Напоминание

"Особенности формирования нравственных представлений и понятий у учеников начальных классов в процессе работы учителя с родителями"


Автор: Чернова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования нравственных представлений и понятий у учеников начальных классов в процессе работы учителя с родителями"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности формирования нравственных представлений и понятий у

учеников начальных классов в процессе работы учителя с родителями

В школьной практике учитель часто сталкивается с тем, что ученики

начальных классов мало имеют знаний о нравственных нормах и правилах

поведения.

Если

рассмотреть

все

источники

информации,

откуда

ребенок

черпает нравственные понятия, то они будут противоречивы. Личный опыт

ребенка, средства массовой информации (телевидение, интернет и т.д.), жизнь

школьного коллектива, содержание обучения – дают достаточный материал о

социальных нормах поведения, нравственных представлений и понятий, но

часто они противоречат друг другу.

Приходя в школу, можно наблюдать, что младшие школьники, не знают

всех основных норм морали и узнают о норме в связи с каким-то конкретным

происшествием. И только тогда ученику

разъясняют, как надо правильно

поступить в данной или аналогичной ситуации.

В процессе этических бесед, викторин, экскурсий, и т.д. происходит

обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, т.е.

происходит формирование нравственных представлений и понятий.

Большую роль в формировании личности ребенка играют не только

учитель, но и родители ребенка.

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности

учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания

психологии и педагогики.

Принимая новый класс, меня в одинаковой степени интересует, что собой

представляют

мои

будущие

ученики,

какие

у

них

родители,

как

они

воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

С первого дня знакомства с родителями я им говорю: чтобы дети выросли

духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная

откровенность

и

согласованная

работа.

Знакомство

с

жизнью

семьи

начинается с анкеты, которую по просьбе учителя мамы или папы заполняют

перед началом учебного года. Эффективность воспитательной работы учителя

во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь

на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей,

не

создав

дружного

коллектива,

невозможно

решать

задачи

обучения

и

воспитания детей.

В начале работы была поставлена задача – установить доверительные

отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на

сотрудничество.

На

первом

этапе

при

общении

с

родителями

необходимо отмечать

положительные

стороны личности

ребёнка,

т.

е.

не

сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера

На протяжении всех лет обучения в начальном звене необходимо

проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели

искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Каждая наша встреча

дает

повод

к

раздумью,

вызывает

желание

анализировать,

думать,

читать

дополнительную литературу.

Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения

педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение,

родительский коллектив.

Иногда, я провожу собрания, в виде дискуссии за круглым столом за

чашкой

чая

на

заранее

определенную

тему.

Перед

собранием,

родители

отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы,

компетентность в рассматриваемых проблемах.

К собранию на тему «Воспитание у детей заботливого отношения к

окружающим» родителям были предложены следующие вопросы: проявляет

ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи: если да,

то как – самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию; умеет ли

ваш

ребенок

словами

выражать

сочувствие,

сопереживание

(примеры);

в

каких конкретных поступках проявлялась активность и инициатива ребенка в

оказании

помощи;

к

кому

в

школе,

дома

ребенок

проявляет

заботливое

отношение?

Иногда, перед собранием, беседую с детьми на заданную тему. Задаю

вопросы: любишь ли ты своих родных? Почему? Что ты делаешь дома, чтобы

помочь родителям? Как заботишься о них? Какого человека можно назвать

заботливым? Надо ли тебе заботиться о других?

Наиболее интересные ответы я записываю на диктофон и включаю потом

запись

на

родительском

собрании.

Послушав

запись,

родители

охотно

высказывают

мнения

по

данному

вопросу.

Я

соотношу

ответы

детей

с

ответами их родителей и получаю полное представление о стиле отношений

внутри семьи. Анализируя, делаю выводы, которые помогут мне улучшить

воспитательную работу, как с детьми, так и с их родителями.

К каждому собранию подбираю и оформляю выставку книг, журналов,

подходящих к данной теме.

На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех,

кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в

классе.

В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью

которого я подключаю к работе всех родителей. С помощью и при участии

родителей в классе проходят различные экскурсии, посещения театра, цирка и

кино, конкурсы и праздники.

В феврале, к празднику Дня защитника Отечества, проходило соревнование

«Когда мамы дома нет» между двумя командами пап. (Мамы были членами

жюри.) На этом соревновании были следующие конкурсы для пап:

на лучшее исполнение колыбельной песни;

приготовление десерта;

на лучшее исполнение танца «Яблочко»;

на лучшего парикмахера;

кто быстрее оденет ребенка.

После всех конкурсных заданий победителей и побежденных ждал чай, где

дети

вручали

папам

подарки,

изготовленные

своими

руками.

Команда

победителей еще была награждена медалями.

В конце года я поинтересовалась, охотно ли родители ходили на собрания,

праздники, каковы их пожелания и предложения. Результаты показали, что

родители – активные сторонники таких соревнований, совместных экскурсий,

собраний-дискуссий.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса проходит

через

Дни

открытых

дверей. Дни

открытых

дверей

позволяют

обратить

внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в

семье и школе, ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к

познанию,

общению с взрослыми и сверстниками. Родители узнают, что

игровые ситуации очень помогают в учебе, узнают, как можно использовать

дидактический

материал.

Наблюдая

за

детьми

в

Дни

открытых

дверей,

родители понимают, на что следует обратить особое внимание, как и какую

помощь

оказать

своему

ребенку.

Постепенно

родители

убеждаются,

что

заинтересованный

труд

ребенка

приносит

более

ощутимые

результаты,

нежели понукание, окрик, и постепенно привыкают использовать приемы и

методы, которые демонстрируют им на открытых уроках. Родители видят, что

дети,

учатся

здесь

не

только

писать,

читать,

считать,

но

и

быть

любознательными,

добрыми,

отзывчивыми.

А

достигается

это

благодаря

совместному труду учителя, учеников и родителей.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают

найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности

ребенка, его нравственных представлений и понятий.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом.

Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.

Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза

наполнены радостью».



В раздел образования