Автор: Мингазова Мария Валерьевна
Должность: студент 4 курса ппо 14/5
Учебное заведение: ТИ ф СВФУ г. Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха Якутия г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Раздел: высшее образование
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Мингазова М., студентка гр. ППО-14(5),
ТИ (ф) СВФУ г. Нерюнгри
Научный руководитель к.п.н., доцент
Мамедова Лариса Викторовна
Успешность развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью во
многом
зависит
от
квалификации
и
компетентности
окружающих
их
педагогов.
Зачастую
педагоги
общего,
возрастного
или
предметного
профиля
не
обладают
достаточными знаниями, умениями, опытом для правильной организации занятий по
развитию
умственно
отсталых
детей,
в
частности
–
мелкой
моторики.
Групповое
психологическое
консультирование
является
средством
помощи
педагогам
по
непрофильным для них вопросам и подготовки их к работе с умственно отсталыми
детьми,
способом
повышения
их
профессиональной
компетенции,
обмена
теоретическим и практическим опытом.
Консультирование как вид деятельности в сфере услуг в последние десятилетия
получило
широкое
распространение
в
различных
областях,
таких
как
психология,
менеджмент, педагогика, социальная работа и т.д. Британский профессор М. Герберт
описывает
такую
ситуацию
следующим
образом:
«Консультанты
повсюду…
вы
встречаете их в школах, на промышленных предприятиях, в больницах, социальных
службах… Они консультируют студентов, родителей, пенсионеров и т.д.» [3, с. 9].
В
настоящее
время
включение
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательные
учреждения
и
коррекционная
работа
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
рамках
специализированных
образовательных учреждений требует постоянного сопровождения образовательного
процесса различными специалистами [5, с. 33].
И.Ю.
Левченко
замечает,
что
«консультирование
по
проблемам
ребенка
с
нарушениями в развитии – это комплексный, многоаспектный процесс, и в зависимости
от его доминирующей цели он может проводиться разными специалистами. Это могут
быть
и
психологи,
в
том
случае,
когда,
исходя
из
цели,
за
основу
принимается
педагогическая
или
диагностическая
модель
консультирования.
Желательно
привлекать к работе и медиков, которые могут дать оценку психофизиологическому
состоянию
ребенка.
Каждый
из
этих
специалистов
обладает
важными
знаниями,
помогающими решить ту или иную проблему, находящуюся в сфере его компетенции
[4, с. 254].
Сущность
консультирования
в
рамках
приведенного
исследования
рассматривается в контексте такого направления,
как групповое и индивидуальное
консультирование педагогов по вопросам взаимодействия с детьми, или психолого-
педагогическое
консультирование. О.В.
Галустова
выделяет
принципы,
нормы
и
правила группового психологического консультирования педагогов: 1) принцип «Здесь
и сейчас»; 2) принцип «Искренности и открытости»; 3) принцип «Я»; 4) принцип
«Активности»;
5)
принцип
«Права
выбора»;
6)
принцип
«Ответственности»;
7)
«Принцип конфиденциальности» [1, с. 130-131].
Рис. 1. Схема психолого-педагогической программы консультирования «Развитие
мелкой моторики умственно отсталых детей»
Групповое
психолого-педагогическое
консультирование
осуществляется
с
помощью следующих методов.
Лекция – метод психолого-педагогического просвещения в форме небольшого
тематического рассказа на исследуемую тему.
Беседа – смешанный метод группового консультирования и просвещения, в
которой после лекции консультанта проводится групповое обсуждение.
Семинар, дискуссия – метод групповой консультативной работы, при которой
участники группы обсуждают собственный научно-методологический и практический
опыт.
Конференция, «круглый стол» - метод групповой консультативной работы, при
которой
участники
зачитывают
заранее
подготовленные
доклады
научных
исследований на предложенную тему и обсуждают их группой.
Бесконтактные методы консультативной работы – выпуск памяток, раздаточных
материалов.
Рассмотрим
некоторые
направления
консультирования
в
рамках
психолого-
педагогической программы «Развитие мелкой моторики умственно отсталых детей»:
1. Общие вопросы развития мелкой моторики умственно отсталых детей.
Консультативная
лекция
«Умственная
отсталость
детей:
социально-
психологические и правовые аспекты».
Консультативная лекция «Психолого-педагогическая характеристика умственной
отсталости».
Беседа «Особенности развития мелкой моторики у детей с разными степенями
умственной отсталости».
Семинар «Взаимодействие с родителями, воспитывающими умственно отсталых
детей» по вопросам развития мелкой моторики».
2. Диагностика развития мелкой моторики умственно отсталых детей.
Консультативная лекция «Отечественные и зарубежные методы диагностики
развития мелкой моторики умственно отсталых детей».
Беседа
«Проблемы
применения
методов
индивидуальной
и
групповой
диагностики мелкой моторики».
Развитие мелкой
моторики умственно
отсталых детей
Общие вопросы
развития мелкой
моторики умственно
отсталых детей
Диагностика развития
мелкой моторики
Коррекция мелкой
моторики умственно
отсталых детей
Семинар «Диагностика развития мелкой моторики у детей с различной степенью
умственной отсталости».
«Круглый стол» на тему «Инновационные методы диагностики мелкой моторики
детей с умственной отсталостью».
Графический материал «Диагностика мелкой моторики».
3. Коррекция мелкой моторики умственно отсталых детей.
Беседа
«Формирование
компетенций
педагогов,
необходимых
для
работы
с
умственно отсталыми детьми».
Консультативная обзорная лекция «Краткая характеристика отечественных и
зарубежных методов коррекции мелкой моторики умственно отсталых детей».
Консультативная
лекция
«Методика
преодоления
моторной
неловкости
у
умственно отсталых детей».
Семинар
«Пальчиковые
игры
и
упражнения
для
развития
мелкой
моторики
умственно отсталых детей».
Семинар «Графические упражнения для развития мелкой моторики умственно
отсталых детей».
Дискуссия «Развитие мелкой моторики умственно отсталых детей средствами
изобразительной деятельности».
Семинар «Применение лечебной физкультуры как средство развития общей и
мелкой моторики умственно отсталых детей».
Семинар «Помощь родителям в развитии мелкой моторики умственно отсталых
детей: гимнастика и игры»
Конференция «Методы оценки эффективности применения методов коррекции
умственной отсталости: отечественный и зарубежный опыт».
Памятка «Упражнения лечебной физкультуры для развития мелкой моторики».
Таким
образом
программа
будет
направлена
на
повышение
уровня
профессиональной компетентности педагогов, развитие навыков работы с умственно
отсталыми детьми, укрепление сотрудничества с родителями по вопросам развития
мелкой моторики детей в условиях дома.
Список литературы:
1.
Галустова О. В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. –
М. : Приор-Издат, 2005. – 240 с.
2.
Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 486 с.
3.
Педагогическое консультирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / [М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, С. Н. Горычева, В. Н. Аверкин, А. Г.
Ширин, А. В. Петров] ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. :
Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
4.
Психолого-педагогическая диагностика : Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. ; Под
ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. –
320 с.
5.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития
ребенка : Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М. :
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
6.
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта у дошкольников. – М. : ТЦ
Сфера, 2001. – 48 с.