Напоминание

Сущность и значение эмоционально-волевой устойчивости спортсмена-танцора в предсоревновательной подготовке


Авторы: Антонова Валерия Евгеньевна, Юрьева Марина Николаевна
Должность: магистрант, кафедры сценических искусств, д.п.н., профессор.
Учебное заведение: ТГУ им. Г.Р. Державина
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Сущность и значение эмоционально-волевой устойчивости спортсмена-танцора в предсоревновательной подготовке
Раздел: высшее образование





Назад




Сущность и значение эмоционально-волевой устойчивости спортсмена-

танцора в предсоревновательной подготовке

Антонова В.Е., Юрьева М.Н.

Антонова Валерия Евгеньевна – магистрант, кафедра сценических искусств,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов.

Юрьева Марина Николаевна – доктор педагогических наук, профессор.

А н н о т а ц и я : Рассматриваются процесс

предсоревновательной

подготовки спортсмена-танцора, проблема повышения результативности и

надежности

соревновательной

деятельности.

Выяснили

что,

специфика

танцевального

спорта,

требующего

значительной

динамической

работы,

состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка

ложится как на физические возможности, так и на психику спортсмена.

Деятельность

конкурсных

танцевальных

пар

требует

высокого

уровня

развития

внимания,

памяти,

эмоциональной

устойчивости

как

одних

из

факторов

соревновательной

надежности

исполнения

танцев

обязательной

конкурсной программы. В связи с обострением спортивной конкуренции и

обусловленным

этим

повышением

требований

к

уровню

выступлений

танцевальных пар роль психолого-педагогических факторов в данной сфере

деятельности становится все более ощутимой. Сделали вывод о том, что

одним

из

о сновных

факторов,

обе спечивающих

н а д е ж н о с т ь

соревновательной

деятельности,

является

фактор

эмоциональной

устойчивости, позволяющий танцевальной паре надежно выполнять целевые

задачи

спортивной

деятельности.

Формирование

эмоционально-волевой

устойчивости

спортсменов-танцоров

рассматривается

на

примере

танцевального

спорта,

характеризующегося

конкурсной

деятельностью

танцевальных пар в условиях, требующих особого психического состояния

для оптимального использования технического мастерства и тактического

потенциала

спортсменов.

Анализ

состояния

проблемы

дает

основание

полагать, что личностно-типологические особенности в значительной мере

обусловливают психологическую подготовленность конкурсных танцоров к

эффективной

реализации

соревновательной

деятельности,

что

требует

проведения новых эмпирических исследований.

К л ю ч е в ы е

с л о в а : спортсмен-танцор,

эмоционально-волевой

компонент, эмоциональные переживания, эмоциональная устойчивость.

Современный

спортивный

танец

-

понятие,

связанное

с

широким

спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких

наук, как педагогика, психология, этика, эстетика, социология, философия,

режиссура.

Специфика

танцевального

спорта,

требующего

значительной

динамической

работы,

состоит

в

том,

что

основная

соревновательная

и

тренировочная нагрузка ложится как на физические возможности, так и на

психику спортсмена. Деятельность конкурсных танцевальных пар требует

высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости

как одних из факторов соревновательной надежности исполнения танцев

обязательной конкурсной программы. В процессе конкурсных выступлений

танцоры

часто

не

имеют

информации

о

результатах

соперников,

что

повышает

зависимость

успешности

выступления

от

умения

регулировать

свое эмоциональное состояние.

В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим

повышением

требований

к

уровню

выступлений

танцевальных

пар

роль

психолого-педагогических факторов в данной сфере деятельности становится

все

более

ощутимой.

Одним

из

основных

факторов,

обеспечивающих

надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоционально-

волевой устойчивости, позволяющий танцевальной паре надежно выполнять

целевые задачи спортивной деятельности.

В спортивных бальных танцах важную роль играют наличие волевых

качеств, особенности мышечной памяти, а также эмоциональное состояние,

устойчивость к препятствиям, которые возникают на пути спортсменов: это

проблемы взаимодействия с партнерами, другими спортсменами и тренером,

в частности в период перед предстоящими соревнованиями. Для танцора-

спортсмена,

занимающегося

бальными

танцами,

важна

психологическая

подготовка

к

соревнованиям,

поскольку

танцевальный

спорт

не

только

является красивым зрелищем, но и предполагает владение собой в период

перед ожиданием выступления, способность принять поражение, адекватно

подойти

к

анализу

ошибок

и

промахов,

предотвратить

и

преодолеть

конфликты

в

паре. Именно

поэтому

возрастает

актуальность

влияния

эмоционально-волевого

компонента

на

предсоревновательную

подготовку

спортсмена-танцора.

И.Н. Ронь, М.Ф. Секач, М.Ю. Соколов утверждают, что экстремальные

условия тренировочной и соревновательной деятельности, ее интенсивность,

высокая конкуренция в спорте высших достижений требуют от спортсменов

высокого

уровня

психофизического

напряжения,

значительных

затрат

психической энергии [10, 28].

В

связи

с

этим

в

последние

годы

увеличилось

количество

исследований, посвященных изучению различных факторов, влияющих как

на само выступление, так и на отдельные тренировочные процессы.

В л и я н и е эмоционально-волевого

компонента

в

сфере

бальной

хореографии,

обусловлено

пониманием

важной

роли

и

значением

эмоционально-волевого

регулирования

в

тренировочной

деятельности

спортсменов

танцоров

в

период

предсоревновательной

подготовки.

Основанием для выделения данного компонента является анализ имеющихся

психолого–педагогических исследований, в которых рассматриваются роль

эмоциональности

в

саморегуляции

деятельности

(А.Е.

Ольшанская,

И.В.

Пацявивичус),

взаимосвязь

эмоций

и

мышления

(И.А.

Васильев,

В.Л.

Поплужный,

О.К.

Тихомиров),

регулирование

эмоциями

общей

направленности и динамики поведения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович),

понимание

воли

как

способности

преодолевать

внешние

и

внутренние

препятствия, регуляции психических процессов и состояний (Л.И. Божович,

Л.С. Выготский, В. К. Калин, П.А. Рудик, В.И. Селиванов и др.), воспитание

и

самовоспитание

волевых

качеств

и

способностей

(А.А.

Бодалев,

А.Г.

Ковалев, Л.И. Рувинский и др.).

Эмоциональные

переживания

во

время

соревнований

отличаются

значительной насыщенностью, быстротой смены состояний, интенсивностью

протекания

процессов.

Спортивные

соревнования

как

одна

из

основных

составляющих

спортивной

деятельности

отличаются

не

только

высоким

накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Чаще всего

психологи

спорта

выделяют

следующие эмоциональные

переживания

спортсменов:

соревновательное

возбуждение

характеризуется

высокой

общей

активностью спортсмена и действенными эмоциями. Как правило, успешное

выступление

на

соревнованиях

сопряжено

с

оптимальным

для

данного

спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

боевой настрой – сопровождается уверенностью в победе, готовностью к

энерготратам,

высоким

уровнем

самоконтроля

спортсмена

за

своими

эмоциями;

спортивная

увлеченность

сопровождается

яркими

эмоциональными

переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе;

спортивный

азарт

отрицательное

эмоциональное

состояние,

когда

увлеченность

спортивной

борьбой

приобретает

аффективные

оттенки,

частично нарушается самоконтроль действий;

спортивная

злость

чаще

всего

возникает

как

фрустрация

кратковременная

реакция

на

ситуацию

объективной

или

субъективной

недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется

ввиду, что злость направленна на себя, а не на соперника;

состязательность – представляется наиболее эффективным состоянием для

борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на

человека заставляет использовать оценку и самооценку множества факторов

спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего

на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и

его мастерству;

агрессивность – отрицательная эмоция, так же направленная на соперника,

однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выхода действий

спортсмена

за

рамки

дозволенного

правилами

и

этикой

танцевального

спорта.

спортивная честь – рассматривается как сложное нравственное чувство,

порождаемое

глубоким

личностным

участием

спортсмена

в

решении

принципиальных вопросов спортивной деятельности культурных традиция

спорта,

знанием

не

только

буквы,

но

и

духа

спортивных

правил;

сопровождается

стремлением

к

объективности

оценки

соревновательных

действий, высокой требовательностью к себе;

чувство

личностного

превосходства

проявляется

в

самолюбовании,

зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с

эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников

своими

прошлыми

заслугами,

требует

повышенного

внимания

к

своей

персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

чувство

долга

и

ответственности

перед

партнером

и

коллективом

выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению

трудностей, оправданному риску;

чувство спортивной гордости – возникает в результате заслуженной победы

в трудной спортивной борьбе; характеризуется ощущением причастности к

достижениям

коллектива,

личного

вклада

в

победу

на

соревнованиях,

совпадение интересов партнеров.

Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов

редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом» виде. Как правило,

они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя ограниченное

единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт

глубокого воздействия как на личность спортсмена, так и на уровень его

соревновательной готовности.

В

исследованиях

Л.Я.

Дорфмана

обоснованно

утверждение,

что

индивидуальная

эмоциональность

тесно

связанна

с

особенностями

темперамента

и

характеризуется

различиями

как

в

предпочтении

определенных

переживаний,

так

и

в

способах

их

выражения

[15].

Прослеживая

взаимосвязь

эмоций

индивидуального

компонента

психического

состояния

спортсмена-танцора,

необходимо

выделить

три

наиболее

значимых

аспекта:

впечатлительность

(эмоциональная

чувствительность),

импульсивность

и

эмоциональная

лабильность

(В.Д.

Н е б ы л и ц ы н ) .

В п еч атл и т е л ь н о с т ь

в ы р а ж а е т

э м о ц и о н а л ь н у ю

восприимчивость

спортсмена-танцора,

его

чувствительность

к

эмоциогенным

стимулам.

Импульсивность

отражает,

на

сколько

легко

трансформируются

его

эмоции

в

побуждение

к

действиям

без

их

предварительного обдумывания. Эмоциональная лабильность характеризует

скорость перехода спортсмена-танцора от одного эмоционального состояния

к другому.

Важным

моментом

интенсификации

психологической

готовности

спортсмена-танцора

является

эмоциональная

устойчивость,

которая

позволяет

учитывать

не

только

сложные

эмоциогенные

ситуации,

но

и

различные

факторы,

несущее

в

себе

потенциальную

возможность

повышенного эмоционального реагирования. Это необходимо испытать на

наш

взгляд,

с

нескольких

точек

зрения:

во-первых,

эмоциональная

устойчивость

способствует

формированию

психологической

готовности

спортсмена

танцора

к

соревновательной

деятельности;

во-вторых,

способствует более продуктивному усвоению знаний, умений и навыков; в-

третьих, приобретению опыта эмоционального переживания.

Как показывают исследования [18;20;23;27] регулирование поведения и

деятельности,

мобилизация

внутренних

ресурсов

связанны

с

волевыми

процессами личности. На значимость «усилием воли преодолеть наивысшую

степень физического утомления, так называемую «мертвую точку», после

которой

появляется

как

бы

«второе

дыхание»,

позволяющее

в

период

наибольшего

физического

утомления

сохранять

работоспособность»

[31],

указывают в своих работах многие деятели хореографического искусства,

(Б.Б. Акимов, А.Я. Ваганова, Е.П. Валукин, Р.С. Захаров, А.М. Мессерер и

др.).

Исходя

из

различных

теоретико-методологических

оснований

необходимо выделить три подхода в определении воли. В рамках первого,

мотивационного

подхода

(Л.И.

Божович,

Д.Н.

Узнадзе

и

др.)

воля

анализируется

как

способность

к

инициации

действий

или

к

усилению

побуждения

к

действию

при

его

дефиците

вследствие

внешних

или

внутренних

препятствий

отсутствия

актуально

переживаемого

желания

к

действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов и пр.

При этом в зависимости от представлений о механизмах такой способности

воля

понимается

как:

самостоятельное

психическое

образование

самостоятельная

сила

непсихологической

природы;

мотивационное

или

эмоциональное образование (желания, аффекты, потребность); либо сводится

к состоянию мозга как механизма регуляции. В рамках второго «свободного

выбора» воля, с одной точки зрения рассматривается как самостоятельная

сила с другой – сводится к функционированию познавательных процессов. В

процессе

психологической

готовности

спортсмена-танцора

динамическая

сторона

волевого

акта

заключается

в

эффекте

его

реализации,

т.

е.

в

воплощении

действия,

успех

которого

зависит

от

силы

детерминации,

обусловленной актуальным моментом волевого акта, и от других факторов

(трудности препятствия, содержания действия).

С точки зрения третьего – регуляционного подхода (Л.С. Выготсткий,

В.К. Калин, П.А. Рудик, В.И. Селиванов и др.)

воля рассматривается как

способность

к

дополнительному

побуждению

преодолению,

мобилизации

дополнительных

ресурсов

для

достижения

поставленной

цели,

за

счет

регуляции собственных состояний и организаций психических процессов

[11].

Волевая регуляция влияет на высокую самоотдачу в соревновательной

деятельности,

способствует

развитию

важных

черт

ха ра кт е ра ,

обеспечивающих

успешность

психологической

готовности

спортсмена-

танцора.

По

мнению

М.Н.

Юрьевой

с

позиции

интегративно-ресурсного

подхода,

сущность

регуляции

необходимо

рассматривать

с

точки

зрения

мобилизации личностью своих психических, физических и эмоциональных

ресурсов

для

преодоления

внешних

и

внутренних

препятствий

при

совершении целенаправленных действий и поступков [12].

Таким образом, для того чтобы знания, умения и навыки реализовались

в

процессе

предсоревновательной

подготовки

спортсмена-танцора,

необходимо

их

эмоционально

волевое

освоение,

превращение

в

личные

взгляды,

убеждения,

а

также

выработка

определенной

установки

на

готовность

действовать.

В

процессе

психологической

подготовки

эмоционально-волевой

образ

«Я»

спортсменов-танцоров

детерминируется

различным набором личностных качеств, среди которых имеются ведущие:

целеустремленность,

инициативность;

настойчивость

и

упорство

в

преодолении

трудностей,

собранность,

мобилизованность,

стремление

реализовать

познавательные

и

физические,

творческие

возможности,

высокий уровень работоспособности и эмоциональной саморегуляции.

Список использованных источников

1.

Аболин

Л.М.

Возрастные

и

квалификационные

различия

в

соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов //Теория

и практика физической культуры. - 1976. - № 8. -С. 14-17.

2.

Аболин

Л.М.

Эмоциональная

устойчивость

в

напряженной

деятельности,

ее

психологические

механизмы

и

пути

повышения:

Дисс.докт.псих.наук. -М., 1989.- 596с.

3. Бехтерев В.М. Об эмоциях, как мимико-соматических реакциях -В

кн.: «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. вып. 2. -Л.,

1929.

4 Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов в кн.:

Исследование типологических особенностей нервной системы. - М.: ФиС,

1961.-С.295.

5. Брунер Д. Психология познания пер. с англ. К.И.Бабицкого. / общ.

ред. А.Р.Лурия. - М: Прогресс, 1977. - 412 с.

6.

Василенко

Л.Д.

Психологиче ский

с и м п том о ком п л е кс ,

обусловленный

подвижностью

нервной

системы

//

Типологические

исследования по психологии личности. Пермь, 1967. - Т. 48. - Вып. 4. -С. 56-

63.

7.

Вяткин

Б.А.

Управление

психическим

стрессом

в

спортивных

соревнованиях. -М.: ФиС, 1981. -112 с.

8.

Гаврилюк

В.К.

К

вопросу

о

психологических

барьерах

в

соревнованиях у спортсменов в кн.: Проблемы психологии спорта / под ред.

П.А.Рудика и А.Ц.Пуни. - М.: ФиС, 1962.

9. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства.

Нейрофизиологическое исследование. пер. с англ. - М.: Мир, 1966.-672с.

1 0 . Ронь

И.Н.,

Психолого-педагогические

условия

формирования

соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных

пар: дисс..канд..пед..наук М., 2006, 192 с.

11. Рудик П.А., Лепендина И.И. Особенности эмоционально-волевых

процессов при нарушении динамического стереотипа привычного действия в

кн.: Проблемы психологии спорта. -М.:ФиС, 1962.

12. Юрьева М.Н., Личностно-профессиональное становление студента-

хореографа

в

вузе:

методология,

теория,

практика:

монография

/

М.Н.

Юрьева; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т

им. Г.Р. Державина». – Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2010. – 424 с.



В раздел образования