Напоминание

Использование занимательного материала в обучении детей дошкольного возраста элементарной математике.


Автор: Стружкина Лариса Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №413 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Использование занимательного материала в обучении детей дошкольного возраста элементарной математике.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Стружкина Лариса Аркадьевна,

воспитатель высшей категории

МБДОУ «ДС г. Челябинска»,

2016 г.

Использование занимательного материала в обучении детей дошкольного

возраста элементарной математике.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должны уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель - сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива. Проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительной операций. А также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный материал можно классифицировать, выделив три основные группы: - развлечения, - математические игры, - задачи, - развивающие (дидактические) игры. - упражнения. В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другое. Они интересны по содержанию, занимательной форме, отличаются необычностью решения и результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады, ребусы). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Рассмотрим другие виды занимательного материала, например, математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению. Поэтому мы решили заинтересовать и приобщить детей к занимательным математическим играм и упражнениям. На первом этапе работы с занимательными математическими играми, дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности: выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную мной или самим ребенком. Задачи, стоящие перед нами, решались как на занятиях, так и в процессе организационных игр детей в утренние и вечерние часы. Для этого нами была организованна игротека «Уголок занимательной математики», где были подобранны игры и упражнения различной степени сложности. Под влиянием систематического использования занимательных математических игр и упражнений на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности у детей выработалось умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Нами замечено, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных занимательных математических игр и упражнений, направленных на логическое и пространственное преобразование, замену мест, задач- шуток и т.д. В процессе систематического использования в работе с детьми занимательных математических игр и упражнений постепенно вырабатывается умения творчески, инициативно подходить к задаче и результату. Дети, увлеченные поиском результата, проявляют определенные волевые умения. Естественно, что упорство в достижении в поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей. Таким образом, использование занимательного материала в обучении детей дошкольного возраста элементарной математике должно отводиться важное место.
Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим можно раньше научить детей узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Использованная литература: 1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. 2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994. 3. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990. 4. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

КАРТОТЕКА

математических игр для детей старшего дошкольного

возраста

Игра «Цепочка примеров»

Цель:
Уп р а ж н я т ь д е т е й в у м е н и и п р о и з в о д и т ь арифметические действия.
Ход игры:
Две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.
Игра «Отгадай число»

Цель:
Закрепить умение детей сравнивать числа.
Ход игры:
По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок (фант). При делении детей на две группы ответивший неправильно выбывает из игры.
Игра «Назови и сосчитай»

Цель:
Учить детей считать звуки, называя итоговое число. Ход игры: Игру лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
Игра «Сделай столько же движений»

Цель:
Упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Ход игры:
В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
Игра «Угадай»

Цель:
Закрепить навыки счета в пределах (…).
Ход игры:
В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое число, задумал зайка? Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу - число больше (…) на 1 . и т. д.
Игра «Сосчитай и назови»


Цель:
Упражнять в счете на слух.
Ход игры:
В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»
Игра «Угадайте, какое число пропущено?»

Цель:
Закрепить знания и последовательности чисел.
Ход игры:
В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.
Игра «Числовой ряд»

Цель:
Закреплять знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход

игры:
Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее правой, если больше – правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.
Игра «Назови число»

Цель:
Упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры:
Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».
Игра «Только одно свойство»
Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших).
Цель:
Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать ее.
Ход игры:
У двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треуголник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом
случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.
Игра «Сколько взять конфет»

Цель игры:
Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход

игры:
Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты двух сортов. Наугад берут наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы две конфеты одного сорта?» (Не менее трех)
Игра «Каких фигур не достает»

Цель:
Упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.
Материал.
Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).
Ход

игры:
Распределив между играющими таблички, В. объясняет задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.
Игра «Заполни квадрат»

Цель:
Упорядочивание предметов по различным признакам.
Игровой материал
. Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.
Ход игры:
Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.
Игра «Примеров много — ответ один»

Цель:
Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Материал.
Набор карточек с числами.
Ход игры:
Ведущий кладет на красный квадрат карточку с любым числом, например, 8. В желтых кругах уже обозначены числа. (Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4).
Игра «Сколько до и после»

Цель:
Закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.
Материал.
Числовые фигуры с количеством кружков 4, 6, 8.
Ход

игры:
В. показывает числовую фигуру, предлагает сосчитать, сколько на ней кружков, и назвать числа, которые идут до данного числа или после.


В раздел образования