Напоминание

"Устойчивость в классическом танце"


Авторы: Казарцева Анна Андреевна, Юрьева Марина Николаевна
Должность: магистрант, д.п.н., профессор
Учебное заведение: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Устойчивость в классическом танце"
Раздел: высшее образование





Назад




Устойчивость в классическом танце

Юрьева М.Н.

1

, Казарцева А.А.

2

1

Юрьева Марина Николаевна – доктор педагогических наук, профессор

2

Казарцева Анна Андреевна – магистрант, кафедра сценических искусств,

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,

г. Тамбов

Аннотация: В статье рассматривается понятие устойчивость в

различных науках и сферах деятельности. Но особое внимание уделяется

устойчивости

в

классическом

танце.

Формированию

устойчивости

уделяют

огромное

внимание,

особенно

у

детей

младшего

возраста.

Устойчивость имеет огромное значение в классическом танце и

это

является актуальной проблемой сегодня.

Ключевые слова: хореография, классический танец, устойчивость,

апломб, координация, выворотность, постановка корпуса,

Понятие «устойчивость» встречается нам ежедневно, и мы часто

употребляем

его

в

жизни.

Устойчивость

бывает

разная,

например

психологическая,

эмоциональная,

стрессоустойчивость,

физическая,

экономическая.

Прежде

чем

дать

определение

этого

термина

в

хореографии,

рассмотрим несколько определений понятия «устойчивость» в различных

науках и сферах деятельности.

В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого

слова: «стабильность, равновесие» [1].

По

мнению

А.

Ребера,

в

его

словаре

понятие

«устойчивый»

понимается

как

характеристика

индивида,

поведение

которого

относительно надежно и последовательно [9].

В

работах

ведущих

психологов

(Л.С.Выготского,

Л.Г.Дикой,

Б.Ф.Ломова,

В.А.Пономаренко)

понятие

психологическая

устойчивость

рассматривается

как

стабильный,

твердый,

прочный,

крепкий.

Психологическая устойчивость рассматривается как качество личности,

синтез

отдельных

качеств

и

способностей.

К

составляющим

психологической

устойчивости

относят:

-

способность

к

личностному

росту,

-

относительная

стабильность

эмоций

и

настроения

человека,

-

волевая регуляция человека. Психологическая устойчивость – это качество

личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность,

стабильность и сопротивляемость [6].

Термин «устойчивость» встречается и в биомеханике. По мнению

В.Л.Уткина, устойчивость

иногда

рассматривают

как

самостоятельное

двигательное

качество.

Это

имеет

смысл,

поскольку

биомеханические

механизмы

устойчивости

отличаются

от

тех,

которые

обеспечивают

высокую выносливость, силу, быстроту, гибкость и ловкость. В основе

устойчивости,

как

и

вообще

в

основе

координации

движений,

лежит

принцип обратной связи. Отклонение от устойчивого положения вызывает

действия, направленные на ликвидацию отклонения [10].

В спорте вестибулярная устойчивость, по мнению В.Б. Коренберга —

это

способность

противостоять

сильным

вестибулярным

раздражениям

(ускорению, вибрации, качанию, вращению), которые нарушают коорди-

нацию движений, ориентацию в пространстве и другие функциональные

процессы (головокружение, тошнота, нарушение зрения) [8].

В

хореографии

под

термином

«устойчивость»

понимают

умение

танцовщика

сохранять

необходимое

положение

тела

в

равновесном

состоянии, что позволяет ему чётко, свободно и красиво владеть своим

телом

в

танце.

Танцовщик,

обладающий

мастерством

устойчивости,

достигает, как принято говорить в хореографии, апломба [2,4].

В современной энциклопедии «Балет и танец» понятие устойчивость

в переводе с французского «aplomb» означало - равновесие,

устойчивость

[11].

Понятие

апломб,

устойчивость

рассматривалось

различными

выдающими деятелями хореографии. Например, А.Я. Ваганова об апломбе

писала в своей книге «Основы классического танца»: «Приобрести aplomb

— овладеть устойчивостью в танцах — вопрос центрального значения для

всякого

танцовщика…считаю

нужным

ввести

это

понятие

в

число

основных: правильно поставленный корпус - основа всякого pas» [5].

По

мнению

И.Г.

Есаулова

устойчивость

-

один

из

основных

элементов

классического

танца.

В

своем

труде

«Устойчивость

и

координация» он рассматривает устойчивость в хореографии с разных

сторон:

правила

и

приемы

устойчивости

на plie;

правила

приемы

устойчивости

на

полупальцах;

приемы

устойчивости

при

движении;

устойчивость в основных танцевальных позах; приемы устойчивости при

движении; устойчивость в прыжках [7].

Формированию устойчивости уделяют огромное внимание, особенно

у детей младшего возраста. В младших классах закладывается фундамент,

на

котором

будет

«строиться

дом»

-

будущий

профессионализм

танцовщика.

В связи со всем выше сказанным мы можем сделать вывод, что

устойчивости

имеет

огромное

значение

в

классическом

танце

и

это

является актуальной проблемой сегодня.

Овладевая устойчивостью, необходимо строго соблюдать все правила

движения техники ног, корпуса, рук, головы, которые приняты школой

классического

танца.

На

уроках

классического

танца

устойчивость

подвергается

особенно

кропотливой

обработке,

которая

начинается

с

изучения позиций ног; здесь учащимся впервые прививают умение твердо

и правильно стоять на выворотных ногах.

В трудах Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, И.Г. Есаулова

рассматриваются важные факторы для формирования устойчивости.

Одним

из

них

является

выворотность.

Она

способствует

более

свободному

и

пластически

завершенному

движению

ног,

увеличивает

площадь

опоры

и,

тем

самым,

повышает

устойчивость

танцовщика.

Выворотное,

или

супинированное,

положение

ног

во

время

танца

обеспечивает

танцору

возможность

свободного

выполнения

движений

классического

танца

и

создает

условия

для

такой

интерпретации

хореографического

рисунка,

которая

отвечает

законам

художественного

восприятия, законам красоты. Сочетание природной и выработанной на

занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине

пленительное

зрелище.

Выворотность

ног

позволяет

совершенствовать

технику,

устойчивость,

помогает

вырабатывать

такое

качество,

как

артистизм.

Говоря

о

выворотности

мы

опять

обращаемся

к

труду

А.Я.Вагановой которая писала так: «Невыворотный танцовщик урезан во

всех своих движениях, классический же танцовщик со своим en dehors

располагает всем мыслимым богатствам танцевальных движений ног» [5].

Следующим фактором формирования устойчивости является осанка.

Осанке в балете придается первостепенное значение. Итальянский артист,

балетмейстер

и

педагог

Карло

Блазис

указывал:

«Красивая

походка

и

красивая осанка первое достоинство хорошего танцовщика» [3]. Осанка

танцора формируется в особом режиме, в «выворотном» положении ног, и

поэтому

несколько

отличается

от

«нормальной»

осанки

человека.

Нормальная

или

физиологическая

осанка

человека,

оценивается

в

комплексе: строение корпуса (торса) в соединении со строением шеи,

головы,

ног

(вплоть

до

стоп).

Основа

осанки

-

позвоночник

и

его

соединения с тазовым поясом. В нормальной осанке есть ось тела, проходя

через

общий

центр

тяжести,

она

проецируется

на

середину

площади

опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие [2,4,5].

Существуют в учебной практике определения – «подтянуть корпус»,

«взять спину», «свободно раскрыть и опустить плечи», встать на ногу» -

означают то ощущение собранности, которое необходимо для развития

устойчивости. Движения корпуса, как и всего тела танцовщика на сцене,

могут отображать различные действия, но при этом корпус не должен

терять

собранности

и

нарушать

тем

самым

элементарное

правило

устойчивости, столь необходимое для искусства выразительного танца.

Работа над правильной постановкой корпуса начинается лицом к

станку по первой невыворотной позиции ног, далее продолжается боком,

держась одной рукой за палку. При этом необходимо следить за тем, чтобы

локоть опорной руки был естественно опущен и делил расстояние от палки

до тела и боковую часть грудной клетки пополам, а в запястье не было ни

каких изломов. Сама же грудная клетка должна находиться «над ногами»

или

«над

бедрами».

В

противном

случае

упражнения

выработают

у

учащихся

не

правильные

ощущения,

которые

будут

препятствовать

формированию устойчивости.

По мнения А.Я. Вагановой, немало важную роль в формировании

устойчивости играют положения рук в классическом танце. Движения рук

в классическом танце весьма разнообразны по пластическому рисунку,

ритму и характеру. Но все они опираются на единую пространственную

систему

движения,

нарушение

которой

лишает

классический

танец

и

технического

и

эмоционального

апломба.

Руки

танцовщика

могут

отображать

самые

различные

по

характеру

сценические

действия,

но

всегда

на

основе

точно

отработанной

системы

движения.

Осваивая

позиции

рук,

учащиеся

уже

начинают

приобретать

исполнительский

апломб, т. е. умение твёрдо фиксировать определенные пространственные

положения. Так же для приобретения навыков устойчивости необходимо

после

исполнения

комбинаций

опускать

руку,

лежащую

на

палке

в

подготовительную позицию.

Правильное положение и движение рук, так же как ног и корпуса,

помогают активно удерживать равновесие тела. Если танцовщик не умеет

соразмерно и точно, в едином темпе с движениями всего тела управлять

своими руками, это означает, что он не способен действовать с апломбом

[5].

Развивая

устойчивость

всего

тела,

надо

одновременно

прививать

ученикам

умение

твердо

фиксировать

каждое

исполняемое

движение,

каждую позу.

Чем старше ученики, тем компактнее и насыщеннее составляется для

них экзерсис. Однако силовая и координационная нагрузка на развитие

устойчивости должна присутствовать в нем отчетливо, иначе переход к

более

сложной

части

урока

adagio

окажется

недостаточно

подготовленным.

Составляя

adagio

следует

помнить,

что

устойчивость

отрабатывается главным образом при помощи связи нескольких различных

движений на одной и той же опорной ноге. Не следует забывать, что

устойчивость

укрепляется

в

процессе

тяжелого

труда,

связанного

с

предельным напряжением всех сил ученика. Именно трудно, а не легко

построенный

adagio

хорошо

подготавливает

ученика

к

работе

над

прыжками в следующей части урока – allegro.

Устойчивость прыжка во многом зависит от выворотного, сильного и

эластичного

demi

plie,

которое

позволяет

ученику

легко

и

свободно

выталкивать

тяжесть

собственного

тела

и

также

принимать

ее

при

завершении взлета.

Чтобы добиться устойчивого прыжка, очень важно

уметь правильно удерживать корпус. Во время толчка, взлета и завершения

прыжка недопустимы «распущенная» спина и поясница. Если корпус «не

собран», не подтянут и не строен в своем движении, он не может активно

воспринимать работу ног и участвовать в сохранении устойчивости всего

тела. Устойчивость прыжку придают также руки. Они не могут пассивно

оставаться

безучастными

или

рефлекторно

и

судорожно

дергаться.

Движения головой также способствуют устойчивости прыжка.

Ежеурочное повторение и последовательность усвоенных движений

должны быть строго сохранены, но не должны повторяться в бесконечное

повторение учениками однотипных комбинированных заданий неделями,

месяцами

и

даже

годами,

что

не

усиливает

работу

над

развитием

устойчивости,

а

делает

ее

односторонней,

в

то

время

как

развитие

устойчивости требует напряженной, достаточно сложной и разнообразной

работы вестибулярного аппарата.

И,

наконец,

развитие

устойчивости

во

многом

определяется

способностью учениками хорошо слышать музыку, ее ритм и характер,

хорошо

запоминать

учебное

задание,

непреклонно

стремиться

к

усовершенствованию своих знаний и навыков. Кроме того, дать ученику

самостоятельный посыл к действию, утвердить веру в свои силы, развить

исполнительский темперамент, решительность и смелость в творчестве –

тоже значит воспитать в нем устойчивость, но только психологическую,

без которой искусство театрального танца не может быть художественным.

Список литературы

1.

Абрамов Н. Словарь русских синонимов – М.: Русские словари, 1999.

2.

Базарова Н.П. Классический танец. Л.: Искусство, 1975. - 215 с.

3.

Блазис К. Танцы вообще: балет, знаменитости и национальные танцы

– СПб: Лань, 2008.

4.

Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М., 1987. –

324 с.

5.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб, 2001.

6.

Выготский JI.C. Психология искусства. Изд. 3-е. - М.: Искусство, 1986.

-573 с.

7.

Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии: Метод.

пособие / И.Г. Есаулов. - Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1992. - 132 с

8.

Коренберг, В.Б. Сенсорно-функциональная концепция позного стацио-

нарного сохранения устойчивости своего тела / В.Б. Коренберг //

Материалы IV Всеросс. конф. "Биомеханика - 98" - H. Новгород. 1-5

июня 1998. - С. 269.

9.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь – М.: Вече:АСТ,

2003.

10.

Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений – М.: Просвещение,

1989. – 210с.

11.

Энциклопедия.

Русский

балет

-

М.:

«Большая

российская

энциклопедия», «Согласие», 1997.



В раздел образования