Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры"


Автор: Корабельникова Анастасия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 2 "Радуга"
Населённый пункт: город Калтан, Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие интеллектуальных способностей старших

дошкольников посредством дидактической игры

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Корабельникова Анастасия Петровна,

воспитатель МАДОУ №2 «Радуга», г. Калтан

2

Содержание

Пояснительная записка……….…………………………………………………3

Место игры в интеллектуальном развитии детей……………………………..6

Виды дидактических игр………………………...……………………………...8

Методика организации и проведения дидактических игр………..………….13

Организация воспитательно-образовательного процесса…………………...15

Список литературы……………………….…………………………..………...17

Приложение 1. Дидактическая игра "Кубик с эмоциями" для детей

4-7лет ….……………………………………………………………………….18

Приложение 2. Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет……………...23

Приложение 3.Игры и упражнения на развитие внимания……………….....29

Приложение 4.Игры и упражнения на развитие мышления………………...36

Приложение 5.Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой

сферы…………………………………………………………………………....40

Приложение 6.Консультация для родителей на тему : «Дидактические

игры в развитии речи детей»…………………………………………………..46

3

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка,

удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные

потребности, складывается характер . – Что бы вы ни делали,

к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по

вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо

это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь»

Б.П. Никитин

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания

практическим работникам ДОУ методической помощи при использовании

дидактических

игр

в

развитии

интеллектуальных

способностей

детей

старшего дошкольного возраста.

На основе опыта работы рассмотрены основные проблемы и трудности,

которые

могут

встретиться

при

использовании

дидактических

игр

для

развития

интеллектуальных

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Представлена

классификация

дидактических

игр,

методика

организации и проведения дидактических игр.

Интеллектуальное

развитие

старших

дошкольников

определяется

комплексом познавательных процессов: внимание, восприятие, мышление,

память, воображение.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен быть подготовлен к

ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное

значение, при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и

формирование соответствующих умений у детей.

В работе дошкольных образовательных учреждений большое место

занимают

дидактические

игры.

Они

используются

в

непосредственно

образовательной

деятельности

и

в

самостоятельной

деятельности

воспитанников. Выполняя функцию обучения, дидактическая игра может

служить составной частью всей образовательной деятельности, в разных

4

образовательных областях. Она помогает усвоению, закреплению знаний,

овладению

способами

познавательной

деятельности.

Дети

осваивают

признаки

предметов,

учатся

квалифицировать,

обобщать,

сравнивать.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает

интере с

детей

к

образовательной

дея тельно сти,

р а з в и в а е т

сосредоточенность,

обеспечивает

лучшее

усвоение

программного

материала.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных

способностей

детей

дошкольного

возраста

по-прежнему

остается

актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом

идет

накопление

знаний,

формируется

речь,

совершенствуются

познавательные

процессы,

ребенок

овладевает

простейшими

способами

умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в

дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.

В

игре

происходит

формирование

восприятия,

мышления,

памяти,

речи:

тех

фундаментальных

психических

процессов,

без

достаточного

развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. При

помощи

дидактических

игр

развиваются

необходимые

каждому

ребенку

интеллектуальные

способности.

Уровень

развития,

которых,

безусловно,

сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для

последующего развития личности. Поэтому проблема интеллектуального

развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний

день имеет особую актуальность. Дидактические игры включают в себя

учебные, познавательные задачи, взаимосвязаны

с игровыми задачами,

поэтому при организации игры, необходимо обратить особое внимание на

присутствие в образовательной деятельности элементам занимательности,

поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Проводя дидактические игры,

педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические

приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты

5

всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований

программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные

знания,

формирует

необходимые

умения,

совершенствует

психические

процессы.

Результативность

дидактических

игр

зависит,

во-первых,

от

систематического

использования,

во-вторых,

от

целенаправленности

программы в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

6

Место игры в интеллектуальном развитии детей.

Игра занимает главное место в жизни ребёнка. Это его основная

деятельность,

непременный

спутник

жизни.

В

первую

очередь

игра

способствует

умственному

воспитанию

детей.

Умственное

воспитание

дошкольников

осуществляется

в

игровой

деятельности.

В

специально

созданных

взрослыми

играх

(подвижные,

дидактические)

заключены

разнообразные

знания,

мыслительные

операции,

умственные

действия,

которые дети должны освоить. Дидактическая игра выступает как средство

всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактических

игр

формирует

у

детей

правильное

представление

об

окружающем;

объектах

и

явлениях

окружающей

действительности,

систематизирует

и

углубляет

знания,

способствует

развитию

познавательных

процессов.

С

помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить,

использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с

поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально

использовать

имеющиеся

знания

в

мыслительных

операциях:

находить

характерные

признаки

в

предметах

и

явлениях

окружающего

мира,

сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным

признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского

мышления

является

главной

предпосылкой

сознательного

отношения

к

приобретению

твердых,

глубоких

знаний,

установления

разумных

отношений

в

коллективе.

Дидактические

игры

развивают

сенсорные

способности детей.

Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком

окружающей

среды.

Ознакомление

дошкольников

с

цветом,

формой,

величиной

предмета

позволило

создать

систему

дидактических

игр

и

упражнений

по

с енсорному

во спит анию,

направленных

н а

7

совершенствование

восприятия

ребенком

характерных

признаков

предметов.

Дидактические

игры

развивают

речь

детей:

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение,

развивается

связная

речь,

умение

правильно

выражать

свои

мысли.

Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей

составлять самостоятельно несложные рассказы. В процессе многих игр

развитие

мышления

и

речи

осуществляется

в

неразрывной

связи.

Активизируется

речь

при

общении

детей

в

игре,

решении

спорных

вопросов.

В

игре

развивается

способность

аргументировать

свои

утверждения и доводы.

8

Виды дидактических игр.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности,

в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения

удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа

создала

детские

игры

для

всесторонней

подготовки

к

жизни.

Поэтому они имеют генетическую связь со

всеми видами деятельности

человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда,

и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные,

интеллектуальные,

строительные,

игра-труд,

игра-общение,

музыкальные

игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными,

открытыми

правилами

и

игры

со

скрытыми

правилами.

Примером

игр

первого

типа

является

большинство

дидактических,

познавательных

и

подвижных

игр,

сюда

относят

также

развивающие

интеллектуальные,

музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры

сюжетно-ролевые. Правила в них существуют

неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам

себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Дидактические

игры различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной

деятельности

детей,

игровым

действиям

и

правилам,

организации

и

взаимоотношениям

детей,

по

роли

преподавателя.

Перечисленные

признаки

присущи

всем

играм,

но

в

одних

отчетливее

выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но

четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с

содержанием

обучения

и

воспитания.

В

этой

классификации

можно

представить следующие типы игр:

9

игры по сенсорному воспитанию,

словесные игры,

игры по ознакомлению с природой,

по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

игры с дидактическими игрушками,

настольно-печатные игры,

словесные игры,

псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение,

познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере

основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей,

игровых

задач,

игровых

действий

и

правил,

организацию

жизни

детей,

руководство воспитателя.

Условно

можно

выделить

несколько

типов

дидактических

игр,

сгруппированных по виду деятельности воспитанников:

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги).

10

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием,

чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но

обычное, раскрывает через необычное, простое

через загадочное,

трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это

происходит

в

игре,

в

игровых

действиях,

становится

близким

ребенку,

радует

его.

Цель

игры-путешествия

усилить

впечатление,

придать

познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить

внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-

путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых

задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на

вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма

удовлетворения его потребностей в знании.

В

названии

игры,

в

формулировке

игровой

задачи

должны

быть

“зовущие

слова”,

вызывающие

интерес

детей,

активную

игровую

деятельность.

В

игре-путешествии

используются

многие

способы

раскрытия

познавательного

содержания

в

сочетании

с

игровой

деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда

разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее

решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит

песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и

игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности

короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные

поручения.

Игровая

задача

и

игровые

действия

в

них

основаны

на

11

п р е д л о ж е н и и

ч т о - т о

с д е л а т ь :

« П о м о г и

Б у р а т и н о

н а й т и

«предупреждающие» дорожные знаки», «Проверь портфель Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...»,

«Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда

началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми

ставится

задача

и

создается

ситуация,

требующая

осмысления

последующего действия.

Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или

«Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от

детей

целесообразного

предполагаемого

действия

в

соответствии

с

поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-

доказательные.

Эти

игры

требуют

умения

соотнести

знания

с

обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и

соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое.

Загадки

создавались

самим

народом,

входили

в

обряды,

ритуалы,

включались

в

праздники.

Они

использовались

для

проверки

знаний,

находчивости.

В

этом

и

заключается

очевидная

педагогическая

направленность

и

популярность

загадок

как

умного

развлечения.

В

настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как

вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое

описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это

лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Детям нравятся

игры-загадки.

Необходимость

сравнивать,

припоминать,

думать,

12

догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует

умение

рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы

(диалоги).

В

основе

игры-беседы

лежит

общение

педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение

имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В

игре-беседе

воспитатель

часто

идет

не

от

себя,

а

от

близкого

детям

персонажа

и

тем

самым

не

только

сохраняет

игровое

общение,

но

и

усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее

значение

заключено

в

содержании

сюжета—темы

игры,

в

возбуждении

интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к

активизации

эмоционально-мыслительных

процессов:

единства

слова,

действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы

является

слово,

словесный

образ,

вступительный

рассказ

о

чем-то.

Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

13

Методика организация и проведение дидактических игр.

В

основе

любой

игровой

методики

проводимой

в

непосредственно

образовательной

деятельности

и

самостоятельной

деятельности

воспитанников, должны лежать следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки

обучающих

задач,

наглядные

пособия

и

др.)

собственно

помогает

д е т я м

в о с п р и н и м а т ь

з а д а н и я

к а к

и г р у,

ч у в с т в о в а т ь

заинтересованность в получении верного результата, стремиться к

лучшему из возможных решений.

Коллективность

позволяет

сплотить

детский

коллектив

в

единую

группу,

способный

решать

задачи

более

высокого

уровня,

нежели

доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у группы воспитанников

стремление

выполнить

задание

быстрее

и

качественнее

«конкурента»,

что

позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и

добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим

примером указанных выше принципов могут служить практически

любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает

вопросы – другая отвечает на них).

На

основе

указанных

принципов

можно

сформулировать

требования

к

проводимым дидактическим играм:

Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело

добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры,

если она им не нравится, и выбрать другую игру.

Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той

14

деятельности,

в

которой

он

участвует.

В

отличие

от

всех

других

методических

средств

игра

требует

особого

состояния

от

того,

кто

ее

проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с

детьми.

15

Организация воспитательно – образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный

процесс нужно построить таким

образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время непосредственно

образовательной

деятельности,

чтобы

он

стал

активным

участником

происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки

или в свободное время непроизвольно произошло обсуждение среди детей

полученной информации.

При

отборе

содержания

дидактических

игр

необходимо,

чтобы

используемый

учебный

материал

был

эмоционально

насыщен,

запоминающимся. В материал образовательной деятельности обязательно

включать четкий, конкретные образы. Выбор игры будет определяться

в

первую

очередь

от

того,

каков

состав

играющих,

их

интеллектуальное

развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы,

уровни общения. Выбор игры так же зависит от времени ее проведения,

природно-климатических

условий,

протяженности

времени,

от

наличия

игровых

аксессуаров,

от

конкретной

ситуации,

сложившийся

в

детском

коллективе.

Но

всегда

стоит

помнить,

при

проведении

образовательной

деятельности, нельзя переутомлять детей играми, и необходимо следить за

правильной позой ребенка.

Игровая

форма

обучения

ведущая

в

дошкольном

воспитании.

Дидактические

игры

дадут

положительные

результаты

при

условии

планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание

соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, можно

распределить материал по образовательным областям, соблюдая при этом

принцип последовательности от простого к сложному.

Очень важно, чтобы образовательная деятельность создавала у детей

хорошее настроение, вызывала радость: ребенок радуется тому, что узнал

что – то новое, радуется своему достижению. Такая радость будет являться

16

залогом успешного развития детей дошкольного возраста, и иметь большое

значение для дальнейшего развития.

17

Список Литературы

1.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для

воспитателей детского сада. — М .,2008.

2.

Вилькеев

Д.В.

Развитие

у

дошкольников

общего

умственного

действия

и

классификация

в

проце ссе

о р г а н и з о в а н н о й

самостоятельной работы. С-Пб., 2000.

3.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М. Мозаика-синтез,

2012

4.

Иванова,

Н.В.

Игровое

обучение

детей

5—7

лет.

Методические

рекомендации / Н.В. Иванова — М.: Сфера, 2008. — 112 с.

5.

Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей.

М., 2001.

6.

Каличенко

А.В.,

Микляева

Ю.В

Развитие

игровой

деятельности

дошкольников, 2004

7.

Минаева

В.М.

Развитие

эмоций

дошкольников.

Занятия.

Игры.

Пособие для практических работников дошкольных учреждений

М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

8.

Михайленко Н.Я., Н.А. Короткова Как играть с ребенком. — М.:

Педагогика, 2008.

9.

Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая

технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет.-

Спб.: ООО «Рив», 2007г.-109 стр.

10.Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного

возраста. Интеграция художественной и познавательной деятельности

дошкольника», М, Сфера, 2011 г.

18

Приложение 1

Дидактическая игра "Кубик с эмоциями" для детей 4-7лет

Литература:

Эмоции.

Дидактические

карточки

для

ознакомления

с

окружающим миром. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников».

Цели:

учить

распознавать

эмоции

по

схематическому

изображению.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и

мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее,

з а т е м

к а р т и н к а

н а

к у б и к е

п о к а з ы в а е т с я

о с т а л ь н ы м .

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие

– карточки с изображением эмоций. Ребенок первой группы кидает кубик и

изображает

эмоцию, а ребенок

второй

группы

выбирает

карточку

с

э м о ц и е й ,

е й

соответствующую

19

Дидактическая игра «Кто, чем питается?» для детей 3-5лет

Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать

внимание,

память,

логическое

мышление,

мелкую

моторику

рук.

Техника изготовления: Обклеить цветной бумагой спичечные коробки.

Наклеить

с

внешний

стороны

коробков

животное

и

внутри

рисунки

с

продуктами, для животных. (Фото 1)

Ход игры: В игре могут 2 и более игрока участвовать или по количеству

животных. Возьмите в руки, например, морковку, и спросите: "Кто любит

кушать морковку? Кого мы угостим?” Если ребенок затрудняется с ответом,

скажите,

что

морковку

очень

любит

кушать

зайка.

Пусть

ребенок

сам

"угостит" зайку. Давайте скорее, зверят угостим, уже сильно проголодались

они. (Фото2) При этом проговаривайте название животного, и название

пищи, можно спросить какие звуки издает животное.

20

Дидактическая игра «Кто, где живет?» для детей 4-6лет

Цель: познакомить с местами, где живут некоторые животные, развивать

внимание, память, логическое мышление.

Техника изготовления: Обклеить цветной бумагой спичечные коробки.

Наклеить с внешний стороны коробков домик животного и внутри рисунки с

животным.( Фото1 )

1

вариант

игры:

В

игре

могут

2

и

более

игрока

участвовать

или

по

количеству

домиков.

Показываем

ребенку

верхнюю

часть

коробка,

на

которой изображен чей-либо домик. Участник должен найти коробочку, на

которой изображено подходящее животное.

2 вариант игры: Показываем ребенку нижнюю часть коробка, на которой

изображено

животное.

Участник

должен

найти

коробочку,

на

которой

изображен домик для этого животного. (Фото2)

21

Фото 1

Фото2

22

Дидактическую игру «Найди букву «А»» для детей 5-7 лет.

Цель игры: закрепление у детей зрительного облика буквы, развитие

внимания.

В игру можно играть как индивидуально, так и с группой.

В случае индивидуальной работы ребенку дается задание: «Найди и

раскрась букву А». Перед тем, как приступить к раскрашиванию

необходимо, чтобы он объяснил во что же «превратилась» буква. Где еще

спряталасьА?

Работая с группой детей, их можно разделить на команды, которым будут

засчитываться баллы при нахождении буквы. В этом случае (т.к. картинка

демонстрируется с определенного расстояния) педагогу лучше распечатать

рисунок в формате А-3 и раскрасить самостоятельно или с детьми.

Игру можно использовать как в старшей и подготовительной группах

детского сада, так и в первом классе.

23

Приложение 2

Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет

Коммуникативные игры

«Ветер дует на...»

Цель:

стимулирование

активности,

развитие

сплоченности,

развитие

внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру.

Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например,

на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово

«ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный

ветер,

теплый

(холодный)

ветер

и

т.п.,

определяя

характер

дыхания

и

движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене

разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Испуганный ёжик»

Цель: развитие эмпатии, доверия к миру, коммуникативных умений.

Содержание:

Один

из

участников

изображает

испуганного

ежа,

свернувшегося в клубок. Задача другого — попытаться соответствующими

жестами,

словами

установить

контакт

с

«ёжиком»,

успокоить

его

и

заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его

пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет

ёжиком,

которого

сильно

испугали

собаки.

Другие

по

очереди

будут

подходить, и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком?.. Ёжик,

свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и

тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и уткнулась в тебя

носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в

24

крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но

ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать

от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько

поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте — тоже испугался

бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не

уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо

относишься. Поговори с ним еще — и ты увидишь, что он расслабился и

раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.

Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми?

Как

пытались

установить

контакт,

вызвать

доверие

ёжика?

Что

было

трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику?

Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?

«Нос к носу»

Цель:игра

для

создания

положительного

настроя

и

внимательного

отношение друг к другу.

Содержание: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По

команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и

касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до

следующей

команды

воспитателя:

«Ладошка

к

ладошке»,

«Коленка

к

коленке», «Ухо к уху» и т.д.

«Волшебные водоросли»

Цель:

снятие

телесных

барьеров,

развить

умения

добиваться

цели

приемлемыми способами общения.

Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг,

образованного

детьми.

Водоросли

понимают

человеческую

речь

и

чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут

и не пропустить его, если их плохо попросят.

25

«Рисунок по кругу»

Цель: развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятель-

ности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принад-

лежности к группе, умения сотрудничать; развитие связной речи.

Материал: альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: педагог предлагает: «Возьмите по одному альбомному листу.

Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту на-

рисуйте то, что вы задумали. (Дети рисуют.) Затем передайте свой листочек

соседу

справа.

И

опять

одну

минуту

вы

будете

рисовать,

но

уже

на

листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не

окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте

рассказ по ней».

«Похвалилки»

Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает

его

значимость

в

коллективе,

формирует

внимательное

отношение

к

достижениям

и

успехам

товарищей,

развивает

навыки

внеситуативно-

личностного общения.

Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о

поступке, которым можно гордиться. Например: «однажды я помог маме»,

или «однажды я выступал на празднике» и т.д.

На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по

кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он

здорово что- то сделал.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить

сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть

они сделают это сами.

26

В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими -

либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень

внимательно,

заботливо

и доброжелательно относиться к людям,

окружающим нас.

Игра «Подарки»

Цель:

стимулировать

интерес

к

другому,

тренировать

сензитивность

в

общении,

способствовать

развитию

взаимных

симпатий

и

сплочению

группы.

Ход игры: все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно.

Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно

посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят

получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки.

Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо».

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и

взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем

общаешься.

Содержание:

Перед

игрой

воспитатель

беседует

с

детьми

о

дружбе

и

взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком

положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

27

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны

отцепляться друг от друга.

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Содержание: Один ребенок - скульптор, трое - пятеро детей - глина.

Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по

задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название

«композиции».

«Вспомни имена своих друзей»

Цель:

стимулировать

интерес

к

другому,

тренировать

сензитивность

в

общении,

способствовать

развитию

взаимных

симпатий

и

сплочению

группы.

Содержание: Играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом

шаге имена друзей — мальчиков или девочек. Игру можно усложнить:

называть имена или только мальчиков, или только девочек. Выигрывает тот,

кто смог без повторов назвать больше имен.

«Свеча».

Цель:

Развивать

умение

управлять

своим

эмоциональным

состоянием,

расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход игры: Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение

некоторого времени

смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3

секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в

пламени свечи, что чувствовали при этом.

Рисунок «Мои друзья»

28

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как

людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После

рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь

нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать

также информацию об отношенияхребенка с другими детьми. Посмотрите,

кто

нарисован

ближе

всего

к

ребенку,

каковы

размеры

фигур

и

т.п.

Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его

друзьями.

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша

группа»,

который

может

быть

хорошим

диагностическим

взаимоотношений детей внутри группы.

Приложение 3

Игры и упражнения на развитие внимания

«Звуковые прятки»

29

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание: дети садятся за столами.

Взрослый говорит:

-

А

теперь

поставьте

локти

на

стол

и

приготовьте

ладошки.

Я

буду

произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в

словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок,

глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул,

аист, лампа, забор.Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет,

зонт, ложка, глаз.

Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как

на письме.

«Слушай хлопки»

Цель игры: развивать активное внимание.

Содержание: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1

раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге,

руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают

позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки

между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Четыре стихии».

Цель:

развитие

внимания,

координации

слухового

и

двигательного

анализаторов.

Содержание:

играющие

сидят

по

кругу

и

выполняют

движения

в

соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки

вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение

руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается

проигравшим.

30

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно

послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз,

если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки

вверх, слово «огонь» —

произвести вращение руками в лучезапястных

локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

«Найди каждой пчелке свой цветочек»(рис. 1)

Цель игры: развивать зрительное внимание.

(рис. 1)

«Раскрась филина»

Цель: развитие внимания и мелкой моторики (рис.2).

31

(рис.2).

«Девочки» (рис. № 3).

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в

каждом ряду. Вариант задания:

а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);

б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными

бантиками;

в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;

г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;

д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

32

«Домик»

Цель:

и с с л е д о в а н и е

и

р а з в и т и е

п р о и з в о л ь н о го

в н и м а н и я ,

пространственного

восприятия,

сенсомоторной

координации

и

тонкой

моторики руки.

Содержание: дети сидят за столами. Психолог раздает им подписанные

листы бумаги формата ½ А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И.

Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок(рис.4).

33

«Дорисуй картинки».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.

Содержание: необходимо дорисовать картинки, назвать предметы,

изображённые на них и сказать, кто с ними работает(рис.5).

«Найди, зачеркни и сосчитай»(рис. № 6).

Цель: формировать умение сравнивать и анализировать, распределять и

переключать внимание.

Предлагаются бланки с изображениями

поросят, расположенных по десять в

каждом ряду. Варианты заданий:

а) / подчеркни, /сосчитай / веселых /

грустных поросят;

б)/ подчеркни веселых / грустных

поросят с двумя ушками, / одним ушком

/;

34

в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с

челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

«Коробочка ощущений»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В коробку с прорезью для руки кладут предметы разной формы, величины,

фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и

цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в коробку, найти

нужный предмет или нащупать предмет и угадать его.

Методика «ВОК» (внимание—ориентация—количество)

(автор И. Н. Агафонова)

Цель: определение уровня развития внимания ребенка, его способность к

простейшей ориентации в пространстве и его представление о количестве.

Инструкция. Сначала с детьми разбирается левое—правое расположение

квадратов на плоскости листа.

Затем дается инструкция: - Будьте очень внимательны, потому что задание я

буду говорить только один раз.

1.

В левом верхнем квадрате нарисуйте палочек столько, сколько вы

видите у меня в руке карандашей (показываете три карандаша).

2.

В правом нижнем квадрате нарисуйте треугольники так, чтобы их

было больше, чем палочек.

3.

В левом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было

меньше, чем палочек.

35

4.

В правом верхнем квадрате нарисуйте маленькие квадратики —

столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.

5.

В нижнем среднем квадрате нарисуйте крестики, так чтобы их

было на два больше, чем квадратиков.

6.

А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате жирные

точки.

Посмотрите, на сколько меньше у вас нарисовано палочек, чем крестиков,

столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложение повторяется

дважды.)

Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсуждается, как

надо рисовать крестики и жирные точки.

Оценивать полученные результаты можно различными способами, в

зависимости от цели обследования и наличия времени для подсчета.

В исследовании на разных этапах анализа полученных результатов можно

применять два различных способа подсчета.

Оценивание конечного результата по трехбалльной системе:

1 —справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);

2 — справился с заданием на количество (1 балл);

3 — выполнил без ошибок — добавляем 1 балл за внимание; допустил

ошибку либо при ориентации, либо при счете — 0,5 балла.

Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как

сформированность отдельных процессов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания — 3 балла.

36

Кроме того, при заключительном анализе выполнения задания можно

использовать еще одну, более жесткую дифференциацию полученных

результатов.

Если ребенок не справился хоть с одним из заданий, у него 0 баллов, и

только выполнив все верно, получает 1 балл.

Приложение 4

Игры и упражнения на развитие мышления

«Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Описание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать

- дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

«Противоположность»

Цель: развитие мышления и речи.

Содержание:

ведущий

показывает

группе

детей

одну

картинку.

Задача

состоит

в

том,

чтобы

назвать

слово,

обозначающее

противоположный

предмет.

Например,

ведущий

показывает

предмет

«чашка».

Дети

могут

назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая),

«солнце»

(чашку

делает

человек,

а

солнце

-это

часть

естественной

природы), «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет,

почему он выбрал именно такой предмет.

«Назови одним словом»

Цель: развитие навыков анализа и обобщения.

37

Содержание: перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их

объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

«Подбери слово по аналогии»

Цель: развивать логическое мышление.

1)корова-теленок

курица-(цыпленок)

кошка-(котенок)

2) ночь – луна

38

день-(солнце)

3)снег- лыжи

лед-(коньки)

4) начало – конец

день –(ночь)

5)морковь-огород

яблоко-(сад)

6) футбол - мяч

хоккей – (шайба)

7)заяц-кролик

рысь-(кошка)

8) пароход –море

самолет – (небо)

9)зима- холодно

лето-(тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (автор А. В. Сазонова).

Цель: исследование и развитие вербально-логического мышления.

Инструкция: Зачитывается 6 предложений (3 из них составлены логически

верно и 3 — нет). Детям предлагается заполнить таблицу, состоящую из 6

строчек, где на каждой строке находятся два варианта ответов: «ДА» и

39

«НЕТ».

Если

ребенок

согласен

с

зачитываемым

высказыванием,

то

он

обводит ответ «+» кружочком, если наоборот — значит ответ « ― ».

Данная методика предварительно чертится на доске и разбирается с детьми,

чтобы они поняли принцип заполнения таблицы. Практика показывает, что

если ребенок после разбора все равно делает ошибки в заполнении таблицы,

то скорее всего у него будут трудности с усвоением школьного материала.

Для тренировки берутся другие предложения, с иной последовательностью

правильных и неверных ответов, чем при проведении методики.

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

+

+

+

+

+

+

_

_

_

_

_

_

«ДОРИСУЙ» (автор Е.П. Торенс, модификация)

Цель:

выявление

и

развитие

творческого

потенциального

уровня

воображения детей.

Инструкция:Детям

предлагается

4

символа,

которые

надо

дорисовать,

чтобы

получились

целые

образы,

которые

следует

затем

назвать.

Необходимо помочь ребенку подписать рисунки, так как дети не всегда

знают правильное название предмета, который изобразили.

40

Приложение 5

Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы

«Кричалки-молчанки-шепталки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой

регуляции.

Описание:

из

разноцветного

картона

надо

сделать

3

силуэта

ладони:

красный,

желтый,

синий.

Это

сигналы.

Когда

взрослый

поднимает

красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь;

желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на

сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или

лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«Секрет»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного

взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Описание: всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого

сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку

и

зажимает

кулачок.

Участники

ходят

по

помещению

и,

разъедаемые

любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой

секрет.

41

замечание:

Ведущий

следит

за

процессом

обмена

секретами,

помогает

наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Замри»

Цель:

игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся

правилам.

Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны,

сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка

обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза.

Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех

пор, пока останется лишь один участник.

«Шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Содержание:

Воспитатель

(психолог)

«Представьте,

что

вы

надуваете

воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это

большой

воздушный

шар.

Мышцы

живота

напрягаются.

Это

сильное

напряжение

неприятно!

Сделайте

спокойный

вдох

так,

чтобы

рукой

почувствовать небольшое напряжение мышц живота. Плечи не поднимайте.

Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими.

Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох

свободный, не напряженный!

Вот так шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко … ровно … глубоко …

42

«Злость пришла и ушла»

Цель:

способствовать

проявлению

эмоции

«злость,

гнев»

социально

приемлемыми способами, учить детей анализировать свою агрессивность и

устранять ее через игру и позитивное поведение.

Содержание:

психолог

«

Попробуйте

напрячь

тело,

нахмурить

брови,

сделать

взгляд

«колючим»,

сжать

кулаки,

напрячь

челюсть,

рычать

как

разъяренный тигр.

А теперь топайте ногами, наберите воздух и на выдохе произносите «а-а-

а...», машите руками, сжатыми в кулаки.

Возьмите газету, сомните ее, бросьте на пол, прыгайте на ней, топчите ее

ногами, постучите по ней кулаками, порвите ее на мелкие кусочки.

Изобразите капризного ребенка: лягте на спину, стучите по полу руками и

согнутыми

в

коленях

ногами,

мотайте

головой

из

стороны

в

сторону,

произнося «а-а-а».

Злость ушла, тело расслабилось, слушаем музыку.

Игры и пражнениянаразвитие памяти

«Какой игрушки не хватает?».

Цель: развивать зрительную память.

Описание: поставить 4-5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить детей отвернуться

и убрать 1 (2,3 и т.д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»

«Шапка-невидимка».

Цель: развивать зрительную память.

Содержание: в течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под

шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

43

«Рыба, птица, зверь».

Цель: развивать слуховую память.

Содержание: ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по

очереди

на

каждого

игрока

и

произносит:

«Рыба,

птица,

зверь,

рыба,

птица......» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро

(пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ

правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок

выбывает

из

игры.

Названия

не

должны

повторяться.

Эту

игру

можно

проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок,

дерево и фрукт, мебель, имя.

«Залатай коврик»

Цель: развитие восприятия и кратковременной памяти.

Содержание:

ребенку

требуется

подобрать

из

нескольких

кусочков

«материи» тот, который соответствует «коврику».

Игр «Топ-хлоп»

Цель: развивать внимание, мышление

Содержание: ведущий произносит фразы-понятия - правильные и

неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

44

Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона -

перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны

быть понятия.

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Содержание:

психолог

показывает

детям

любую

сюжетную

картинку,

просит внимательно рассмотреть ее и запомнить как можно больше деталей.

Затем картинку закрывает. Дети должны назвать те детали, которые они

запомнили.

«УЗНАВАНИЕ ФИГУР» (автор Бернштейн)

Цель: оценка и развитие зрительной памяти.

Инструкция.

Детям

предлагают

таблицу

размером

50x50

см

с

9

геометрическими

фигурами,

время

экспозиции

15

секунд.

Им

необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном

бланке

вычеркнуть

увиденные

на

таблице

9

фигур,

находящихся

среди

других 24 фигур (10 х 10 см).

Рекомендуется

при

оценке

использовать

новую

классификацию

уровней

кратковременной зрительной памяти.

Оценивать

результаты

можно

и

другим

способом

(если

обследование

проводится

индивидуально):

экспериментатор

отмечает

и

подсчитывает

число

правильно

и

неправильно

узнанных

фигур.

Для

того

чтобы

охарактеризовать

уровень

узнавания,

подсчитывается

коэффициент

узнавания Е:

45

E = (M: 9) + N,

где

М

число

правильно

узнанных

фигур;

N

число

неправильно

узнанных

фигур.

Наиболее

оптимальный

коэффициент

узнавания

равен

единице,

поэтому

чем

ближе

результаты

конкретного

испытуемого

к

единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного

материала.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Очень высокий результат — узнаны 9 фигур верно

Норма - 7-8 фигур (для 7 лет)

Низкая норма — 6 фигур (для 7 лет, для б лет - норма)

Низкий результат — меньше 6 фигур

46

Приложение 6

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что

они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако,

созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих

играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для

себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как

средство

всестороннего

воспитания

личности

ребенка.

Через

эти

игры

осуществляется

умственное,

нравственное,

трудовое,

эстетическое

воспитание

детей.

Значительную

роль

играют

дидактические

игры

и

в

развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется

правильное

звукопроизношение,

развивается

связная

речь,

умение

правильно

выражать

свои

мысли.

Дидактические

задачи

многих

игр

составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы

о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры

требуют

от

детей

активного

использования

родовых,

видовых

понятий,

например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение

антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,- главная задача многих

словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по

47

городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях

города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в

неразрывной

связи.

Например,

в

игре

«Угадай,

что

мы

задумали!»

необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя

словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре,

решении

спорных

вопро сов.

В

игре

развивается

способность

аргументировать свои утверждения, доводы. Всестороннее развитие ребенка

осуществляется

на

основе

усвоения

многовекового

опыта

человечества

лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители

опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт

нельзя

иначе

как

с

помощью

языка.

Язык

-

«важнейшее

средство

человеческого общения» .

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого

общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных,

частных

задач:

воспитание

звуковой

культуры

речи,

обогащение,

закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической

правильности речи, обучение разговорной аналогической) речи, развитие

связной речи, воспитание интереса к художественном слову, подготовка к

обучению грамоте.

Программа воспитания в детском саду ставит задачи: расширять

представления

детей

об

окружающем,

обучать

умению

наблюдать

и

выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по

этим

признакам,

объединять

предметы

по

группе

признаков,

развивать

способность

устанавливать

простейшие

причинно-следственные

связи

между

явлениями.

Совершенствовать

звуковую

культуру

речи

детей:

добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки

48

ударений,

отвечать

краткими

и

развернутыми

предложениями.

Обучать

простым формам монологической речи.

Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка.

Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития

его речи.

Основой

развития

речи

является

знание

ребенком

окружающей

действительности.

Каждый

вновь

усвоенный

им

предмет

или

явление

должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая

ребенка

действительность

предметы

обихода,

люди,

животные, картины, игрушки, природа – предоставляет богатый материал,

который должен быть использован для расширения детских восприятий и

обогащения речи.

Знакомя

детей

с

окружающим,

организуя

и

направляя

познавательную

деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный

опыт,

обогащает

новыми

знаниями,

воспитывает

любознательность,

наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

Знакомство с окружающим – одно из средств формирования у детей

устной

речи.

Развитая

речь

дает

ребенку

возможность

лучше

овладеть

знаниями, формирует ум.волю, чувства.

Е И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их

деятельностью.

Она

пишет:

«С

предметами,

представленными

в

игре,

ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко

воспринимаются, и запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое

имя, каждому действию присущ свой глагол».

Известно, что знакомясь с огромным количеством вещей, которые их

окружают,

дети

путают

предметы,

сходные

по

назначению

и

похожие

внешне: чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п.

49

Научить

детей

различать

сходные

предметы,

правильно

называть

их,

определять назначения помогают дидактические игра

А как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю

совокупность

признаков

как

сложно

ему

осваивать

последовательность

описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть

дидактические

игры

типа:

«У

кого

какой

предмет?»,

направленная

на

обучение

детей

приемам

сравнения

двух

одинаковых

по

названию,

но

внешне

различных

объектов

(две

чашки,

две

пуговицы

и

т.

п.),

способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно

характеризующих цвет, размер, форму предметов.

В игре «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого

какой предмет?», упражняются в умении интересно и подробно описывать

предметы

одежды,

характеризуя

ткань

(шелковая,

шерстяная,

фланель,

ситец)

с

точки

зрения

фактуры

(толстая,

прозрачная,

шероховатая),

расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная).

Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей

должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.

Уже

в

дидактической

игре

«У

кого

какой

предмет?»

дети

обучаются

способам

сравнения

двух

объектов,

а

в

игре

«Ателье»

упражняются

в

классификации

одежды.

Умения

группировать

и

классифицировать

предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую

птицу

на

свое

место»

и

«Отвечай

быстро».

Параллельно

закрепляется

труднейший программный материал: по ознакомлению с образом жизни,

особенностями

животных

и

птиц;

дошкольники

учатся

осознанно

использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые; дикие, домашние,

морские животные, хищные, водоплавающие, болотные птицы.

Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в

логической четкости, доказательности речи. Так, одна из целей упражнения

50

«Каждую

птицу

на

свое

место»

-

обучение

детей

использованию

сложноподчиненных предложений

Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность

признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения

задач,

отгадывания

и

составления

загадок,

для

правильного

описания

сюжетной картины и т. п. Для развития такого умения хороша игра «Угадай

по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения.

Вниманию

ребенка

предлагаются

пять

изображений,

например

пять

снеговиков (пять бабочек, пять петрушек, пять матрешек и т. п.). Каждый

снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя.

Педагог дает описание по одной из картинок, а дети должны отгадать, о

котором из снеговиков он рассказывает.

Перед рисованием и аппликацией «Цветных страничек» целесообразно

провести

игру

«Цветное

лото»

и

упражнение

«Оденем

кукол».

Дети

с

большим

интересом

и

разнообразнее

плане

цветового

решения)

изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и

теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого будет больше?»).

В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное

звукопроизношение,

но

и

культура

речи

произнесения

(отчетливое

произнесение звуков, слов, фраз хороший темп речи, ее громкость), а также

речевой

слух.

Полноценное

развитие

этих

сторон

речи

-

необходимое

условие

подготовки

детей

к

обучению

грамоте.

Игры

на

развитие

фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и

учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять

первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем —

первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они

определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине)

(игровое упражнение («Найди место звука в слове» и игра «Украсим елку»).

Кроме

того,

старшие

дошкольники

упражняются

в

подборе

слов

с

51

определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в

дифференциации наиболее сложных звуков: с – ш, р – л (игры«Кто быстрее

соберет вещи», «Магазин»).

В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по

диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы -

осы, ком – сом и т. п. С помощью занимательных игр-головоломок типа

«Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества

звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок,

если сумеешь определить количество слогов в названии облюбованного

растения.

Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок

составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях

предметов, предъявленных педагогом: кошка — ослик — мак — (ком) и д.р.



В раздел образования