Напоминание

" Кладовая коми сказок"


Авторы: Комарских Татьяна Николаевна, Паршина Наталья Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад №1"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Рабочая тетрадь
Тема: " Кладовая коми сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«КЛАДОВАЯ КОМИ СКАЗОК»

Авторы:

Воспитатели МБОУ

«Начальная школа – детский сад № 1»

г. Воркуты

Комарских Татьяна Николаевна

Паршина Наталья Аркадьевна

Управление образования

муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

Республика Коми

г. Воркута

ул. Ленина, дом 72 А

тел.: 8 (82151) 6-27-98

Март

2018 год

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые взрослые!

Перед вами рабочая тетрадь «Кладовая коми сказок», оригинальное пособие нового

типа.

Чтобы

ребенку

было

интересно

выполнять

задания

в

рабочей

тетради,

его

необходимо

познакомить со сказками народа коми: «Марпида-царевна», «Пера-богатырь», «Баба Ема и

три сестры», «Лиса и заяц», «Фома», «Восьминогая собака» и др.

Занятия в рабочей тетради помогут развить у ребенка старшего дошкольного возраста любовь

и

интерес

к

коми

сказкам,

а

так

же

зрительное

восприятие,

различные

виды

памяти,

мышление, внимание, доброту и отзывчивость.

Рабочая

тетрадь

может

использоваться

как

самостоятельное

пособие,

так

и

дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми.

Материал рабочей тетради содержит игровые упражнения, развивающие задания,

стихи, загадки, кроссворды, которые знакомят и закрепляют знания о коми сказках. Задания

для

старших

дошкольников

требуют

творческого

подхода,

которые

вырабатываются

постепенно, с учетом накопления знаний.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ:

- изучение данного материала рассчитано на шесть занятий (это может быть одно занятие в

неделю);

- длительность одного занятия 25-30 минут;

Если ребенок затрудняется в ответе, то помогите ему. Для того чтобы дети без страха

включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Будьте

доброжелательны, терпеливы;

- после прохождения каждого задания «Сундучок» открывается все больше и больше, а

ребенок ваш овладевает багажом знаний о коми сказках. А в конце всех выполненных

заданий, сундучок полностью раскроется, и ребенок узнает, что же сказочница в нем хранит.

Желаем удачи!

Здравствуй, дружок! Я – бабушка – сказочница.

Бескрайни просторы нашего Коми края, суровая у нас природа. Нелегкая была жизнь у наших

предков. Охотники и оленеводы на месяцы уходили в леса и тундру. И в длинные, зимние

вечера рождались народные сказки, которые потом передавались из уст в уста. Один человек

придумал сказку, затем рассказал другому, а тот человек что-то добавлял и придумывал от

себя, пересказывал третьему и так далее. Получалось, что с каждым разом сказка становилась

все лучше и интереснее.

Оказывается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, то есть

народ. Вот именно поэтому её и стали называть «народная».

После трудового дня собирались

люди в охотничью избушку. Сказочник начинал сказку.

Вот и у меня есть для вас сказочный сундучок.

Подарила мне его Зарни Ань и сказала:

«Сундучок людей счастливыми делает».

А что же в нём находится, ты узнаешь после того, как выполнишь все задания в этой

тетради.

Ребята, предлагаю вам выполнить интересные задания.

Сундучок при этом будет постепенно открываться.

Вы

читали коми

народные

сказки?

Надеюсь,

вы

были

внимательными читателями и хорошо запомнили главных

героев сказок, основные события!

Эти

сведения

обязательно

помогут

вам

справиться

с

Задание

В какой сказке «Охотник только подумал про гостя, дверь распахнулась,

ввалился кто- то, страшный, голодный, глаза огнем горят». («Охотник и

Ворса»).

Ворса - это кто? (Леший).

Из какой сказки слова: «Чем теперь кормить гостя, - думает хозяйка, -

сразу съест все припасы. А он ей: «Принеси из леса побольше мха, свари

его да посоли. Вот мне и ужин готов». («Пера богатырь»).

Из какой сказки слова:

«Не взмахнешь топором ты ни вверх, ни вниз,

Был прилежным ты, а теперь — ленись. Лежи на печи, обтирай

кирпичи!»? ( «Фома»).

Кто помог Фоме избавиться от приговора Ёмы-бабы и снова стать

трудолюбивым? (Лиса).

Назовите коми народную сказку, похожую на русскую народную сказку

«Маша и медведь»? («Медвежьи няньки»).

В чем относил медведь подарки для отца девушек? (В сундуках).

Чьей невестой была Марпида-царевна? (Сокола).

Как звали того невиданного силача и охотника?

Вот ты и справился с первым заданием.

Сундучок чуть – чуть приоткрылся!

Выбери цвет для каждой цифры. Раскрась сказочную

избушку и узнай, кто в ней живет.

А мы идем на следующую страничку…

Как ты понимаешь эту пословицу?

Отметь красным флажком положительных героев коми

сказок, черным - отрицательных.

Ну что, продолжаем!!! Ты молодец! У тебя все хорошо получается.

Соотнеси героев коми сказок и русских сказок.

Нарисуй к ним стрелочки.

Устали? Пришло время отдохнуть.

Слушать сказки я люблю, (слушают)

Всех героев знаю: (считают на пальцах)

Пера- Богатырь в лесу (идут)

Зверей всех охраняет.

Йиркап на лыжи встает, (встают «на лыжи»)

Мчится будто птица. (идут «на лыжах»)

Яг Морт там в бору живет, (показывают крышу над головой)

Не поёт, не веселится. («тихо»)

Кто там ходит и гремит (прислушиваются)

Железною ногою?

Это Крт Айка стучит,

Не дает покоя. (топают ногами)

Поиграем в игру «Да - нет»

Коты - дом

Голбец – подпол

Ош – заяц

Марпида – царевна

Керка – лопата

Туесок – берестяная посуда

Парма - вода

Шушун - сарафан

Раскрась героя коми сказок.

Не ленитесь, не скучайте – если сказку вы читали,

Обо мне вы все узнали, время даром не теряйте –

Кто я – быстро отвечайте. И меня вы украшайте.

У тебя очень красиво получилось!

Посмотри на картинку и подумай, кому из героев коми

сказок принадлежат эти следы. Как по – коми называют

этих животных?

Молодец!

Отгадай загадки и нарисуй отгадки.

На чем передвигался Пера - богатырь?

Две в руках, две в ногах

Не провалишься в снегах,

А поедешь без труда

И оставишь два следа. (Лыжи)

В чем чаще всего ходили зимой герои коми сказок?

Всегда шагам мы вдвоем

Похожие, как братья,

Мы шкурку гладкую несем

Похожи на котят мы. (Пимы)

В чем герои сказок хранили молоко?

Берестяной мальчишка

Вместо шляпы крышка

Людям помогает

Всяку еду сохраняет. (Туесок)

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь название знакомой коми

сказки.

1.

Предмет женской одежды.

2.

Мужская обувь.

3.

Желтая ягода, которая поспевает самой первой из всех ягод.

4.

Летняя обувь, сплетенная из лыка.

Расставь цифры по - порядку и узнаешь героя сказки.

1 4 5 2 3

В С А О Р

Кто лишний?

Марпида, Ворса, Емеля, Гундыр

Змей Горыныч, Пера – богатырь, Яг Морт, Войпель

Конек Горбунок, Баба Ема, Фома, Зарни Ань

Кто где живет?

Я назову животных, которые живут в сказках, а ты скажи, как называется их

жилище.

Нора –

Хатка –

Дупло –

Конюшня –

Логово –

Посмотри внимательно на картинки и назови героев коми

сказок.

Пройди по дорожке и узнаешь название трех сказок.

Забавное путешествие

Ты справился со всеми заданиями.

Умница!

И наш сундучок полностью раскрылся.

А находится в том сундучке книга коми сказок.

Читай, познавай, пополняй свой багаж знаний!

Желаю удачи, мой друг!

Бабушка-сказочница.



В раздел образования