н о с т и

и

заинтересованного изучения предмета «Немецкий язык». Приучаясь к

самостоятельной

познавательной

деятельности,

у

учащихся

вырабатываются умения находить и извлекать нужную информацию

по

теме

проекта

из

разных

источников

(изучение

литературных

источников (работа в библиотеках), журналы, интернет, опросы и т.д.).

В рамках работы над проектом учащиеся вырабатывают также навыки

самоорганизации

и

самореализации,

стремление

и

умение

самостоятельно добывать и использовать новые знания. Также работа

над проектом создает условия для отношений сотрудничества между

учителем

и

учеником.

Проектная

форма

работы

предполагает

«погружение»

учащихся

в

изучение

некой

проблемы

(темы).

В

процессе работы над проектом учащимся 9-х классов предстояло

изучить особенности разнообразных кухонь мира, познакомиться с

традициями немецкой, русской, грузинской, французской, итальянской

кухни, совершив при этом экскурс в историю. Практический результат

работы: папка с файлами, альбом… В процессе презентации проекта

учащиеся

не

только

рассказали

об

особенностях

разных

кухонь,

продемонстрировав

свое

выступление

фотографиями,

слайдами,

фильмом о приготовлении традиционных национальных блюд, но и

предложили рецепты этих блюд. Причем, все эти национальные блюда

были приготовлены, а желающие могли их попробовать. Этот проект

был

представлен

на

итоговой

школьной

научно-практической

конференции, где стал победителем.

В

заключение

хочется

отметить,

что,

безусловно,

существует

много разнообразных форм и методов работы с мотивированными

детьми, но методу проектов отводится особая роль, поскольку он

способствует

не

только

повышению

мотивации

учащихся,

но

и

повышению

значимости

языка

как

средства

общения,

развитию

умения

работать

в

коллективе,

расширению

кругозора

учащихся,

поощрению творчества, воспитанию самостоятельности, интеграции

всех 4-х видов речевой деятельности, развитию общеучебных умений.

Если предметная олимпиада обнаруживает потенциальные творческие

возможности

школьника,

то

подготовка

и

презентация

проектной

работы

способствует

воспитанию

в

ребенке

таланта

и

навыков

исследователя.

Там,

где

есть

интерес,

где

ребенок

увлечен

творчеством, там нет перегрузки, а интерес формируется у ребенка в

ситуации успешности.



В раздел образования