Автор: Бурмакина Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№6
Населённый пункт: гБерезники Пермский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Сказка удивительный мир для ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей .
«Сказка удивительный мир для ребенка».
Все мы любим сказки. А дети – в первую очередь! Но помимо сказок есть и
другие произведения, не менее интересные. Это и стихи, и поэмы, рассказы,
повести.Все это – мудрость, знания, истории всех времен и народов. Ведь
именно в чтении мы познаем мир, мир прошлого, нынешнего, будущего. Все
книги имеют свою историю. А их великое множество. Но чтобы не затеряться
в выборе нужной информации, у каждого есть свои интересы. И только
интерес помогает в выборе литературы. А кто, как не родители, знают
интересы своих детей? И тут начинается: «Мама, почитай мне сказку!»,
«Мама, какие интересные картинки, а что это?» и т.д.
Дети любят чтение, не только из-за красивых картинок, но и из-за
дополнительного времяпрепровождения с родным человеком. Да, да! Именно
при чтении ребенок сближается с нами, родителями, бабушками, дедушками.
Даже приемные родители могут сблизиться с ребенком при помощи чтения
выбранной им литературы.
Делаем вывод: будем приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы,
стихотворения. Поможем детям правильно воспринимать содержание
произведения, сопереживать его героям. Необходимо заинтересовывать
ребенка к чтению книги. Пока он маленький, читаем мы. Вырастет – будет
читать сам. В дошкольном возрасте можно заинтересовать иллюстрациями.
Важно: не оставляйте ребенка с книгой наедине. Кто-то же должен ему
разъяснять изображения. Иначе, малыш потеряет интерес к данной книжке.
Если ваш ребенок полюбит только одну книжку, это не страшно. Но все же
порадуйте его и новинками.
Сказки сказками, а память надо развивать. Задавайте вопросы по
прочитанным произведениям: какие герои положительные, какие –
отрицательные. Чем понравился положительный герой, а что плохого в
отрицательном. Почему Баба Яга злая, почему сбежал Колобок от бабушки с
дедушкой, почему Иванушка превратился в козленочка и др. Размышляя, дети
учатся понимать различные ситуации в произведениях, закрепляют в памяти
сюжеты, смысл. А еще, запоминают незнакомые слова, которые в
дальнейшем сумеют использовать в своей речи.
Закрепим память и разучивая стихотворения. Не только стихи по программе
детского сада, но и выбирая самостоятельно. Чем больше стихотворений
будет знать ребенок, тем лучше будет его память. А это поможет и в
школьной жизни.
Родители, не упускайте важные моменты жизни ваших детей! Даже
психологи уверены в том, что чтение сказок влияет на формирование
отношения к жизни ребенка в будущем. Этот важный момент именно в
возрасте от двух до пяти лет. Например: Золушка всегда в работе, а когда
выйдет замуж за принца, думаете, она перестанет работать? Нет, принц будет
отдыхать и дальше, а Золушка будет его обстирывать, готовить, шить, мыть и
т.д. вот поэтому, женский образ всегда жертвенный, в хорошем смысле этого
слова. Практически во всех сказках присутствует образ помощницы,
советчицы. При этом девица все преодолевает: как житейские трудности, так
и мужскую ветреность, непостоянство и в конце концов становится хозяйкой
ситуации. И именно ради нее мужчина совершает подвиги.
Ярко выражен в волшебных сказках и мужской образ. Например, Иван
Царевич. Этот тот мужчина, который всего достигает сам. Все преграды он
преодолевает и получает в награду свою царевну. А Емеля или Иванушка-
дурачок полеживают на печи, на брань и насмешки родных внимания не
обращают. Но своего шанса они никогда не упустят!
Таким образом нам показывают два сценария мужского успеха: первый –
преодолею любую преграду постепенно, но добьюсь своего, а второй –
умение дождаться своего часа, угадать, не упустить свой шанс и получить все
сразу.
Несомненно, каждая сказка несет в себе смысл и мораль, а не только сюжет,
который лежит на поверхности повествования. Например, всем известная
сказка «Колобок». Она прочитана столько раз, что ребенок знает ее наизусть.
Эта сказка учит ребенка чувству осторожности, чувству самосохранения. По
сути, это означает, что во взрослую жизнь нужно вступать осторожно, от
родителей следует уходить постепенно, с оглядкой. И для родителей в
«Колобке» присутствует мораль – отпускать от себя ребенка надо с
осторожностью, не давая сразу полную свободу.
Родители, озабоченные будущим своих детей, их нравственным воспитанием,
всегда задумываются о том, какие книги он будет слушать, рассматривать, а
затем и читать. Книжная индустрия сегодня предлагает нам большой выбор
детских книг. Но все ли они годятся для детского чтения? Стоит ли покупать
своему ребенку многое из того, что предлагается? В этом вопросе родители
должны быть грамотными людьми, потому что от того, какая книга попадет
первой в руки ребенку, тоже зависит, станет ли он читателем. Для
дошкольников книга должна быть особенной: изданной на хорошей белой
бумаге, яркой, красочной, заманчивой; а для детей раннего возраста – еще и
легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения.
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:
-Она легкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент
достать книгу с полки.
-Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
- Размер книжки небольшой – ребенок должен иметь возможность «играть» с
ней самостоятельно.
- В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
Печатный текст – только крупный, фразы четкие и лаконичные.
- Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен
располагаться на светлом фоне.
- Необходимо обратить внимание на наличие гигиенического
сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь
малыши часто пытаются грызть книгу.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребенку
стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми
потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно
к двум годам, когда у ребенка проявляется интерес к буквам, - приобретите
азбуку. Но не стоит забывать, что узнавание букв и чтение – вещи разные.
Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать
события.
Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные пищалки, книжки
в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка. Но не
стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения – это
малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к
минимуму.
Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских
иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не
должно превышать 10 – 15%. Иначе книга может показаться ребенку скучной.
Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы
и при этом учится работать с новой информацией.
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с
самого рождения. Новорожденный не может понять смысл прочитанного, но
прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает
эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что, если мама
читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на
эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к
занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми
вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это
развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о
чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует
бережное, глубоко личностное отношение к книге.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее
подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача
родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая
разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире
печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Есть целый ряд
произведений, с которыми человек в дошкольном детстве просто не может не
познакомится. Без них ни один нормальный читатель не вырастает – это
народные сказки, сказки К. И. Чуковского, Ш. Перро и Х. К. Андерсена и др.,
то есть это то, что сегодня называется детской классикой. Не прочитанные
вовремя, эти книги уже не оказывают на читателя того воздействия, которое в
них заложено, оставляют человека без того духовного и эмоционального
багажа, который был бы накоплен благодаря своевременному их прочтению.
Когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного
чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у
ребенка живые представления о написанном и к тому же должен объяснять
малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение
очень сплачивает.