Авторы: Антонова Валерия Евгеньевна, Юрьева Марина Николаевна
Должность: магистрант, кафедры сценических искусств, д.п.н., профессор.
Учебное заведение: ТГУ им. Г.Р. Державина
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Сущность и значение эмоционально-волевой устойчивости спортсмена-танцора в предсоревновательной подготовке
Раздел: высшее образование
Сущность и значение эмоционально-волевой устойчивости спортсмена-
танцора в предсоревновательной подготовке
Антонова В.Е., Юрьева М.Н.
Антонова Валерия Евгеньевна – магистрант, кафедра сценических искусств,
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов.
Юрьева Марина Николаевна – доктор педагогических наук, профессор.
А н н о т а ц и я : Рассматриваются процесс
предсоревновательной
подготовки спортсмена-танцора, проблема повышения результативности и
надежности
соревновательной
деятельности.
Выяснили
что,
специфика
танцевального
спорта,
требующего
значительной
динамической
работы,
состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка
ложится как на физические возможности, так и на психику спортсмена.
Деятельность
конкурсных
танцевальных
пар
требует
высокого
уровня
развития
внимания,
памяти,
эмоциональной
устойчивости
как
одних
из
факторов
соревновательной
надежности
исполнения
танцев
обязательной
конкурсной программы. В связи с обострением спортивной конкуренции и
обусловленным
этим
повышением
требований
к
уровню
выступлений
танцевальных пар роль психолого-педагогических факторов в данной сфере
деятельности становится все более ощутимой. Сделали вывод о том, что
одним
из
о сновных
факторов,
обе спечивающих
н а д е ж н о с т ь
соревновательной
деятельности,
является
фактор
эмоциональной
устойчивости, позволяющий танцевальной паре надежно выполнять целевые
задачи
спортивной
деятельности.
Формирование
эмоционально-волевой
устойчивости
спортсменов-танцоров
рассматривается
на
примере
танцевального
спорта,
характеризующегося
конкурсной
деятельностью
танцевальных пар в условиях, требующих особого психического состояния
для оптимального использования технического мастерства и тактического
потенциала
спортсменов.
Анализ
состояния
проблемы
дает
основание
полагать, что личностно-типологические особенности в значительной мере
обусловливают психологическую подготовленность конкурсных танцоров к
эффективной
реализации
соревновательной
деятельности,
что
требует
проведения новых эмпирических исследований.
К л ю ч е в ы е
с л о в а : спортсмен-танцор,
эмоционально-волевой
компонент, эмоциональные переживания, эмоциональная устойчивость.
Современный
спортивный
танец
-
понятие,
связанное
с
широким
спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких
наук, как педагогика, психология, этика, эстетика, социология, философия,
режиссура.
Специфика
танцевального
спорта,
требующего
значительной
динамической
работы,
состоит
в
том,
что
основная
соревновательная
и
тренировочная нагрузка ложится как на физические возможности, так и на
психику спортсмена. Деятельность конкурсных танцевальных пар требует
высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости
как одних из факторов соревновательной надежности исполнения танцев
обязательной конкурсной программы. В процессе конкурсных выступлений
танцоры
часто
не
имеют
информации
о
результатах
соперников,
что
повышает
зависимость
успешности
выступления
от
умения
регулировать
свое эмоциональное состояние.
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим
повышением
требований
к
уровню
выступлений
танцевальных
пар
роль
психолого-педагогических факторов в данной сфере деятельности становится
все
более
ощутимой.
Одним
из
основных
факторов,
обеспечивающих
надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоционально-
волевой устойчивости, позволяющий танцевальной паре надежно выполнять
целевые задачи спортивной деятельности.
В спортивных бальных танцах важную роль играют наличие волевых
качеств, особенности мышечной памяти, а также эмоциональное состояние,
устойчивость к препятствиям, которые возникают на пути спортсменов: это
проблемы взаимодействия с партнерами, другими спортсменами и тренером,
в частности в период перед предстоящими соревнованиями. Для танцора-
спортсмена,
занимающегося
бальными
танцами,
важна
психологическая
подготовка
к
соревнованиям,
поскольку
танцевальный
спорт
не
только
является красивым зрелищем, но и предполагает владение собой в период
перед ожиданием выступления, способность принять поражение, адекватно
подойти
к
анализу
ошибок
и
промахов,
предотвратить
и
преодолеть
конфликты
в
паре. Именно
поэтому
возрастает
актуальность
влияния
эмоционально-волевого
компонента
на
предсоревновательную
подготовку
спортсмена-танцора.
И.Н. Ронь, М.Ф. Секач, М.Ю. Соколов утверждают, что экстремальные
условия тренировочной и соревновательной деятельности, ее интенсивность,
высокая конкуренция в спорте высших достижений требуют от спортсменов
высокого
уровня
психофизического
напряжения,
значительных
затрат
психической энергии [10, 28].
В
связи
с
этим
в
последние
годы
увеличилось
количество
исследований, посвященных изучению различных факторов, влияющих как
на само выступление, так и на отдельные тренировочные процессы.
В л и я н и е эмоционально-волевого
компонента
в
сфере
бальной
хореографии,
обусловлено
пониманием
важной
роли
и
значением
эмоционально-волевого
регулирования
в
тренировочной
деятельности
спортсменов
танцоров
в
период
предсоревновательной
подготовки.
Основанием для выделения данного компонента является анализ имеющихся
психолого–педагогических исследований, в которых рассматриваются роль
эмоциональности
в
саморегуляции
деятельности
(А.Е.
Ольшанская,
И.В.
Пацявивичус),
взаимосвязь
эмоций
и
мышления
(И.А.
Васильев,
В.Л.
Поплужный,
О.К.
Тихомиров),
регулирование
эмоциями
общей
направленности и динамики поведения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович),
понимание
воли
как
способности
преодолевать
внешние
и
внутренние
препятствия, регуляции психических процессов и состояний (Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, В. К. Калин, П.А. Рудик, В.И. Селиванов и др.), воспитание
и
самовоспитание
волевых
качеств
и
способностей
(А.А.
Бодалев,
А.Г.
Ковалев, Л.И. Рувинский и др.).
Эмоциональные
переживания
во
время
соревнований
отличаются
значительной насыщенностью, быстротой смены состояний, интенсивностью
протекания
процессов.
Спортивные
соревнования
как
одна
из
основных
составляющих
спортивной
деятельности
отличаются
не
только
высоким
накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Чаще всего
психологи
спорта
выделяют
следующие эмоциональные
переживания
спортсменов:
соревновательное
возбуждение
–
характеризуется
высокой
общей
активностью спортсмена и действенными эмоциями. Как правило, успешное
выступление
на
соревнованиях
сопряжено
с
оптимальным
для
данного
спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;
боевой настрой – сопровождается уверенностью в победе, готовностью к
энерготратам,
высоким
уровнем
самоконтроля
спортсмена
за
своими
эмоциями;
спортивная
увлеченность
–
сопровождается
яркими
эмоциональными
переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе;
спортивный
азарт
–
отрицательное
эмоциональное
состояние,
когда
увлеченность
спортивной
борьбой
приобретает
аффективные
оттенки,
частично нарушается самоконтроль действий;
спортивная
злость
–
чаще
всего
возникает
как
фрустрация
–
кратковременная
реакция
на
ситуацию
объективной
или
субъективной
недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется
ввиду, что злость направленна на себя, а не на соперника;
состязательность – представляется наиболее эффективным состоянием для
борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на
человека заставляет использовать оценку и самооценку множества факторов
спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего
на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и
его мастерству;
агрессивность – отрицательная эмоция, так же направленная на соперника,
однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выхода действий
спортсмена
за
рамки
дозволенного
правилами
и
этикой
танцевального
спорта.
спортивная честь – рассматривается как сложное нравственное чувство,
порождаемое
глубоким
личностным
участием
спортсмена
в
решении
принципиальных вопросов спортивной деятельности культурных традиция
спорта,
знанием
не
только
буквы,
но
и
духа
спортивных
правил;
сопровождается
стремлением
к
объективности
оценки
соревновательных
действий, высокой требовательностью к себе;
чувство
личностного
превосходства
–
проявляется
в
самолюбовании,
зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с
эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников
своими
прошлыми
заслугами,
требует
повышенного
внимания
к
своей
персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;
чувство
долга
и
ответственности
перед
партнером
и
коллективом
–
выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению
трудностей, оправданному риску;
чувство спортивной гордости – возникает в результате заслуженной победы
в трудной спортивной борьбе; характеризуется ощущением причастности к
достижениям
коллектива,
личного
вклада
в
победу
на
соревнованиях,
совпадение интересов партнеров.
Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов
редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом» виде. Как правило,
они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя ограниченное
единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт
глубокого воздействия как на личность спортсмена, так и на уровень его
соревновательной готовности.
В
исследованиях
Л.Я.
Дорфмана
обоснованно
утверждение,
что
индивидуальная
эмоциональность
тесно
связанна
с
особенностями
темперамента
и
характеризуется
различиями
как
в
предпочтении
определенных
переживаний,
так
и
в
способах
их
выражения
[15].
Прослеживая
взаимосвязь
эмоций
индивидуального
компонента
психического
состояния
спортсмена-танцора,
необходимо
выделить
три
наиболее
значимых
аспекта:
впечатлительность
(эмоциональная
чувствительность),
импульсивность
и
эмоциональная
лабильность
(В.Д.
Н е б ы л и ц ы н ) .
В п еч атл и т е л ь н о с т ь
в ы р а ж а е т
э м о ц и о н а л ь н у ю
восприимчивость
спортсмена-танцора,
его
чувствительность
к
эмоциогенным
стимулам.
Импульсивность
отражает,
на
сколько
легко
трансформируются
его
эмоции
в
побуждение
к
действиям
без
их
предварительного обдумывания. Эмоциональная лабильность характеризует
скорость перехода спортсмена-танцора от одного эмоционального состояния
к другому.
Важным
моментом
интенсификации
психологической
готовности
спортсмена-танцора
является
эмоциональная
устойчивость,
которая
позволяет
учитывать
не
только
сложные
эмоциогенные
ситуации,
но
и
различные
факторы,
несущее
в
себе
потенциальную
возможность
повышенного эмоционального реагирования. Это необходимо испытать на
наш
взгляд,
с
нескольких
точек
зрения:
во-первых,
эмоциональная
устойчивость
способствует
формированию
психологической
готовности
спортсмена
танцора
к
соревновательной
деятельности;
во-вторых,
способствует более продуктивному усвоению знаний, умений и навыков; в-
третьих, приобретению опыта эмоционального переживания.
Как показывают исследования [18;20;23;27] регулирование поведения и
деятельности,
мобилизация
внутренних
ресурсов
связанны
с
волевыми
процессами личности. На значимость «усилием воли преодолеть наивысшую
степень физического утомления, так называемую «мертвую точку», после
которой
появляется
как
бы
«второе
дыхание»,
позволяющее
в
период
наибольшего
физического
утомления
сохранять
работоспособность»
[31],
указывают в своих работах многие деятели хореографического искусства,
(Б.Б. Акимов, А.Я. Ваганова, Е.П. Валукин, Р.С. Захаров, А.М. Мессерер и
др.).
Исходя
из
различных
теоретико-методологических
оснований
необходимо выделить три подхода в определении воли. В рамках первого,
мотивационного
подхода
(Л.И.
Божович,
Д.Н.
Узнадзе
и
др.)
воля
анализируется
как
способность
к
инициации
действий
или
к
усилению
побуждения
к
действию
при
его
дефиците
вследствие
внешних
или
внутренних
препятствий
отсутствия
актуально
переживаемого
желания
к
действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов и пр.
При этом в зависимости от представлений о механизмах такой способности
воля
понимается
как:
самостоятельное
психическое
образование
самостоятельная
сила
непсихологической
природы;
мотивационное
или
эмоциональное образование (желания, аффекты, потребность); либо сводится
к состоянию мозга как механизма регуляции. В рамках второго «свободного
выбора» воля, с одной точки зрения рассматривается как самостоятельная
сила с другой – сводится к функционированию познавательных процессов. В
процессе
психологической
готовности
спортсмена-танцора
динамическая
сторона
волевого
акта
заключается
в
эффекте
его
реализации,
т.
е.
в
воплощении
действия,
успех
которого
зависит
от
силы
детерминации,
обусловленной актуальным моментом волевого акта, и от других факторов
(трудности препятствия, содержания действия).
С точки зрения третьего – регуляционного подхода (Л.С. Выготсткий,
В.К. Калин, П.А. Рудик, В.И. Селиванов и др.)
воля рассматривается как
способность
к
дополнительному
побуждению
преодолению,
мобилизации
дополнительных
ресурсов
для
достижения
поставленной
цели,
за
счет
регуляции собственных состояний и организаций психических процессов
[11].
Волевая регуляция влияет на высокую самоотдачу в соревновательной
деятельности,
способствует
развитию
важных
черт
ха ра кт е ра ,
обеспечивающих
успешность
психологической
готовности
спортсмена-
танцора.
По
мнению
М.Н.
Юрьевой
с
позиции
интегративно-ресурсного
подхода,
сущность
регуляции
необходимо
рассматривать
с
точки
зрения
мобилизации личностью своих психических, физических и эмоциональных
ресурсов
для
преодоления
внешних
и
внутренних
препятствий
при
совершении целенаправленных действий и поступков [12].
Таким образом, для того чтобы знания, умения и навыки реализовались
в
процессе
предсоревновательной
подготовки
спортсмена-танцора,
необходимо
их
эмоционально
волевое
освоение,
превращение
в
личные
взгляды,
убеждения,
а
также
выработка
определенной
установки
на
готовность
действовать.
В
процессе
психологической
подготовки
эмоционально-волевой
образ
«Я»
спортсменов-танцоров
детерминируется
различным набором личностных качеств, среди которых имеются ведущие:
целеустремленность,
инициативность;
настойчивость
и
упорство
в
преодолении
трудностей,
собранность,
мобилизованность,
стремление
реализовать
познавательные
и
физические,
творческие
возможности,
высокий уровень работоспособности и эмоциональной саморегуляции.
Список использованных источников
1.
Аболин
Л.М.
Возрастные
и
квалификационные
различия
в
соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов //Теория
и практика физической культуры. - 1976. - № 8. -С. 14-17.
2.
Аболин
Л.М.
Эмоциональная
устойчивость
в
напряженной
деятельности,
ее
психологические
механизмы
и
пути
повышения:
Дисс.докт.псих.наук. -М., 1989.- 596с.
3. Бехтерев В.М. Об эмоциях, как мимико-соматических реакциях -В
кн.: «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. вып. 2. -Л.,
1929.
4 Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов в кн.:
Исследование типологических особенностей нервной системы. - М.: ФиС,
1961.-С.295.
5. Брунер Д. Психология познания пер. с англ. К.И.Бабицкого. / общ.
ред. А.Р.Лурия. - М: Прогресс, 1977. - 412 с.
6.
Василенко
Л.Д.
Психологиче ский
с и м п том о ком п л е кс ,
обусловленный
подвижностью
нервной
системы
//
Типологические
исследования по психологии личности. Пермь, 1967. - Т. 48. - Вып. 4. -С. 56-
63.
7.
Вяткин
Б.А.
Управление
психическим
стрессом
в
спортивных
соревнованиях. -М.: ФиС, 1981. -112 с.
8.
Гаврилюк
В.К.
К
вопросу
о
психологических
барьерах
в
соревнованиях у спортсменов в кн.: Проблемы психологии спорта / под ред.
П.А.Рудика и А.Ц.Пуни. - М.: ФиС, 1962.
9. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства.
Нейрофизиологическое исследование. пер. с англ. - М.: Мир, 1966.-672с.
1 0 . Ронь
И.Н.,
Психолого-педагогические
условия
формирования
соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных
пар: дисс..канд..пед..наук М., 2006, 192 с.
11. Рудик П.А., Лепендина И.И. Особенности эмоционально-волевых
процессов при нарушении динамического стереотипа привычного действия в
кн.: Проблемы психологии спорта. -М.:ФиС, 1962.
12. Юрьева М.Н., Личностно-профессиональное становление студента-
хореографа
в
вузе:
методология,
теория,
практика:
монография
/
М.Н.
Юрьева; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т
им. Г.Р. Державина». – Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2010. – 424 с.