Напоминание

"Психолого-педагогическая модель на основе таксономии целей"


Автор: Храмова Ольга Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ОШИ "Лицей им.Н.И.Лобачевского" КПФУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическая модель на основе таксономии целей"
Раздел: полное образование





Назад




Психолого-педагогическая модель на основе таксономии целей

Храмова О.Н. учитель физики высшей

квалификационной категории

ОШИ «Ллицей им. Н.И. Лобачевского» К(П)ФУ

В педагогике проведено достаточное число разработок, посвящен-

ных проблеме формирования и развития мышления школьников, однако, в

ходе исследования не удалось найти таких работ, в которых были бы собраны

и обобщены данные, позволяющие развивать и влиять на развитие мышления

учащихся с позиций таксономии целей.

Экспериментальная программа и дидактический материал к ней яв-

ляются результатом анализа литературы, педагогической практики автора, ма-

териалов исследования.

Данная модель позволяет выходить за рамки установленной учебной

программы, дает возможность ученику заниматься теми видами деятельно-

сти, которые представляют для него наибольший интерес, самостоятельно

определяя интенсивность и объем этой деятельности. Учитель лишь помогает

ученику поставить перед собой задачи и овладеть необходимыми методами и

навыками их решения.

Работа с классом начинается со стартовой диагностики по предмету.

Тест состоит из 8-10 заданий, каждое из которых соответствует одному из

уровней. Ребенок выполняет задания, начиная с 1-го. Если сделана ошибка -

значит, данный уровень еще не сформирован и над этим предстоит работать в

сотрудничестве с учителем. Таким образом, в классе создается максимум 4

«условных» группы. Группы мобильны. Задача учителя - помочь ученику

сформировать данный уровень мыслительных операций и продвинуться на

более высокий. Таксономия Блума - Толлингеровой - инструмент для фор-

мирования уровня обученности и для педагогического наблюдения за траек-

торией развития каждого ученика.

Модель удобна для ребенка, так как дает право выбора заданий и

воспитывает в нем чувство ответственности за свой выбор. Ученик, находясь

в ситуации успеха, начинает верить в свои силы. На уроке царит атмосфера

сотрудничества и заинтересованности, возникает комфортная среда, способ-

ствующая развитию познавательных интересов ребенка.

При усвоении знаний с использованием таксономических заданий

целесообразно применять такие приемы и методы, как эвристическая беседа,

предварительные

задания,

проблемные

задания,

задачи

на

противоречия,

творческие экспериментальные задания. Указанные приемы и методы взаи-

мосвязаны: предварительные задания дают возможность поставить на уроке

проблему, которая решается в ходе эвристической беседы и подтверждается

затем экспериментом. С другой стороны, эвристическая беседа может вклю-

чать проблемные задания и проблемные вопросы.

В ходе экспериментального исследования было установлено, что

успешное развитие мышления учащихся находится в прямой зависимости от

оптимального сочетания коллективной и индивидуальной деятельности обу-

1

чаемых. Таксономические задания позволяют с успехом применять как кол-

лективную, так и индивидуальную форму.

Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экс-

периментов показало, что реализация созданной методики позволила суще-

ственно повысить уровень сформированности анализа и планирования, а в

некоторых случаях и рефлексии у учащихся на уроках физики с использова-

нием таксономии целей.

В ходе исследования было выявлено, что активизация мыслительной

деятельности учащихся осуществляется главным образом с помощью задач

на создание проблемной ситуации, в процессе решения которых учащиеся

сами открывают для себя новые знания. Изучение нового учебного курса на

основе таксономии целей не только возможно, но и объективно необходимо

для успешного интеллектуального развития, так как оно способствует разви-

тию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Все учащие-

ся, принявшие участие в исследовании, овладели способом составлять таксо-

номические задания, что позволяет определить этапы построения логической

задачи, выбрать все возможные пути к решению данной задачи.

Обучение на основе таксономии целей способствует воспитанию у

школьников внутренней потребности в знаниях, желанию учиться, стремле-

нию к познанию, получению удовлетворения от преодоления трудностей.

Знания приобретают для учащихся большую значимость, так как они могут

их использовать в практике решения задач. У учащихся возникает познава-

тельный интерес, повышается мотивация, повышается уровень сформиро-

ванности анализа и планирования, а в некоторых случаях и рефлексии.

Применяемая методика позволяет повышать уровень развития

рефлексии благодаря тому, что ученик вынужден при выполнении зада-

ния

разрабатывать

собственную,

причем

уникальную,

соответствую-

щую складывающейся в процессе решения, тактику и стратегию поведе-

ния. От умения адекватно оценивать ситуацию и собственные возможности

зависит выбор плана действий, а в конечном итоге - результат. Учащийся вы-

полняет задание с заданными целями, и по количеству выполненных целей

определялся уровень развития рефлексии. В процессе учебной деятельности,

особенно при проверке знаний, учащиеся считают своей главной целью полу-

чение высокой оценки. При этом в новой незнакомой ситуации не сразу при-

ходит понимание особенностей этой ситуации, поэтому учащиеся действуют

по уже отработанной методе прохождения заданий на проверку знаний. При

повторном задании наблюдался более высокий уровень развития рефлексии,

наблюдались изменения в поведении, характерные для поведения в уже зна-

комой ситуации: изменялся уровень самоконтроля и время, отводимое на пла-

нирование поведения.

Следует отметить, что большинство учащихся уменьшило время об-

думывания тактики прохождения задания, что было вызвано возрастанием

уверенности в себе и выбранной заранее стратегии поведения в уже извест-

ной ситуации. При этом наблюдалось значительное смещение в иерархии це-

2

лей, поставленных перед тестируемым: на первое место большинство уча-

щихся выдвигает цель получить максимально возможное количество очков.

Таким образом, в результате проведенного исследования были полу-

чены важные результаты, позволяющие выявить интересные и очень важные

особенности проявления личности в процессе учебной деятельности. Были

исследованы процессы переопределения целей задания в зависимости от

мотивов личности. Динамика интеллектуального развития старшеклассников

вследствие

использования

разработанной

программы,

приведенная

выше,

подтверждает нашу гипотезу о положительном влиянии таксономии на ин-

теллектуальное развитие школьников.

3



В раздел образования