Автор: Чернова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования нравственных представлений и понятий у учеников начальных классов в процессе работы учителя с родителями"
Раздел: начальное образование
Особенности формирования нравственных представлений и понятий у
учеников начальных классов в процессе работы учителя с родителями
В школьной практике учитель часто сталкивается с тем, что ученики
начальных классов мало имеют знаний о нравственных нормах и правилах
поведения.
Если
рассмотреть
все
источники
информации,
откуда
ребенок
черпает нравственные понятия, то они будут противоречивы. Личный опыт
ребенка, средства массовой информации (телевидение, интернет и т.д.), жизнь
школьного коллектива, содержание обучения – дают достаточный материал о
социальных нормах поведения, нравственных представлений и понятий, но
часто они противоречат друг другу.
Приходя в школу, можно наблюдать, что младшие школьники, не знают
всех основных норм морали и узнают о норме в связи с каким-то конкретным
происшествием. И только тогда ученику
разъясняют, как надо правильно
поступить в данной или аналогичной ситуации.
В процессе этических бесед, викторин, экскурсий, и т.д. происходит
обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, т.е.
происходит формирование нравственных представлений и понятий.
Большую роль в формировании личности ребенка играют не только
учитель, но и родители ребенка.
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности
учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания
психологии и педагогики.
Принимая новый класс, меня в одинаковой степени интересует, что собой
представляют
мои
будущие
ученики,
какие
у
них
родители,
как
они
воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
С первого дня знакомства с родителями я им говорю: чтобы дети выросли
духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная
откровенность
и
согласованная
работа.
Знакомство
с
жизнью
семьи
начинается с анкеты, которую по просьбе учителя мамы или папы заполняют
перед началом учебного года. Эффективность воспитательной работы учителя
во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь
на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей,
не
создав
дружного
коллектива,
невозможно
решать
задачи
обучения
и
воспитания детей.
В начале работы была поставлена задача – установить доверительные
отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на
сотрудничество.
На
первом
этапе
при
общении
с
родителями
необходимо отмечать
положительные
стороны личности
ребёнка,
т.
е.
не
сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера
На протяжении всех лет обучения в начальном звене необходимо
проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели
искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Каждая наша встреча
дает
повод
к
раздумью,
вызывает
желание
анализировать,
думать,
читать
дополнительную литературу.
Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения
педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение,
родительский коллектив.
Иногда, я провожу собрания, в виде дискуссии за круглым столом за
чашкой
чая
на
заранее
определенную
тему.
Перед
собранием,
родители
отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы,
компетентность в рассматриваемых проблемах.
К собранию на тему «Воспитание у детей заботливого отношения к
окружающим» родителям были предложены следующие вопросы: проявляет
ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи: если да,
то как – самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию; умеет ли
ваш
ребенок
словами
выражать
сочувствие,
сопереживание
(примеры);
в
каких конкретных поступках проявлялась активность и инициатива ребенка в
оказании
помощи;
к
кому
в
школе,
дома
ребенок
проявляет
заботливое
отношение?
Иногда, перед собранием, беседую с детьми на заданную тему. Задаю
вопросы: любишь ли ты своих родных? Почему? Что ты делаешь дома, чтобы
помочь родителям? Как заботишься о них? Какого человека можно назвать
заботливым? Надо ли тебе заботиться о других?
Наиболее интересные ответы я записываю на диктофон и включаю потом
запись
на
родительском
собрании.
Послушав
запись,
родители
охотно
высказывают
мнения
по
данному
вопросу.
Я
соотношу
ответы
детей
с
ответами их родителей и получаю полное представление о стиле отношений
внутри семьи. Анализируя, делаю выводы, которые помогут мне улучшить
воспитательную работу, как с детьми, так и с их родителями.
К каждому собранию подбираю и оформляю выставку книг, журналов,
подходящих к данной теме.
На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех,
кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в
классе.
В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью
которого я подключаю к работе всех родителей. С помощью и при участии
родителей в классе проходят различные экскурсии, посещения театра, цирка и
кино, конкурсы и праздники.
В феврале, к празднику Дня защитника Отечества, проходило соревнование
«Когда мамы дома нет» между двумя командами пап. (Мамы были членами
жюри.) На этом соревновании были следующие конкурсы для пап:
на лучшее исполнение колыбельной песни;
приготовление десерта;
на лучшее исполнение танца «Яблочко»;
на лучшего парикмахера;
кто быстрее оденет ребенка.
После всех конкурсных заданий победителей и побежденных ждал чай, где
дети
вручали
папам
подарки,
изготовленные
своими
руками.
Команда
победителей еще была награждена медалями.
В конце года я поинтересовалась, охотно ли родители ходили на собрания,
праздники, каковы их пожелания и предложения. Результаты показали, что
родители – активные сторонники таких соревнований, совместных экскурсий,
собраний-дискуссий.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса проходит
через
Дни
открытых
дверей. Дни
открытых
дверей
позволяют
обратить
внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в
семье и школе, ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к
познанию,
общению с взрослыми и сверстниками. Родители узнают, что
игровые ситуации очень помогают в учебе, узнают, как можно использовать
дидактический
материал.
Наблюдая
за
детьми
в
Дни
открытых
дверей,
родители понимают, на что следует обратить особое внимание, как и какую
помощь
оказать
своему
ребенку.
Постепенно
родители
убеждаются,
что
заинтересованный
труд
ребенка
приносит
более
ощутимые
результаты,
нежели понукание, окрик, и постепенно привыкают использовать приемы и
методы, которые демонстрируют им на открытых уроках. Родители видят, что
дети,
учатся
здесь
не
только
писать,
читать,
считать,
но
и
быть
любознательными,
добрыми,
отзывчивыми.
А
достигается
это
благодаря
совместному труду учителя, учеников и родителей.
Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают
найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности
ребенка, его нравственных представлений и понятий.
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза
наполнены радостью».