Автор: Храмова Ольга Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ОШИ "Лицей им.Н.И.Лобачевского" КПФУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическая модель на основе таксономии целей"
Раздел: полное образование
Психолого-педагогическая модель на основе таксономии целей
Храмова О.Н. учитель физики высшей
квалификационной категории
ОШИ «Ллицей им. Н.И. Лобачевского» К(П)ФУ
В педагогике проведено достаточное число разработок, посвящен-
ных проблеме формирования и развития мышления школьников, однако, в
ходе исследования не удалось найти таких работ, в которых были бы собраны
и обобщены данные, позволяющие развивать и влиять на развитие мышления
учащихся с позиций таксономии целей.
Экспериментальная программа и дидактический материал к ней яв-
ляются результатом анализа литературы, педагогической практики автора, ма-
териалов исследования.
Данная модель позволяет выходить за рамки установленной учебной
программы, дает возможность ученику заниматься теми видами деятельно-
сти, которые представляют для него наибольший интерес, самостоятельно
определяя интенсивность и объем этой деятельности. Учитель лишь помогает
ученику поставить перед собой задачи и овладеть необходимыми методами и
навыками их решения.
Работа с классом начинается со стартовой диагностики по предмету.
Тест состоит из 8-10 заданий, каждое из которых соответствует одному из
уровней. Ребенок выполняет задания, начиная с 1-го. Если сделана ошибка -
значит, данный уровень еще не сформирован и над этим предстоит работать в
сотрудничестве с учителем. Таким образом, в классе создается максимум 4
«условных» группы. Группы мобильны. Задача учителя - помочь ученику
сформировать данный уровень мыслительных операций и продвинуться на
более высокий. Таксономия Блума - Толлингеровой - инструмент для фор-
мирования уровня обученности и для педагогического наблюдения за траек-
торией развития каждого ученика.
Модель удобна для ребенка, так как дает право выбора заданий и
воспитывает в нем чувство ответственности за свой выбор. Ученик, находясь
в ситуации успеха, начинает верить в свои силы. На уроке царит атмосфера
сотрудничества и заинтересованности, возникает комфортная среда, способ-
ствующая развитию познавательных интересов ребенка.
При усвоении знаний с использованием таксономических заданий
целесообразно применять такие приемы и методы, как эвристическая беседа,
предварительные
задания,
проблемные
задания,
задачи
на
противоречия,
творческие экспериментальные задания. Указанные приемы и методы взаи-
мосвязаны: предварительные задания дают возможность поставить на уроке
проблему, которая решается в ходе эвристической беседы и подтверждается
затем экспериментом. С другой стороны, эвристическая беседа может вклю-
чать проблемные задания и проблемные вопросы.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что
успешное развитие мышления учащихся находится в прямой зависимости от
оптимального сочетания коллективной и индивидуальной деятельности обу-
1
чаемых. Таксономические задания позволяют с успехом применять как кол-
лективную, так и индивидуальную форму.
Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экс-
периментов показало, что реализация созданной методики позволила суще-
ственно повысить уровень сформированности анализа и планирования, а в
некоторых случаях и рефлексии у учащихся на уроках физики с использова-
нием таксономии целей.
В ходе исследования было выявлено, что активизация мыслительной
деятельности учащихся осуществляется главным образом с помощью задач
на создание проблемной ситуации, в процессе решения которых учащиеся
сами открывают для себя новые знания. Изучение нового учебного курса на
основе таксономии целей не только возможно, но и объективно необходимо
для успешного интеллектуального развития, так как оно способствует разви-
тию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Все учащие-
ся, принявшие участие в исследовании, овладели способом составлять таксо-
номические задания, что позволяет определить этапы построения логической
задачи, выбрать все возможные пути к решению данной задачи.
Обучение на основе таксономии целей способствует воспитанию у
школьников внутренней потребности в знаниях, желанию учиться, стремле-
нию к познанию, получению удовлетворения от преодоления трудностей.
Знания приобретают для учащихся большую значимость, так как они могут
их использовать в практике решения задач. У учащихся возникает познава-
тельный интерес, повышается мотивация, повышается уровень сформиро-
ванности анализа и планирования, а в некоторых случаях и рефлексии.
Применяемая методика позволяет повышать уровень развития
рефлексии благодаря тому, что ученик вынужден при выполнении зада-
ния
разрабатывать
собственную,
причем
уникальную,
соответствую-
щую складывающейся в процессе решения, тактику и стратегию поведе-
ния. От умения адекватно оценивать ситуацию и собственные возможности
зависит выбор плана действий, а в конечном итоге - результат. Учащийся вы-
полняет задание с заданными целями, и по количеству выполненных целей
определялся уровень развития рефлексии. В процессе учебной деятельности,
особенно при проверке знаний, учащиеся считают своей главной целью полу-
чение высокой оценки. При этом в новой незнакомой ситуации не сразу при-
ходит понимание особенностей этой ситуации, поэтому учащиеся действуют
по уже отработанной методе прохождения заданий на проверку знаний. При
повторном задании наблюдался более высокий уровень развития рефлексии,
наблюдались изменения в поведении, характерные для поведения в уже зна-
комой ситуации: изменялся уровень самоконтроля и время, отводимое на пла-
нирование поведения.
Следует отметить, что большинство учащихся уменьшило время об-
думывания тактики прохождения задания, что было вызвано возрастанием
уверенности в себе и выбранной заранее стратегии поведения в уже извест-
ной ситуации. При этом наблюдалось значительное смещение в иерархии це-
2
лей, поставленных перед тестируемым: на первое место большинство уча-
щихся выдвигает цель получить максимально возможное количество очков.
Таким образом, в результате проведенного исследования были полу-
чены важные результаты, позволяющие выявить интересные и очень важные
особенности проявления личности в процессе учебной деятельности. Были
исследованы процессы переопределения целей задания в зависимости от
мотивов личности. Динамика интеллектуального развития старшеклассников
вследствие
использования
разработанной
программы,
приведенная
выше,
подтверждает нашу гипотезу о положительном влиянии таксономии на ин-
теллектуальное развитие школьников.
3