Автор: Томилова Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Онеги"
Населённый пункт: город Онега, Архангельская область
Наименование материала: Технологическая карта урока Русский язык.
Тема: "Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока Русский язык.
По теме «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова»
Программа «Школа России», предмет «Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема урока: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: - способствовать развитию умения находить орфограммы в разных частях слова, объяснять значение орфограмм.
Задачи урока: – познакомить с орфограммами в разных частях слова;
- провести самостоятельную работу с проверкой по эталону;
- провести первичное закрепление об орфограммах в разных частях слова.
Планируемые результаты:
1.
Предметные
А) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как показателю общей культуры человека;
Б) научиться писать без ошибок;
В) применять орфографические правила.
2. Личностные
А) мотивация учебной деятельности;
Б) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
В) формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу.
3. Метапредметные
А) Регулятивные
- формировать и удерживать учебную задачу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами ее реализации.
Б) Познавательные
- применять правила и пользоваться инструкциями;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- передавать информацию устным и письменным способом.
В) Коммуникативные:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- адекватно оценивать своё поведение
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Мотивация
(самоопределение
к деятельности)
Приветствует детей.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада
видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость
общения.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
С е г о д н я
2 7
н о я б р я
(выделите
орфограммы)
Классная работа.
Приветствуют учителя.
Садятся за парты.
- Пишут в тетради число и
классная работа.
Регулятивные:
использовать речь для регу-
ляции своего действия.
2. Выявление места и
причины
затруднения
-
Зашифруйте слова.
Вспомните, как проверить безударную
гласную. (по группам)
1.
Б…нкир,
б…льшой, загр…знение, д…ревяшка, п…
сьмо.
2.
К…сичка,
гр…бной, приб…жать,
гл..застый, гр…знуля
3.
пч…ла ,
б…льной, в…зать, п…сьмо, д..леко
- Назовите орфограммы в словах, которые вы записали.
- В какой части слова находятся орфограммы?
-А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы?
- Где ещё они могут быть? Как вы думаете?
Выполняют задание, и
записывают в тетрадь шифр:
1 . - 12574
2 . - 24715
3.
72541
- Проверяемая гласная в слове.
- В корне.
- Нет, не только.
- В приставке, в суффиксе,
в окончании.
Регулятивные:
формировать и удерживать
учебную задачу;
использовать речь для регу-
ляции своего действия.
Познавательные:
применять правила и
пользоваться инструкция-ми;
передавать информацию
устным и письменным спо-
собом.
3. Построение
проекта выхода из
затруднения
(Сообщение)
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с орфограммами в
других
частях
слова.
Посмотрите
на
слайд.
Назовите
орфограммы
в
словах.
В
какой
части
слова
они находятся?
Только ли в корне они могут быть? Сформулируйте задачи
урока.
См…шок, мал...нький, пр…шёл, орех…вый,
на дач…, м…ряк, зайч…к, пер…писать.
Слушают.
Выполняют устно задание.
См…шок, мал...нький, пр…
шёл, орех…вый,
на дач…, м…ряк, зайч…к,
пер…писать.
Регулятивные:
формировать и удерживать
учебную задачу.
Тема
нашего
урока: ПРАВОПИСАНИЕ
ЧАСТЕЙ
СЛОВА.
4. Реализация
построенного
проекта.
1.
Откройте
учебники
на
стр.
102-ой,
прочитайте
с
какой
задачей
на
уроке
мы
должны
справиться?
Самостоятельно в тетради выполните упр. 192.
- Вам нужно списать текст в тетрадь.
Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал
холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на
крыши, захрустел под ногами.
- Прочитайте слова с орфограммами.
-
Назовите
части
слова,
в
которых
выделены
буквы
и
выделите их у себя в тетради. В слове:
пришёл, (в какой части слова выделена буква? выделите
её)заморозок,
надышал,
холодом,
стёкла,
посыпал,
зернистым,
крыши,
захрустел,
ногами
- Почему надо проверять написание выделенных букв?
В каких частях слова могут находиться безударные гласные?
Как выбрать правильное написание безударной гласной,
если она находится:
а) в приставке?
б) в суффиксе?
Открывают учебники и
переписывают упражнение в
тетрадь.
- Пришёл, заморозок, надышал,
холодом, стёкла, посыпал,
зернистым, крыши, захрустел,
ногами
- В приставке.
- В корне и суффиксе.
- В приставке.
- В корне и окончании.
- В окончании.
- В приставке.
- В корне и окончании.
- В окончании.
- В приставке.
- В корне.
- Потому что мы может
записать их неправильно и
потому что они слышатся не
так, как пишутся.
В приставке, суффиксе,
окончании
(запомнить)
Регулятивные:
формировать и удерживать
учебную задачу;
использовать речь для регу-
ляции своего действия;
выбирать действия в соот-
ветствии с поставленной
задачей и способами её
реализации.
Познавательные:
применять правила и
пользоваться инструкция-ми;
ставить, формулировать и
решать проблемы;
передавать информацию
устным и письменным спо-
собом;
развивать следующие мыс-
лительные процессы: срав-
нение, обобщение, анализ.
Коммуникативные:
обращаться за помощью,
формулировать свои затруд-
нения;
адекватно оценивать собст-
венное поведение.
в) в корне?
- Давайте ниже, в учебнике, как нас и просят, обратим
внимание! Причитайте правило.
2. Молодцы. Выполним упр. 193.
- Прочитайте пословицы.
1. Встречай людей не лестью, а честью.
2. Кто ленив, тот и сонлив.
3. Легко сказать, да тяжело сделать.
4. Без столбов и забор не стоит.
5. Был бы пирог, найдётся и едок.
- Выпишите с выделенными орфограммами в тетрадь.
-
В
каких
значимых
частях
слов
выделены
буквы
–
выделите их в тетради самостоятельно.
- Произнесите звук, который обозначает выделенная буква в
слове:
встречай,
ленив,
сонлив,
легко,
сделать,
столбов,
пирог,
едок.
- Почему написание этих букв надо проверять?
- А на следующей странице нас опять просят обратить
внимание! Прочитайте правило до таблицы.
(запомнить)
(запомнить, проверить по
словарю; подобрать
проверочное слово.)
Читает 1 ученик:«Буква,
обозначающая безударный
гласный звук, может быть в
любой значимой части слова:
в приставке: пришёл;
в корне: дарить;
в суффиксе: маленький;
в окончании: из землянки.
- Читают по очереди.
Списывают слова с
орфограммами в тетрадь.
Выделяют самостоятельно
значимые части слов.
- Ф.
- Ф.
- Ф.
- Х.
- З.
- Ф.
- К.
- К.
- Потому что мы их пишем не
так, как слышим.
- В какой части слова может находиться согласная буква,
обозначающая парный по глухости-звонкости согласный
звук? Вывод: Это орфограмма, так как есть выбор букв для
ее написания.
2.
- Как проверить написание согласной буквы,
обозначающей парный по глухости-звонкости согласный
звук, если она
находится
а)- корне
б)- суффиксах и приставках?
- Так в какой части слова может быть буква, обозначающая
парный по звонкости-глухости согласный звук?
Отгадайте ребус
Посмотрите новое словарное слово. В слове Четверг есть
ещё одна орфограмма. Что это за орфограмма?
Характеристика слова (слоговой анализ).
-
Сколько в слове слогов?
-
Какой слог ударный?
-
Какая безударная гласная выделена зеленым цветом?
Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно-
проверяемой безударной гласной?
-
Попробуйте проверить.
- Как разделить это слово для переноса? ( Оба варианта
переноса этого слова допустимы по В.Ф. Грекову).
Читает 1 ученик:
Буква, обозначающая парный
по звонкости-глухости соглас-
ный звук, может быть в
любой значимой части слова:
в приставке: сделать;
в корне: четверг;
в суффиксе: пирожок;
в окончании: нет звуков.
- В любой.
(запомнить или проверить по
словарю),
(подобрать
проверочное слово)
(запомнить их написание)
В корне, приставке, суффиксе.
Разгадывают ребус.
-Непроверяемая
(труднопроверяемая гласная в
корне слова)
2 слога
2 слог ударный
Е
(четверо)
- Какие правила нужно помнить при письме слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
- Спишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- А теперь составьте с этим, словом предложение
самостоятельно и запишите его в тетрадь.
- Какое предложение вы написали?
-
Скажите,
в
каких
значимых
частях
слова
находятся
орфограммы?
3. Давайте рассмотрим таблицу.
- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в
суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.
- А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне
слова? Найдите это в таблице и прочитайте.
- А если это непроверяемая орфограмма?
ФИЗМИНУТКА
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
(чет – верг или че - тверг).
Слова с непроверяемыми и
труднопроверяемыми
написаниями надо запомнить
или проверять по словарю.
Пишут в тетрадь слово и
обозначают орфограмму.
Самостоятельно составляют
предложение со словом
Читают свои предложения.
Во всех.
Таблицы у каждого ученика
Читает 1 ученик:
Вспомните, как пишется эта
приставка или суффикс.
Читает 1 ученик:
Подберите проверочное слово.
- Нужно проверить по словарю.
5. Первичное
закрепление
4. Откройте стр. 104, выполним упр. 194.
- Прочитайте слова:
Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, пчела,
гнездо, чижи, дожди, шкафы.
- В какой части слова выделены буквы?
- Почему написание выделенных букв надо проверять?
Читает слова 1 ученик.
- В корне.
- Потому что можно допустить
ошибку.
Пишем
одну
букву
–
слышим другой звук.
Регулятивные:
использовать
речь
для
регу-
ляции своего действия;
выбирать
действия
в
соот-
ветствии
с
по ставленной
задачей
и
спо собами
е ё
реализации.
Познавательные:
п р и м е н я т ь
п р а в и л а
и
- Как проверить их написание?
- А теперь выполним задание. Нам нужно подобрать к
каждому
из
этих
слов
2
проверочных
слова;
первое
–
изменив форму слова, а второе – подобрав однокоренное
слово. И посмотрите, нужно записать, как на образце ниже
– сначала два слова, которые мы подобрали, точно так же, в
скобочках. Затем слово, которое написано в учебнике. И
обязательно
расставить
ударение.
По
очереди
у
доски.
Остальные в тетради.
- Начинаем со слова СТРЕЛА.
(Разбираем вместе с детьми).
- Прочитайте правило в оранжевой рамочке.
Это нужно запомнить!
- Подобрать проверочное слово.
По одному выходят к доске и
выполняют задание:
(стрелы, стрелка) стрела,
(воды, водный) вода,
(травы, травушка) трава,
(холм, холмик) холмы,
(жар, жаркий) жарко,
(свечи, свечка) свеча,
(пчёлы, пчёлка) пчела,
(гнёзда, гнёздышко) гнездо,
(чиж, чижик) чижи,
(дождь, дождик) дожди,
(шкаф, шкафчик) шкафы.
Читает 1 ученик.
пользоваться инструкция-ми;
ставить,
формулировать
и
решать проблемы;
развивать
следующие
мыс-
лительные
процессы:
срав-
нение, обобщение, анализ.
Коммуникативные:
адекватно оценивать собст-
венное поведение.
6.
Самостоятельная
работа с проверкой
по эталону
- Самостоятельно на листочках выполним упр. 195, первый
абзац. Вам нужно:
1. Подписать свою фамилию;
2. Вставить пропущенную букву О или А в каждое слово и
3. Доказать, что каждая пара слов, это однокоренные слова.
- Как вы это сделаете?
-
Верно.
Приступайте.
Тем,
кто
усвоил
тему
урока,
я
поставлю оценки.
Собираю листочки.
- Нужно найти корень.
Самостоятельно
выполняют
задание.
Регулятивные:
выбирать
действия
в
соот-
ветствии
с
по ставленной
задачей
и
спо собами
е ё
реализации.
Познавательные:
п р и м е н я т ь
п р а в и л а
и
пользоваться инструкция-ми.
7.
Подведение итогов.
Рефлексия
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Регулятивные:
формировать
и
удерживать
учебную задачу.
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
- Как проверить безударный гласный в корне.
- Во всех.
- Нужно подобрать проверочное
слово.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведение.
8. Домашнее задание
-
Ребята,
открываем
дневники
и
записываем
домашнее
задание.
Стр. 105, упр. 195-ое, второй абзац.
Вам нужно будет вставить пропущенные буквы Е, И или Я
и выполнить тоже самое задание – доказать, что каждая
пара слов, однокоренные слова.
- Верно. Спасибо за урок. До свидания.
О т к р ы в а ю т
д н е в н и к и
и
записывают домашнее задание.
Регулятивные:
выбирать
действия
в
соот-
ветствии
с
по ставленной
задачей
и
спо собами
е ё
реализации.