Автор: Литвинова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы
семейного
воспитания
детей
дошкольного
возраста
являются
значимыми и достаточно разработанными в теории и практике дошкольного
образования.
Вместе
с
тем,
анализ
современной
психолого-педагогической
литературы
показывает,
что
острой
проблемой,
влияющей
на
восприятие
характера
отношений
в
семье,
является
проблема
дефицита
общения,
совместной
деятельности
родителей
с
ребенком
в
семье.
Эта
проблема
усугубляется недостаточной содержательностью досуга современной семьи, в
котором не развиваются общие интересы детей и взрослых, и ребенок, как
правило, не чувствует себя частью семейного коллектива. Анализ семейной
ситуации
с
позиции
родителей
позволяет
утверждать,
что
большинство
современных родителей любят и заботятся о своих детях, однако решение
непосредственных задач обучения и воспитания дошкольников родители часто
перекладывают на воспитателей дошкольных учреждений.
Понятие
«образ
семьи»
рассматривается
исследователями
через
призму
представлений о мире семьи и о прошлом мира семьи, о том, что мир семьи
развивается, о связях между членами семьи, между миром семьи и миром
предметов, о своем месте в семье и сопричастности к миру семьи, о важности
мира семьи для человека.
В работе я использовала авторские разработки (серия занятий «Моя семья»,
«Моя Бабуля», «Семейный портрет», «Что такое традиция?», «Наши семейные
будни», «Герб моей семьи» и др.). В ходе работы я формировала у детей
представления о составе семьи, элементарные представлений о родословной и
традициях семьи, уточняла и обобщала знания детей о семье, о том, кто такие
родные, воспитывала уважение к членам своей семьи и формировала чувство
сопричастности и гордости за свою семью. Для наибольшей эффективности
привлекала родителей группы к работе по изучению истории своей семьи,
соблюдению
имеющихся
семейных
традиций
и
появлению
новых.
Этому
способствовали
семейные
гостиные,
мастер-классы,
вечера
обмена
опытом
семейного воспитания и повышения педагогической культуры родителей.