Напоминание

Программа по формированию правовой культуры


Автор: Главаля Ирина Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11"
Населённый пункт: Иркутская область, город Ангарск
Наименование материала: методическая раработка
Тема: Программа по формированию правовой культуры
Раздел: полное образование





Назад




РЕКОМЕНДОВАНО на заседании методического совета Протокол № __ от ___.___.2016 Председатель МС _____________ Т.П. Губкина УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» _______________ Т.А. Демидова приказ №______ от «___»______ 2016 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации Ангарского муниципального образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Авторская педагогическая разработка

комбинаторного типа
Программа по правовой культуре подростков
Автор разработки:
Губкина Татьяна Петровна, Зам директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Ангарска; Главаля Ирина Геннадьевна, социальный педагог Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Ангарска г. Ангарск, 2016 год
Пояснительная записка.




Авторы:
Губкина Татьяна Петровна зам директора по УВР, Главаля Ирина Геннадьевна, социальный педагог


Название курса:
«Формирование правовой культуры у подростков»


Классы:
7-8
Количество часов в неделю:
На реализацию курса «Формирование правовой культуры у подростков» отводится 68 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 35 минут в соответствии с нормами СанПина.


Образовательная область
: право


Правовая культура
– это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.
Формы правовой культуры
: • правовая культура общества; • правовая культура личности; • правовая культура группы. Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура — это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы. Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать—уважать—соблюдать. Правовое воспитание — составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.
Актуальность
данной программы направлена на реализацию проблемы воспитательной системы как одной из приоритетных задач, стоящих перед школой. Программа способствует формированию личности, способной действовать в коллективе и с коллективом. Владение правовой грамотностью становится условием формирования современного мировоззрения подростков, способность разрешать комплекс устоявшихся личных и общественных проблем, подготовить подростков к ответственной и осмысленной жизни в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. К сожалению, в нашем обществе низкий уровень правового самосознания. У школьников слабое знание правовых норм, поэтому число правонарушений и преступлений среди подростков растет. В России в 2015 году наблюдается пятипроцентный рост общего числа преступлений. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (44,4%) составляют кражи, число которых возросло на 8,7%. При этом количество грабежей уменьшилось на 10%. В нашей школе распространенное правонарушение кража телефонов. В 2014 году – было совершено 3 правонарушения (кража телефонов); в 2015 году – 1 кража мобильного телефона; в 2016 году – 1 кража мобильного телефона.
На территории м-он Китой в основном неблагоустроенные дома. В Китой приезжают семьи, которые не в состоянии приобрести благоустроенную квартиру, также приезжают неблагополучные семьи, которым нечем платить за проживание в благоустроенной квартире. Поэтому на учителей школы ложится большая ответственность за благополучие и образование детей в рамках профилактики правонарушений. В МБОУ «СОШ № 11» ведется системная работа по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений через проведение классных часов.


Новизна
программы состоит в том, что в ней за основу формирования правовой культуры положены основы общей культуры человека, включающая в себя знания законов и норм права, внутреннее осознание себя как личности, включаясь в современную жизнь, учась разбираться во многих явлениях и принимать самостоятельные решения. Таким образом, программа по изучению правовой культуры представляет:  Интеграцию актуальных идей традиционной и современной педагогики.  Использование современных педагогических технологий в воспитании правовой культуры подростков.  Включение изучение различных форм и приемов организации свободного времени. Программа дает возможность:  Обучение системой правовых знаний.  Развивать умения и навыки сознательного, юридически правильного поведения в обществе.  Воспитание чувства ответственности за свое поведение.  Формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка. Курс направлен на пропаганду правового образования как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. При разработке программы курса использовалось современное законодательство Российской Федерации в области регулирования прав местного самоуправления, имеющаяся научная и учебно-практическая литература. Изучение большинства учебных вопросов выстраивалось с учетом нормативно-правовой базы г. Ангарска как муниципального образования, что позволяет обучающимся практически закрепить полученные общие знания о муниципальном законодательстве Российской Федерации. Данную программу могут использовать учителя-предметники, классные руководители. Программа состоит из системы уроков по темам.
Цель
программы: - Формирование правовой культуры у подростков. Формирование правовой культуры направлено на решение ряда
задач:
- Изучать правовые нормы и понятия. - Вырабатывать правовые убеждения. - Воспитывать этико-правовые установки. - Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые и могут привести к совершению преступлений.
Принципы
организации правового образования обучающихся:  Принцип системного и дифференцированного подхода к подросткам.  Принцип активизации интереса подростков к приобретению правовых знаний.  Принцип связи правовой информации с фактами из повседневной жизни подростков, приучение их к сознательной оценке своих поступков.  Принцип обеспечения сознательного усвоения правовых знаний.  Принцип учета психологических и возрастных особенностей подростков.
Методологические подходы программы
 Личностно-деятельностный подход.  Практическая направленность и творческий подход.
 Компетентностный подход.  Гуманистический подход.  Системный подход.  Интегрированный подход.
Формы и методы:
 Встречи с работниками прокуратуры, правоохранительных органов.  Сюжетно-ролевые игры знакомства с правовыми нормами, разбор проблемных ситуаций.  Конкурсы рисунков, фотографий: «Права человека через фотообъектив".  Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.),  Социальное проектирование (проект «Я имею право знать»).
Ожидаемые результаты:
 Создание положительного эмоционального отношения подростков к правовому образованию и самообразованию.  Обеспечение каждому школьнику активной гражданской позиции.  Возможность проявлять инициативу, независимость, самостоятельность в своих действиях.
Требования к уровню подготовки подростков
Учащиеся должны знать и уметь:  понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении.  права и обязанности учащихся школ.  название основного документа о правах ребенка, основные его статьи.  сущность преступления и правонарушения.  отличие правовых норм от норм морали.  понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения.  информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы.  особенности уголовной ответственности за групповые преступления.  выражать негативное отношение к плохим поступкам.  приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях защищать свои права.  формировать представление о правовой культуре.  предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее.  соблюдать правопорядок в общественных местах.
Организация

учебного

процесса.
Учебно-методическое пособие предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:  Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал.  Внеурочная форма, в которой подростки участвуют в конкурсах, акциях, социальном проектировании.
Содержание курса.
Курс состоит из двух частей:  Теоретическая и практическая подготовка материала по правовой культуре. (60 часов).  Социальное проектирование (8 часа) Приложение №1.

Критерии и показатели усвоения материала.
1. Информационные  формирование представления о правовой культуре;  знание прав и обязанностей школьников;  знание нравственных норм поведения в обществе, в школе, на улицах, дома. 2. Практические  формирование поведенческих норм;  развитие культурных ценностей через формирование этико-правовых установок. 3. Диагностические  проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания школьников, родителей, учителей;  изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания.
Формы контроля
 диагностика знаний, умений, навыков школьников;  участие в конкурсах, акциях, социальном проектировании.
Тематическое планирование программы

7 класс
№ Тема занятия Кол- во часов Форма занятий 1 Что такое личность? 1 Беседа с использованием ИКТ 2 «Человек в мире правил» 1 Беседа с использованием ИКТ 3 «Что значит быть законопослушным  гражданином» 1 Беседа с использованием ИКТ 4 Культура: понятие, виды, функции. 1 Беседа с использованием ИКТ 5 «Правовая культура как составляющая общей культуры личности» 1 Практическое занятие 6 "Азбука правовой культуры" 1 Беседа с использованием ИКТ 7 « Что я должен знать о своих правах?» 1 Беседа с использованием ИКТ
8

Проект «Я имею право знать»

1

Работа над проектом
9 « Я - гражданин России» 1 Беседа с использованием ИКТ 10 « В мире права и закона» 1 Практическое занятие 11 Знакомство с понятием права и обязанности 1 Беседа с использованием ИКТ 12 Локальные акты: Устав школы, положения. 1 Беседа с использованием ИКТ 13 «Твои права, твои свободы» 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 14 «Правозащитные организации» 1 Беседа с использованием ИКТ
15

Проект «Я имею право знать»

1

Работа над проектом
16 Этическая основа культуры. 1 Беседа с использованием ИКТ 17 История этикета 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 18 «Позвони мне позвони» 1 Беседа с использованием ИКТ 19 Деловой этикет 1 Беседа с использованием ИКТ
20 «Мораль и право - дороги, ведущие к человечности» 1 Беседа с использованием ИКТ 21 «Идем в гости» 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 22 «Разговор о разговоре» 1 Беседа с использованием ИКТ 23 «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный зал …» 1 Беседа с использованием ИКТ 24 «Обеспечение личной безопасности в доме и на улице» 1 Беседа с использованием ИКТ
25

Проект «Я имею право знать»

1

Работа над проектом
26 « Мои права в семье» 1 Беседа с использованием ИКТ 27 «Детский Закон соблюдай, вовремя домой шагай» 1 Беседа с использованием ИКТ 28 «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» 1 Беседа с использованием ИКТ 29 «Преступления и правонарушения» 1 Беседа с использованием ИКТ 30 «Следствие ведут знатоки» 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 31 «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» 1 Беседа с использованием ИКТ 32 «Преступления, связанные с употреблением и распространением наркотиков» 1 Беседа с использованием ИКТ 33 Предупреждение вредных привычек у подростков". 1 Беседа с использованием ИКТ
34

Проект «Я имею право знать»

1

Защита проекта

Тематическое планирование программы
8 класс № Тема занятия Кол-во часов Форма занятий 1 Что такое общество. Общественная жизнь. 1 Беседа с использованием ИКТ 2
Правовая культура общества.
1 Беседа с использованием ИКТ 3 «Я живу в правовом государстве». "Толерантность в правовом государстве". 1 Беседа с использованием ИКТ 4 «Общественная безопасность. Ответственность за преступления против общественной безопасности» 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 5 Права детей и подростков в международных документах 1 Беседа с использованием ИКТ 6 Конвенция о правах ребенка 1 Беседа с использованием ИКТ 7 Декларация прав ребенка 1 Беседа с использованием ИКТ 8 Проект «Правовая ответственность несовершеннолетних» 1 Работа над проектом 9 «Этикет семейных отношений» 1 Беседа с использованием ИКТ 10 Взаимоотношения родителей и детей. 1 Беседа с использованием ИКТ 11 «Кем я вижу себя в своей будущей семье?» 1 Беседа с использованием ИКТ
12 «Суд совести. Есть ли он?» 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 13 «Что такое свобода» 1 Беседа с использованием ИКТ 14 «Правонарушение – это преступление?» 1 Беседа с использованием ИКТ 15 Проект «Правовая ответственность несовершеннолетних» 1 Работа над проектом 16 Уголовное право Российское Федерации. Задачи и принципы уголовного права. «Уголовная ответственность подростков» 1 Беседа с использованием ИКТ 17 Основы трудового права РФ. 1 Беседа с использованием ИКТ 18 Основы административного права РФ. 1 Беседа с использованием ИКТ 19 Основы гражданского права РФ. 1 Беседа с использованием ИКТ 20 «Проступок и правонарушение. Стадии совершения правонарушений» 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 21 «Причины совершения преступлений» 1 Беседа с использованием ИКТ 22 «Правонарушения, совершенные группой лиц. Ответственность перед законом» 1 Беседа с использованием ИКТ 23 «Преступление и наказание» 1 Беседа с использованием ИКТ 24 Опасный путь преступной жизни. 1 Беседа с использованием ИКТ 25 Проект «Правовая ответственность несовершеннолетних» 1 Работа над проектом 26 Главные защитники прав ребенка и подростка 1 Беседа с использованием ИКТ 27 Главные ценности нашей жизни 1 Беседа с использованием ИКТ 28 Друзья и ровесники. 1 Беседа с использованием ИКТ 29 Вымогательство. Кража. Грабеж 1 Беседа с использованием ИКТ 30 Драки – это правонарушение? 1 Беседа с использованием ИКТ 31 «Неотвратимость ответственности» 1 Беседа с использованием ИКТ 32 Предупреждение вредных привычек у подростков". 1 Игровая программа: сюжетно- ролевая игра 33 «Профилактика безопасного поведения на дорогах» 1 Беседа с использованием ИКТ 34 Проект «Правовая ответственность несовершеннолетних» 1 Защита проекта


В раздел образования